Мастер - класс Технологии смыслового чтения
презентация к уроку

Бадмаева Татьяна Васильевна

 Технологии смыслового чтения 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс «Технология смыслового чтения» МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа» учитель русского языка и литературы Бадмаева Т.В. 2017 год

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Слайд 3

Смысловое чтение- это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Слайд 4

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД: в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Слайд 5

Ключевые направления формирования умений работы с текстом: выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный текст. умение составить план прочитанного; воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем. работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы.

Слайд 6

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 7

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Работа с текстом до чтения

Слайд 8

Традиционная методика Инновационная методика Предтекстовые задания Текстовы задания Послетекствые задания

Слайд 9

Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».

Слайд 10

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Слайд 11

Приемы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой»

Слайд 12

3. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Слайд 13

Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»

Слайд 15

Прием «Ориентиры предвосхищения» До чтения текста Суждения После чтения текста Рукописная книга-произведение искусства. Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками. Рукописная книга была большой и тяжелой. Для письма использовали пергамент. Орудиями письма были перьевые ручки. Рукописные книги были доступны всем. Рукописные книги писались монахами. Летописи - это рассказы о важных событиях Древней Руси. Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием. Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.

Слайд 16

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 17

Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».

Слайд 18

«Мозговой штурм» Алгоритм реализации приема: Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Педагог может добавить различную информацию. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Слайд 19

«Глоссарий» Алгоритм реализации приема: Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Слайд 20

«Ориентиры предвосхищения» Алгоритм реализации приема: Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

Слайд 21

«Предваряющие вопросы» Алгоритм реализации приема: Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.) Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

Слайд 22

«Рассечение вопроса» Алгоритм реализации приема: Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Слайд 23

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 24

Приемы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой»

Слайд 25

«Чтение вслух» Алгоритм реализации приема: Чтение текста по абзацам. Зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.

Слайд 26

«Чтение про себя с вопросами» Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.

Слайд 27

«Чтение с остановками» Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Слайд 28

«Чтение про себя с пометками» Данная приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

Слайд 29

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 30

Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»

Слайд 31

«Отношения между вопросом и ответом» Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Слайд 32

Где ответ? В тексте В голове читателя в одном в разных автор и я только я предло- частях жении текста текста найди соедини соедини найди точный вместе, вместе, ответ ответ составь составь в своей ответ ответ голове

Слайд 33

«Тайм-аут» Алгоритм реализации приема: Чтение первой части текста. Работа в парах. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом .

Слайд 34

«Проверочный лист» Алгоритм реализации приема: ( Проверочный лист «Краткий пересказ») Названа основная мысль текста. Названы главные мысли текста и основные детали. Присутствует логико-смысловая структура текста. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста.

Слайд 35

«Вопросы после текста» («Таксономия Б.Блюма) Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к: - фактической информации текста, изложенной вербально; - подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; - концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста; - оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.

Слайд 36

Стратегия смыслового чтения формирует: познавательный интерес; развивает речь; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; появляется внимание к слову; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Слайд 37

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для мастер-класса по смысловому чтению

Презентация и конспект урока для мастер-класса  по смысловому чтению...

Мастер-класс "Развитие смыслового чтения на уроках физики"

В данной разработке представлены некоторые методы развития смыслового чтения на уроках физики в форме проведения мастер-класса с педагогами....

Мастер-класс "Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности"

Данная работа предствляет собой конспект-презентацию мастер-класса...

Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...

Мастер - класс "Обучение смысловому чтению на уроках математики"

Для формирования читательской грамотности на уроках математики существуют различные стратегии,  которые    направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников. ...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...