Формирование мотивации учения на уроках родного языка
статья

Худи Некое Аркадьевна

Формирование мотивации учения на уроках родного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учения на уроках родного языка

Общий смысл формирования мотивации учения состоит в том, что  учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.

1.Приёмы деятельности учителя. Способствующие формированию мотивации учения в целом.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе;  включённость ученика в коллективистические формы организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося. Помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов. Наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Формированию мотивации способствуют необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях , самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

2.Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.

Используя разнообразные приёмы формирования мотивации учения, учителю надо помнить, что внешние, даже благоприятные условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении через внутреннее отношение к ним самого ученика.

Работа учителя, прямо направлена на упрочение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  • актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушить, а укрепить и поддержать;
  • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
  • коррекция дефектных мотивационных установок. Изменение внутреннего отношения ребёнка как к наличному уровню своих возможностей. Так и к перспективе их развития.

          Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за лёгкое задание может снижать мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности.

Для мотивации школьника более важной, чем отметка учителя, оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Если учитель своей оценкой действенно мобилизует приложение учеником новых усилий (а не просто слепо верит в силы ученика), то это вызывает возрастание активности и внутренней мотивации учащихся.

Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой приём, когда он сравнивает успехи ученика не с успехами других учеников, а сего прежними результатами. При этом слабый ученик будет чаще переживать чувство успеха, а сильный будет сталкиваться  с необходимым для него переживанием неудачи. Таким образом, похвала и оценка учителя тогда будут стимулировать положительные мотивации, если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу, психологическую цену этой работы для данного школьника.

Активность и гибкость целеполагания  стимулируют упражнения на постановку близких и далёких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Оправдывают себя упражнения на осознанный анализ учеником своих мотивов и целей, их сопоставление и соподчинение («что для меня важнее», что делает ученика субъектом своей мотивационной сферы. Например: упражнения по анализу «мотивационного портрета»: для кого из их общих знакомых характерно такое – то сочетание мотивов и целей?  Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связаны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

Эмоциональный тренинг может состоять в упражнениях по снятию тревожности и напряжённости, в укреплении положительных эмоций вследствие реалистичности уровней притязаний, в умении планировать свою деятельность  и предвидеть её трудности, в упражнениях на эмоциональную устойчивость в неблагоприятных ситуациях.

Таким  образом, программа формирования, как и программа изучения, также включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно - познавательной деятельностью школьника. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов и появлению у них новых качеств.

3.Формирование мотивации на отдельных этапах урока  у отстающих школьников.

Какую бы деятельность ученики не осуществляли, она должна иметь психологически полную структуру – от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приёмов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Например , на уроке может быть представлен цикл деятельности школьника по усвоению новых знаний и способов. В этом случае учебная деятельность должна включать задачи, обеспечивающие готовность именно к действиям добывания нового, т.е. проблемные задания и поисковые учебные действия и соответствующие по содержанию действия самоконтроля и самооценки. Если урок имеет тренировочную направленность, то ученик также должен быть в полной мере готов к выполнению именно этой деятельности и она также должна иметь соответствующую и психологически полную структуру – учеником должны быть поняты и приняты ( внутренне, им самим) задачи закрепления, он должен использовать адекватные способы работы, приёмы самоконтроля.

Следовательно, в зависимости от содержания урока учитель должен организовать некоторый цикл учебной деятельности у школьников и формировать соответствующий этой работе мотивационный цикл. Мотивация учения в рамках урока представляет собой некоторый завершённый цикл и проходит ряд этапов. Эти этапы таковы – от мотивации начала работы (готовность, включённость) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворённость или неудовлетворённость результатами, остановка дальнейших целей и т.д.)

Общая задача учителя состоит в том, чтобы ученик постоянно был мотивированным к действиям – и в начале урока, и входе его, и в конце урока. Но по содержанию эта мотивация различна.

Вначале урока ученик должен понять, что полезного и нового он узнает сегодня, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала урока. В ходе урока помимо сохранения и усиления исходной мотивации могут возникнуть новые дополнительные мотивы. Это происходит, если ученик начинает осознавать и понимать, какими способами он действует, умеет их оценить, сравнить, получить удовлетворение от самого процесса своего учения. В конце урока необходимо создать мотивацию завершения – ученик должен уметь оценить, какие поставленные в начале урока задачи выполнены, какие – нет, уметь определить причину этого, наметить для себя выводы, задачи для дальнейших этапов. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик смог выйти из него с положительным опытом.

Формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления:

  • восстановление положительного отношения к учению, к отдельным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи,  создавать условия для положительных переживаний успеха, терпеливо выслушивать;
  • упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания учителя , что в целом улучшит дисциплинированность этих детей;
  • использование наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т. д.

В работе с неуспевающими начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учиться, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей «выученной беспомощности» как следствия длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.

4.Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.

  • Этап вызывания исходной мотивации. Как это может сделать учитель? Прежде всего созданием практической ситуации и столкновением учащихся с их индивидуальными затруднениями. Затем учитель организует обсуждение того, что ученики знают, чего не знают и не умеют, подводит учащихся к осознанию того, чему надо научиться.
  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестаёт о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Какие приёмы может применить учитель для поддержания и формирования мотивации в ходе урока? Здесь могут быть использованы чередования разных видов деятельности (репродуктивных и поисковых, устных и письменных, трудных и лёгких, индивидуальных и фронтальных); выбор учителем меры трудности материала и использование отметки таким образом, чтобы чередовать у школьников мотивы и эмоции с положительной и отрицательной модальностью (удовлетворённость и неудовлетворённость), привлекая для этого активный поиск самих учащихся, их пробу сил, подключая их к самоконтролю и самооценке.
  • Этап завершения урока. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся, в сочетании с развёрнутой дифференцированной отметкой учителя. Для выработки подобной мотивации не всегда срабатывает подкрепление успехов учащихся – при определённых условиях бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них дифференцированное представление о своих возможностях. Это сделает их перспективную мотивацию более адекватной  и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений. На уроках закрепления речь может идти об обработке отдельных навыков до автоматизма. Поддержание учителем разных видов мотивации на отдельных этапах урока способствует внутренней связи между частями урока. Каждый этап необходимо наполнять психологическим содержанием. Ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация. Приведём пример фрагмента конца урока в пятом классе, направленного на укрепление мотивации с приёмов самоконтроля и самооценок учащихся.

Учитель. Какие новые способы работы мы сегодня усвоили? Каким приёмом это можно проверить?

Учащиеся. Сегодня мы сравнивали, как построены соседние предложения в рассказе. Чтобы проверить правильность нашей работы, нужно сопоставить ту задачу, которую мы ставили в начале урока, и результат, т.е. новый способ, о котором мы узнали.

Учитель. Правильно. Мы научились искать синонимы и повторы слов в соседних предложениях связного текста. Теперь подумаем, как работали ваши товарищи на уроке.

Учащиеся. Петя сделал ошибку на доске. 

Учитель. Обратим внимание на то, что Петя сделал ошибку, когда он активно искал новые способы работы, пробовал записать строение связного текста в виде схемы. При поиске нового ошибка может встретиться. Главное, что Петя её вовремя заметил и исправил, потому что он умеет себя контролировать по ходу работы. А другие наши ученики контролировали себя во время работы? 

Учащиеся. Я остановился в середине упражнения и проверил себя… Мы на доске записали несколько способов записи текста в виде схемы и тем самым проверили себя…

 Учитель. Да, и это очень хорошо, что мы ещё сегодня потренировались в контроле своей работы до того, как она закончена. Итак, ещё раз вспомним, чему же мы сегодня научились на уроке. 

Учащиеся.Изучили новый способ работы с текстом, потренировались контролировать себя по ходу работы. 

Учитель. Верно. Большинство наших учеников справились с этой работой. А кто скажет, чего мы ещё не умеем делать, как показала наша сегодняшняя работа?

Учащиеся. … Мы не смогли построить новый вариант этого рассказа, если он будет адресован другому человеку.

Учитель. Правильно. Мы ещё не умеем перестраивать связный текст, чтобы сделать его выразительным в разных условиях общения. Это и будет нашим заданием на следующем уроке. А теперь поставим отметку за работу на уроке. Андрей, что бы ты сам себе поставил? Почему ты снизил себе отметку, какие стороны твоей работы ещё не очень сильны? А кто думает иначе?

