Сотрудничество как форма взаимодействия в детском хореографическом коллективе
статья

Виноградова Наталья Владиславовна

Сотрудничество как форма взаимодействия в детском хореографическом коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_-_kopiya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество как форма взаимодействия в детском творческом коллективе.

Педагогика сотрудничества - направление в педагогике, представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. 

Сотрудничество является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр.

Основными положениями педагогики сотрудничества являются:

* отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога  и учащегося;

* самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся),

* коллективная творческая воспитательная деятельность,

* творческое самоуправление учащихся,

* личностный подход к воспитанию,

* сотрудничество педагогов,

* сотрудничество с родителями.

 В толковом словаре Ожегова слово сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе. Одним из первых провозгласивших педагогику сотрудничества, стал российский педагог, психолог, ученый-новатор в сфере педагогической психологии Амонашвили Шалва Александрович. Его методика обучения и воспитания направлена на личностное развитие детей, построение доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями. Роль учителя, по словам Амонашвили, состоит никак не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать учиться. Работая, педагог должен  стараться  уделять внимание  каждому ученику, обязан понимать детей. Педагогика сотрудничества предполагает демократический (помогающий) стиль отношений с детьми. При демократическом стиле педагогической деятельности ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. 

Успех любого коллектива во многом зависит именно от того, насколько сплочёнными и заинтересованными являются его участники. К ним относятся сам педагог, дети и их родители. Сплочение коллектива необходимо осуществлять постепенно, ненавязчиво и совершенно незаметно.
В  нашем  коллективе  сплочение  начинается  с  детей. Для того чтобы ребёнок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение, искренность, поддержка. При такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно начнёт создаваться атмосфера сотрудничества. Главное поставить цель.  Дети начинают  взаимодействовать  друг с другом, общаться, лучше узнавать друг друга, учатся работать в группе.

«Слово учителя, - говорил В.А. Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство педагога включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». С первых занятий я объясняю моим воспитанникам, что все мы занимаемся одним общим делом и к занятиям нужно относится серьёзно, что все мы очень разные, и людей нужно воспринимать такими, какие они есть и относится к ним следует так, как хочешь, чтобы относились к тебе и если мы будем относится друг к другу безразлично или  враждебно, то результат общей работы будет оставлять желать лучшего. 

Технология обучения  в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально - групповую работу и командно-игровую работу. Детям  я предлагаю  разбиться  на 2 группы. Группам даётся определённое задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Разновидностью такой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде.  Каждая  команда  придумывает свой этюд, и показывает друг другу. Затем команды просматривают этюды, ведут  обсуждение, указывают на возможные недочёты.

Также полезно проводить игры на сплочение коллектива.

Игра «Встаньте в круг».

Детям предлагаем собраться в круг, включается музыка и дети начинают двигаться хаотично по всему классу, стараясь не сталкиваться и передвигаться аккуратно. В это время они импровизируют, изображают каких-либо животных. Через некоторое время музыка останавливается. После этого дети должны собраться в круг. Игра усложняется и теперь дети  с  закрытыми глазами пытаются выстроить круг. Когда все участники игры занимают свои места и останавливаются, ведущий хлопает в ладоши. Все  открывают глаза и смотрят, какую фигуру им удалось создать. Смысл игры состоит в том, что полученный результат – нарисованная фигура – напрямую зависит от сплочённости и отношений в группе. Те группы, которые чувствуют друг к другу полное доверие и умеют действовать согласованно, могут достаточно быстро выстроиться в правильный круг. Если же круг получился не очень ровным или вовсе не получился, это значит, что члены такой группы недостаточно уверены в себе и друг в друге, и в трудных условиях не смогут результативно действовать.  Игра повторяется снова, но ребята должны  помнить, что есть общая цель. Достичь которую можно действуя согласованно. Правила игры остаются прежними.

На учебных занятиях отводится специальное время, где дети могут раскрыть своё собственное «Я». Они с удовольствием импровизируют, придумывают собственные пластические этюды, вместе, сообща мы находим новые танцевальные образы. Зная потенциал каждого ребёнка,  я стараюсь выявить, раскрыть и развить всё ценное в каждом из них.

