Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка
материал

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка в условиях лагеря с дневным пребыванием детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка

З.А. Космодемьянская

Методист высшей квалификационной категории

МБУДО ДДТ г.Донецка

  1. Национальный проект «Образование» перед всей образовательной системой ставит задачу, связанную с обеспечением российской экономики современными кадрами, которые уже сейчас должны формироваться в современных школах.

Комплексную поддержку учащихся в вопросах профессионального самоопределения обеспечивает институт наставничества, в том числе при реализации дополнительных общеобразовательных программ.

В статье представлен опыт использования формы наставничества «ученик-ученик» в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» в  МБУДО ДДТ г.Донецка.

  1. Ведущие идеи программы «Школа вожатского мастерства» -

- Содействие развитию интереса старших подростков к вожатской, педагогической деятельности,

-Комплексная целевая психолого-педагогическая подготовка учащихся общеобразовательных школ для работы в летних пришкольных лагерях с дневным пребыванием в качестве вожатых-волонтеров.

Миссия программы «Школы вожатского мастерства» - оптимально использовать потенциал детско-молодёжных инициатив и молодёжной энергии в организации летнего отдыха и занятости детей, подкрепив инициативу обучением.

  1. Программа реализуется ежегодно на весенних каникулах в условиях смены лагеря с дневным пребыванием. В реализации программы задействованы педагогические работники МБУДО ДДТ г. Донецка.

А также вожатые-волонтеры из числа старшеклассников, имеющие опыт работы в пришкольных лагерях в качестве вожатых.

  1. Под наставничеством мы понимаем универсальную технологию передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.  
  2. Формы наставничества - конкретные способы организации работы наставнической пары, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой образовательной деятельностью, в которую они включаются в рамках реализации программы.

В работе лагеря мы используем в основном следующие формы наставничества:

Учитель-ученик

Воспитатели – вожатые-волонтеры

Привлеченные специалисты – участники программы

Ученик-ученик

Вожатые-волонтеры – участники программы,

Участники программы (дежурные вожатые, руководители мастер-классов) – участники программы

Студент-ученик

выпускники дома детского творчества – участники программы.

Я подробнее остановлюсь на паре «ученик-ученик».

6. Данная форма наставничества реализуется в условиях сюжетно-ролевой игры со следующими характеристиками:

- развивающая социальная идея.  Например, в 2021 году участники смены «#лето_близко» должны были сделать пять шагов к успешному лету, в 2020 году мы раскрывали пять  секретов успешного вожатого и так далее.

- наличие коллективной творческой деятельности, которая организуется ежедневно,

- наличие возможности выбора индивидуальной траектории развития: реализуется в выборе мастер-классов, видов творческой, познавательной, игровой деятельности,

- разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и сменой: организатор, аниматор, участник конкурсных испытаний, лидер, мастер, слушатель,

- создание и закрепление в игре положительных моделей поведения, демонстрируемых и одобряемых  наставниками, создающих и поддерживающих ситуацию успеха,

- конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктата взрослых, основные ценности которой: доверие, дружба, ответственность, творчество, здоровье, свобода, уверенность в себе.

Поскольку взаимодействие наставник-наставляемый происходит в условиях лагерной смены, оно характеризуется интенсивностью, общими целевыми установками, насыщенностью проектной и творческой деятельности.

7. В ходе реализации программы Наставник выполняет следующие функции:

 консультирует, информирует, обучает, поддерживает наставляемого в следующих ситуациях:

- подготовка и проведение игр на общем сборе,

- осуществление функций дежурного вожатого,

- планирование и анализ работы отряда,

- подготовка и реализация образовательного проекта (мастер-класса),

- проведение наставником мастер-класса.

Таким образом, будущий вожатый в ходе совместной деятельности приобретает уверенность в своих силах, новые знания, приобретает опыт конструктивного взаимодействия, тренирует практические умения, ощущает поддержку и собственную успешность.

8. Наставник в ходе такой деятельности, в свою очередь получает:

  • подтверждение своей компетентности,
  • мотивацию на дальнейшее саморазвитие,
  • новые творческие идеи,
  • новый эмоциональный опыт.

9. Результатом такого взаимодействия  становится  

  • повышение  уровня мотивированности и осознанности будущих вожатых в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования;
  • Развитие положительных жизненных ориентиров, навыков здорового и безопасного образа жизни, социально-приемлемых форм организации досуга детей и молодёжи.
  • Активное развитие навыков уверенного поведения и личностных качеств: ответственности, коммуникабельности, инициативности.

10. Организация наставничества

  •  содействует развитию интереса к вожатской, педагогической деятельности.
  • способствует эффективной подготовке  старшеклассников к конструктивной работе в качестве волонтеров-вожатых в пришкольном лагере.
  1. образовательные учреждения положительно оценивают работу волонтеров-вожатых, прошедших обучение по программе, отмечая их компетентность в организации игровой и творческой деятельности детей, уверенное поведение, позитивный настрой на общение с детьми, проявление интереса к педагогической деятельности.

Таким образом, Использование технологии наставничества в образовательной практике организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы стимулирует развитие потребности у современного ребенка в самосовершенствовании, способствовать его личностной самореализации и профессионального становления при выборе профессиональной траектории.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности"

Программа "Школа безопасности" направлена на мотивацию и формирование здорового и безопасного образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа модельеров»

Программа «Школа модельеров» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основным технологическим приёмам изготовления одежды. Программа предусматривае...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа педагогики"

Программа внеурочной деятельности «Школа педагогики» позволит привлечь внимание учащихся к педагогическим профессиям, что будет способствовать исправлению дисбаланса на рынке труда и повли...