Учащиеся. Наоборот, я не согласен с его оценкой. Он быстро решил, но не правильно записал…  И т.д.

Учитель. Но Андрей уже лучше, чем в прошлый раз, определил сильные и слабые стороны своей работы. Давайте поставим ему ту отметку, которую он сам себе поставил и обосновал. Это будет справедливо.

У школьника преобладают познавательные мотивы первого уровня – интерес к знаниям и фактам, интереса к способам работы не наблюдается. Социальные мотивы выражены в виде стремления получить одобрение родителей, а мотивы ответственности и социального сотрудничества (коллективной работы) развиты меньше. Имеющиеся мотивы более выражены на «знаемом» уровне и мало - действенны. Ученик умеет самостоятельно ставить цели в учебной работе, но не удерживает их в течение урока, в ситуациях затруднений и помех они не сохраняются , учебная деятельность разрушается. Знания (по данному учебному предмету) в основном охватывают факты, ученик мало владеет обобщёнными правилами и законами. Воспроизводит знания по памяти, но не достаточно их понимает и применяет в новых условиях. Учебная деятельность выражается в умении выполнять по инструкции учителя несколько действий. При решении задачи ориентируется только на результат, способ и результат не различает. Самоконтроль и самооценку может осуществить только в конце работы, а не в ходе её. Может выполнить учебные действия изменения, сравнения. В меньшей степени – моделирования. При незначительной помощи взрослого начинает решать задачу гораздо успешнее. Общее отношение к учению положительное. Но недостаточно активное и расчленённое. Может успешно обучаться.

5.Сводная карта состояния и хода формирования мотивации учения школьников.

Уро-

вень

Тип отноше-

ния к учеию.

                                  Мотивация учения

                                    Умение учиться

       Мотивы (ради чего учится).

           Цели (какие цели ставит и реализует в учении).

            Эмоции(как переживает учение ученик)

       

          Обученность (как умеет учиться школьник

Обучаемость к (как

может учиться

школьник)

Знания

Учебная деятельность

1.

Отрицательное

отношение

Преобладание

Мотивов избегания неприятностей,

наказания.

Индивидуалистичес-

кие  мотивы.

Отсутствие интереса

к процессу и содержанию учения.

Объяснение своих

неудач внешними

причинами.

Отвлечения

на уроках.

Неумение возобновить работу

после отвлечения.

Разрушение деятельности

после затруднений и

ошибок.

Низкий уровень

Притязаний.

Отрицательные

Эмоции избегания

страха,

обиды, неудовлетво -рённости

собой и учителем.

Эмоции устойчивой неуверенности в себе

из – за длительного неуспеха

(«выученная беспомощность»)

Знания

о фактах.

Узкий круг

Знаний.

Учебная деятельность

Не сформирована.

Неумение выполнять несколько действий в определённой последовательности.

Неадекватный самоконтроль и

самооценка.

Низкая самооценка.

Отсутствие переноса

знаний
в новые условия.

«Закрытость» для помощи

другого человека.

2.

Нейтральное (пассивное)

отношение

Неустойчивые мотивы интереса к

внешним результатам учения

Уход

от трудностей.

Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешённым задачам.

Отрицательные эмоции скуки,

неуверенности.

Неустойчивость

эмоций.

Узнавание

и воспроизведе-ние

готовых знаний

Выполнение отдельных учебных действий

по инструкции и по образцу.

Пассивность в

новых условиях и        и ситуациях.

 3.

Положительное

(аморфное, нерасчленённое,

ситуативное)

отношение (пред -отношение).

Широкий познавательный мотив как интерес к результату учения и к отметке учителя.

Широкие диффузные социальные мотивы ответственности.

Неустойчивость мотивов.

Ориентация на результат своей деятельности.

Понимание первичное осмысление и достижение

целей, поставленных учителем.

Эмоции удивления,

Переживания необычности, новизны и развлекательности

учебного материала.

Положительные эмоции от  пребывания в школе.

Общий неустойчивый

положительный

настрой к учению. Зависящий от ситуации.

Знания о фактах, понятиях и терминах.

Запоминание знаний.

Понимание и выполнение учебной задачи. Поставленной учителем. Выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу.