В процессе работы я  учитываю  особенности ребёнка, изучаю его личность, его интересы, его отношения с одногруппниками, родителями,  уделяю  внимание организационно- воспитательному аспекту своей деятельности: она направлена не только на результативность обучения, но и на воспитание нравственно-волевых качеств ребёнка, развитие его самооценки. В процессе  совместной деятельности дети приобретают опыт нравственного поведения, расширяется их эстетический кругозор, это  и посещение  театра,  музея,  выставки художественного творчества, фестивалей и конкурсов, концертных программ, внутренние  мероприятия, после которых следуют совместные обсуждения, где каждый может принимать  участие и  высказывать своё мнение.

Подобная демократическая позиция создаёт оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в коллективе, способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, изобретательности, фантазии, уверенности в себе. С помощью подобной стратегии устанавливается  контакт с детьми, создаётся общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной доле и контакт, и свободу одновременно.

  Следующим аспектом  педагогики является сотрудничество с родителями.

Чем грамотнее организовано взаимодействие с родителями, тем успешнее развивается детский коллектив. Люди объединяются тогда, когда узнают друг друга. Коллективной формой взаимодействия является приобщение родителей к жизни коллектива: дни открытых дверей, открытые занятия, собрания.

Мне, как педагогу, важно  создать такие условия, при которых сплочение коллектива осуществляется само собой. Это  происходит  во  время подготовки к выступлениям, совместных поездок на конкурсы, фестивали, во время проведения различных мероприятий. В  течение года я регулярно  провожу  индивидуальные беседы  с  родителями, оказываю  консультативную  помощь. Сотрудничество преподавателя с родителями крайне важно для самого ребёнка. Особенно  это  важно для начинающих танцоров дошкольного и  младшего школьного возраста, которые только начинают получать  азы хореографии.  Родители присутствуют на  открытых занятиях, как правило  в  конце учебного года, но в начале  этого года по просьбе родителей  был проведён  открытый  обучающий  урок. Учащиеся демонстрировали   определённые  элементы танца и упражнения  гимнастики. Моей целью было донести до родителей  правильность исполнения  показанных  элементов, указать на возможные ошибки и уже дома они смогли  проконтролировать сами своего ребёнка. Результат совместной работы  родителей и детей был заметен уже на следующих занятиях. В этом случае родители выступают для ребёнка первоочередными помощниками.  Известный возрастной психолог Галина Сергеевна Абрамова писала что: «Успешность ребёнка в обучении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и поддержкой…»

   Детям, в свою очередь,  я предлагаю  показывать так называемые   «домашние концерты» для того, чтобы быть более раскрепощёнными в движениях, т.к. некоторые  закомплексованы и стесняются даже своих близких.  

Такие действия помогают простимулировать ребёнка на выполнение определённой  работы, напоминая учащемуся, что данную работу, а в нашем случае это готовый танцевальный номер, необходимо будет показать родителям, которые не остаются равнодушными и с радостью ждут выступлений в коллективе.

После открытых  занятий родители  оставляют  свои  отзывы, пожелания, благодарственные письма. Их мнения, пожелания, оценочные суждения всегда  учитываются мною при дальнейшей  организации работы с детьми.

В конце года вручаются  благодарственные  письма  родителям, принимавшим  активное  участие  в  жизни  коллектива, грамоты родителям воспитанников, принимавших  активное участие  в   жизни  учреждения. В  устной  форме  высказывается  благодарность  родителям, оказывающим  помощь  объединению. Предоставляется слово родительскому  комитету, который зачитывает  протокол  о проделанной  работе,  предлагает дальнейшую  помощь коллективу, выражает слова благодарности руководителю и концертмейстеру.  

Весной  проводится  итоговая аттестация, на которой  обучающиеся демонстрируют  результативность и эффективность выполнения  работы, которая осуществлялась в сотрудничестве с родителями.  Взаимодействие всех членов коллектива  направлено на его сплочение, творческое развитие, совершенствование познавательных интересов и создание   доброжелательной   воспитательной  среды в нашем коллективе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе: музыкально-хореографическая сказка "Волк и семеро козлят на новый лад"

Публикация посвящена особенностям работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной  кадетской школы. Подробно раскрывается технология  пос...

«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».

данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....

Формы и методы обучения джаз-танцу в детском хореографическом коллективе

В данной методической разработке определяются формы и методы, используемые педагогом на практике в обучении детей (8-18лет) джаз-танцу. Аналитическая работа, проделанная автором,  раскрывает проб...

В помощь педагогу дополнительного образования детского хореографического коллектива.

Коротко о значении танца в жизни ребенка. Применяемые мною педагогические технологии. Примерные темы по теории танца по годам обучения....