Приемы интерактивного обучения на уроках русского языка
учебно-методический материал

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Федеральный государственный стандарт ставит задачу научить ребёнка учиться, а не только осваивать конкретные предметные знания и навыки. Поэтому цель учителя – грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приёмы и методики, чтобы мотивировать учеников к новым познаниям, сделать каждый урок интересным и запоминающимся. Мне в этом помогают интерактивные приёмы «Корректор», «Рефлексивное сочинение», «Учитель»,  «Орфографический Олимп», «Плюс – минус – интересно», «Незаконченное предложение», «Комплимент».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабанова Татьяна Дмитриевна

МКОУ Ермоловская СОШ

Лискинского района

Приёмы интерактивного обучения на уроках русского языка

Федеральный государственный стандарт ставит задачу научить ребёнка учиться, а не только осваивать конкретные предметные знания и навыки. Поэтому цель учителя – грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приёмы и методики, чтобы мотивировать учеников к новым познаниям, сделать каждый урок интересным и запоминающимся. Мне в этом помогают интерактивные приёмы «Корректор», «Рефлексивное сочинение», «Учитель»,  «Орфографический Олимп», «Плюс – минус – интересно», «Незаконченное предложение», «Комплимент».

Интерактивные приёмы обучения – это взаимодействие учащихся между собой и учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит формирование УУД. 

Начало урока должно привлекать внимание учеников, быть неожиданным по содержанию и интересным по сути, настраивающим на тему урока, способствующим развитию школьников. Этим требованиям отвечает интерактивный приём «Корректор». Посмотрим, как можно использовать данный приём при изучении темы «Одна и две буквы нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных».

Учитель предлагает задание.

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Учитель предлагает обучающимся оформить грамотно меню, объяснить правописание слов.  (Задание можно дать с намеренными ошибками, например, бульён куринный. )

  1. Буль…н кури…ый.
  2. Котлеты сви..ые.
  3. Коври…ка ржа…ая.
  4. Пиро..ки  жаре..ые.
  5. Лосось копчё..ый с пряностями.
  6. Компот груш…вый.
  7. Кисель клюкве…ый.

Разбирая четвёртое и пятое словосочетания, учащиеся испытывают дефицит знаний, сталкиваются с проблемной ситуацией: необходимость выполнить задание и невозможность его сделать. Здесь собственное знание о незнании должно стать стимулом дальнейшего освоения материала.

Учитель предлагает обратиться к правилу и образцу рассуждения на с. 59, §23 (Русский язык. 7 класс/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Т.А.Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2015) и выражает уверенность в успехе обучающихся.

Школьники работают в группах

Отчёт о проделанной работе может быть представлен в виде рефлексивных сочинений.

Приём «Рефлексивное сочинение» (шаблон)

- Сначала мы рассуждали так…

- Потом мы столкнулись с проблемой…

- Затем мы сравнивали (делали)…

- Мы увидели (поняли)…. Значит…

- Теперь мы знаем, что…

Деловая игра «Учитель».

Играть всегда интересно, а попробовать себя в роли учителя  тем более. Вариантов данного приёма много, приведу один из них, который с успехом использую на своих уроках.

Ведущий (он же «учитель») готовит дома три вопроса на ранее изученные темы, например:

- Что такое синтаксис?

- Почему в слове «цирк» после ц буква и, а в слове «красавицы» -  ы?

-  Какое слово лишнее? Кофе, мозоль, тюль, шампунь

Учитель фиксирует правильные ответы. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то ведущий («учитель») даёт исчерпывающий ответ с примерами.

Эффект от данной игры высок: сухой опрос заменён живым общением, «учитель» тщательно готовится сам, прежде чем спросить одноклассников, учащимся всегда приятно дать верный ответ  ровеснику. За короткий период можно повторить и лингвистические термины,  и изученные правила. Условие: вопросы, по возможности, каждый раз должны быть новыми. Оценки ставятся наиболее активным учащимся сразу же или суммируются (например: за три правильных ответа – «5») и выставляются по мере накопления верных ответов. Часто «учителями» назначаю «слабых» учеников, повышая и их уровень знания, и самооценку.

Игра – соревнование «Орфографический Олимп».

Мы с ребятами часто используем данную игру. Она позволяет проверить знания учащихся, тренирует в правильной, грамотной речи.

На обычной или интерактивной доске рисуется флажок (вершина Олимпа), к которому будут стремиться играющие. Заранее в две колонки (слева и справа) пишутся слова с пропущенными орфограммами.

К доске выходят два человека. Разыгрывается первый ход: ребята задают вопросы; кто быстрее, полнее ответит, тот и начинает игру. Из ребят, которые не участвуют в игре, назначаются два эксперта, они должны следить за правильностью ответов. Если эксперт с ответом игрока не согласен, игрок, который ошибся, пропускает ход и ещё раз правильно повторяет объяснение орфограммы.

Объяснение орфограмм начинается с самого нижнего слова и должно быть полным, например:

Трескуч – на конце кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.

Стеклянный – в суффиксе прилагательного пишу две н, т.к это исключение.

Играющие во время объяснения вставляют пропущенные буквы и полностью обозначают орфограммы. Остальные ученики тоже записывают эти слова в тетрадь и следят не только за правильностью ответов игроков, но и за правильностью оценки экспертов. Таким образом работает весь класс. Ученикам, работавшим у доски, выставляются оценки.

Интерактивные приёмы подведения итогов урока.

Приём «Плюс – минус – интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, всё зависит от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается таблица из трёх граф.

Плюс

Минус

Интересно

В графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на уроке: информация и формы работы, которые могут быть полезны для достижения каких-то целей.

В графу «Минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, оказалось не нужным или непонятным.

В графу «Интересно» учащиеся вписывают любопытные факты, о которых узнали на уроке и что ещё хотели  бы узнать по данной проблеме.

Этот приём позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся важными будут графы «Плюс» и «Интересно», так как в них содержится информация, которая может им когда- нибудь пригодиться.

Приём «Незаконченное предложение»

1. Сегодня я узнал…

2. Я понял, что…

3. Теперь я могу…

4. Было трудно…

5. Урок дал мне для жизни…

6. У меня получилось…

7. Я научился…

8. Мне захотелось…

Приём «Комплимент»

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок. Такой вариант подведения итога повышает самооценку учеников (особенно «слабых»), вселяет веру в свои силы, в личную значимость.

Приведённые здесь приёмы помогают мне  обеспечить  активность мыслительной или практической деятельности учащихся на всех этапах занятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка

Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.Суть мет...

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

Приемы саморазвития на уроках русского языка

В данномм материале представвлены конкретные примеры приемов саморазвития на уроках русского языка...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...