Итоговый самоконтроль и самооценка ( по результату работы).

Восприим -чивость

к усвоению новых знаний.

4.

 

Положительное

(познавательное, осознанное)

отношение.

Новые мотивы из самостоятельно поставленных целей. Учебно –

познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний; осознанное соотнесение мотивов и целей, своих действий.

Понимание связи результата

со своими возможностями, различение трудности задачи и своих возможностей различение своих способностей и усилий в постановке реалистических целей с учётом своих возможностей.

Постановка цели с учётом субъективной вероятности успеха, умения определить расход времени и сил на достижение цели. Объяснение

причин своих успехов и неудач

как объективной трудностью задачи, так и своими усилиями в данном задании.

Отношение к отметке учителя с учётом трудности

Задачи, своих способностей и усилий.

Положительные эмоции от поиска разных способов решения. Удовлетворённость адекватной самооценкой. Положительные эмоции от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя. Положительные эмоции от умения различать свои способности в целом и усилия в данном задании. Осознанность эмоций. Отрицательные эмоции временной неудовлетворённости собой при столкновении с задачей новой трудности.

Знание о законах и   теориях, о способах деятельности.

Применение знаний в знакомых условиях. Понимание знаний.

Репродуктивный уровень

усвоения знаний. Системность, осознанность, обобщённость знаний.

Переопределение и доопределение учебных задач, поставленных учителем, и самостоятельная постановка учебных задач.

Пошаговый самоконтроль и самооценка (по ходу работы).

Осознание структуры учебной деятельности в целом и самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому. Различение способа и результата учебной деятельности. Осознанный поиск разных способов решения. Адекватная самооценка.

Восприимчивость к усвоению

способов учебной работы.

5.

Положительное (активное, инициативное, творческое) отношение.

Мотивы совершенствования способов учебно – познавательной деятельности (самообразования).

Самостоятельность мотивов. Осознание соотношений своих мотивов и целей.

Активное апробирование целей. Постановка самостоятельной цели (без

 помощи взрослого) и по своей инициативе.

Постановка гибких целей, меняющихся в зависимости от ситуации.

Осознание себя как субъекта учебной деятельности  и источника активности в учении.

Осознание своего уровня притязаний.

Постановка нестандартных
(творческих) целей. Постановка перспективных . отсроченных целей.

Положительные эмоции  при

 постановке нестереотипных целей.

Эмоция, предваряющая и регулирующая деятельность.

Эмоция конструктивного сомнения.

Отрицательные эмоции временной неудовлетворённости при самостоятельной постановке более сложных целей.

Знания о    

методах познания.

Применение знаний в новых условиях.

Продуктивный уровень усвоения знаний.

Гибкость  и оперативность знаний.

Гибкость

и мобильность

учебной задачи

и способов

учебной деятельности.

Прогностические

самоконтроль и

самооценка

(до начала работы).

Высокая самооценка.

Выход из учебной деятельности в

самообразование.

Восприимчи –

вость к усвоению

обобщённых

рациональных

способов

организации

своей учебной

работы.

Активность

ориентировки в новых учебных

условиях.

Обращение к

Учебной деятельности в

необязательной ситуации.

Перенос способа

действия

в новые условия.

Инициатива в ситуации со

скрытыми возможностями.

6.

Положительное

(личностное,

ответственное,

действенное)

отношение.

Мотивы

совершенствования

способов сотрудничества

с другим человеком в ходе

учебно –

познавательной

деятельности.

Соподчинение мотивов, их

устойчивая

иерархия с

доминированием

1,2 мотивов.

Преодоление

Борьбы мотивов на основе устойчивой

внутренней

позиции.

Мотивы ответственности

на  основе

осознания

причастности

к результатам

совместной

учебной

деятельности.

 

Достижение и

реализация

всех видов целей

и доведение

деятельности

до её

завершения.

Постановка

социально

значимых целей. Цель как

принятие

решения

с личной

ответственностью.

Предвидение

социальных

результатов и

последствий

достижения

своих целей.

Настойчивость и

упорство в ходе

преодоления

помех и

затруднения при

достижении

целей.

Объяснение

своих успехов и

неудач

внутренними

причинами.

Стремление к

расширению

круга своих

возможностей,

уровня

притязаний и их

реализация.

Положительные

эмоции личностного

пристрастного

отношения к ходу

и результатам

учения.

Избирательные

личностно

окрашенные

эмоции.

Положительные

эмоции уверенности

в своих

возможностях,

гордости и

достоинства.

Устойчивый

оптимистический

внутренний

настрой.

Положительная

эмоция активной

позиции в

коллективе.

Положительные и

отрицательные

эмоции сопереживания

учителю и учащимся.

Оценивание как наличие своих

личностных

суждений по поводу знаний

и способов

учебной

деятельности.

Действенность

знаний как

стремление

использовать

их на практике.

Идейность

знаний как

наличие

социальной

позиции их

оценке.

Выполнение учения

как социально

значимой

деятельности и

понимание себя как

субъекта этой

деятельности, активно и

самостоятельно

ставящего себе цели.

Использование результатов учения

в социальной

практике.

Овладение культурой

учебного труда,

сложными умениями, на их

оценке.

Восприимчи-

вость к новым

видам сотруд –

ничества в ходе

учения, к но –

вым способам

применения

усвоенного

в социальной

практике.

Готовность к

сотрудничеству

с другим чело –

веком (при

уменьшающей-

ся помощи

другого чело-века).

Быстрый темп

продвижения.

Сводная карта признана помочь учителю охватить всю программу изучения в целом, а также более точно определить уровень, на котором находиться отдельный ученик, что очень важно для осуществления диагностической и индивидуальной работы с ним.

Библиография:

  1. А.А. Бодалева, В.В. Столина. «Общая психодиагностика». – Москва, 1987 год.
  2. В.А. Кулько, В.А. Цехмистрова. «Формирование у учащихся умений учиться». –  Москва,1983год.
  3. Х. Хекхаузен. «Мотивация и деятельность». – Москва, 1986 год.
  4. Г.И.Щукина. «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся». – Москва, 1988год.
  5. Л.И. Божович, Л.В. Благонадёжиной. «Изучение мотивации детей и подростков». – Москва, 1972 год.
  6. А.К.Марковой. «Формирование интереса к учению у школьников». –  Москва,1986 год.
  7. Н.И.Александрова, Т.И.Шульга «Изучение волевых качеств - школьников с помощью методики «Нерешаемая задача». – Москва, 1987 год.
  8. И.Я. Лернер. «Качества знаний учащихся: какими они должны быть». Москва, 1978 год.
  9. В.М.Полонский. «Оценка знаний школьников». – Москва, 1981 год.
  10. Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская «Психология усвоения знаний в школе». – Москва, 1959 год.
  11. Н.Ф.Талызина. «Управление процессом усвоения знаний». – Москва, 1985 год.
  12. И.С. Якиманская. «Знания и мышление школьника». – Москва. 1985 год.
  13. З.И.Калмыкова. «Психологические принципы развивающего обучения». – Москва. 1979 год.
  14. А.К.Маркова. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». – Москва, 1983 год.
  15. З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагиной. «Отстающие в учении дети (проблемы психического развития). – Москва, 1986 год.
  16. А.И. Кочетова. «Педагогическая диагностика в школе». – Минск, 1987 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемы формирования мотивации учения у учащихся

Курсовая работа "Проблемы формирования мотивации учения у учащихся "...

Формирование мотивации учения и познавательного интереса в школьном возрасте

Формирование мотивации учения и познавательного интереса в школьном возрасте - основная задача любого учителя.Заинтересовать ребенка необходимо на начальной стадии изучения предмета. В статье изл...

Реферат "Формирование коммуникативных компетенций на уроках родного языка путем использования приемов ТРКМ"

Традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний...

формирование мотивации учения на уроках английского языка

в данной презентации говориться о благоприятных мотивационных характеристиках школьников, о способах формирования положительной мотивации к обучению иностранного языка...

Презентация "Формирование мотивации обучения на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности в 5-х классах"

Основной целью обучения  в школе является подготовка ученика как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не ме...

Формирование мотивации учения школьников на уроках истории

Программу формирования мотивации учения школьников на уроках истории имеет смысл начинать с рассмотрения, что и в какой последовательности целесообразно формировать.Общий смысл программы формирования ...