Современные педагогические технологии в профессиональном обучении лиц с ОВЗ на уроках учебной практики
статья

Панкова Оксана Владимировна

Аннотация: рассмотрены информационно-коммуникативные технологии, метод исследовательско-проектной деятельности, методы проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, метод разноуровневого обучения, практико-ориентированные формы, которые используются мастером производственного обучения, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, на уроках учебной практики

 

Ключевые слова: современные педагогические технологии, профессиональное обучение, лица с ограниченными возможностями здоровья, уроки учебной практики

 

Тематическая рубрика: СПО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovr_ped_tehnologii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии
в профессиональном обучении лиц с ОВЗ
на уроках учебной практики

Автор: Панкова Оксана Владимировна

ГПОУ ТО «Тульский техникум социальных технологий, Тула, Россия

e-mail: pankovna@yandex.ru

Аннотация: рассмотрены информационно-коммуникативные технологии, метод исследовательско-проектной деятельности, методы проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, метод разноуровневого обучения, практико-ориентированные формы, которые используются мастером производственного обучения, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, на уроках учебной практики

Ключевые слова: современные педагогические технологии, профессиональное обучение, лица с ограниченными возможностями здоровья, уроки учебной практики

Тематическая рубрика: СПО

Современная педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Классификация педагогических технологий многообразна, богата, объемна и сложна как разными авторами, так и в разное время, на разных континентах. Классификация может осуществляться: по подходу к ребенку, по доминирующему методу, по категории обучающихся, по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью и др. Многое подвергается обсуждению и возражению. Но неизменно остается только одно в определении педагогической технологии – это то, что она включает в себя строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Мастеру производственного обучения особо необходимо в своей деятельности применять информационно-коммуникативные технологии. Это, естественно, усиливает мотивацию обучения, развивает коммуникативные возможности и информационную культуру личности, формирует умения работать с информацией различного характера и принимать оптимальные решения в своей деятельности. Используя, как средство внедрения ИКТ на уроках учебной практики, персональный компьютер является связующим звеном между обучающимися и мастером производственного обучения, который шире использует развивающие методы и приемы (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод). В век современных технологий практически у каждого обучающегося имеется выход в интернет. Интегрируя всю собранную информацию по профессии воедино, постоянно изменяется неограниченное обогащение содержания обучения. И здесь просто необходимо вовлекать в эту деятельность обучающихся лиц с ОВЗ, у которых появляется жизненная профессиональная значимость, самореализация. Достаточно интересно проходят уроки, когда подборку видеосюжетов, видеороликов, фильмов, иллюстративных фрагментов профессиональных материалов делают сами обучающиеся. При этом стираются границы в подготовке материала между обучающимися лицами с ОВЗ, детьми-сиротами, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных обучающихся, так как все становятся в равное положение по поиску, систематизации и переработке информации.

Метод исследовательско-проектной деятельности перекликается с ИКТ, так как не только дает возможность обучающемуся лицу с ОВЗ внутри микросреды начать учиться максимальному публичному выступлению, развивать индивидуальный творческий потенциал, но и приобщить его к достижениям информационно-глобального сообщества к личному планированию, к поисковым решениям, к плодотворному сотрудничеству внутри микросоциума. А это обязательно поможет в дальнейшем лицу с ОВЗ и проходить производственную практику, и акклиматизироваться в социуме для дальнейшей трудовой деятельности. Это можно подтвердить не только активностью обучающегося на уроках, их возможной успеваемостью, а также и посещаемостью, но и во внеурочное время, когда у обучающихся лиц с ОВЗ есть острое желание быть в курсе современных новинок, в том числе и по профессии. Так, например, выполняя исследовательский коллективный проект по регулировкам механизмов и узлов швейного оборудования, по правильной установке деталей, их испытании, обучающиеся собрали достаточно богатый профессиональный материал, а конечным результатом можно назвать раздаточное дидактическое пособие для уроков производственной практики.

Целесообразно использовать на уроках учебной практики методы проблемного обучения, которые активируют творческие и мыслительные способности обучающихся, уравнивающие возможности лиц с ОВЗ с возможностями других обучающихся. Мастер производственного обучения ставит конкретный вопрос в виде проблемной ситуации, приводя к противоречию в практической деятельности, определяя проблемные теоретические и практические задания, сталкивая явления с различных позиций, побуждая сопоставлять, сравнивать, анализировать и т.д.

На уроках учебной практики правилом для каждого мастера производственного обучения является использование здоровьесберегающих технологий, для которых характерно не только отсутствие болезней, но и наличие социального благополучия, психической и физической гармонии. Для слесаря-ремонтника швейного оборудования обязательны динамические физкультминутки для расслабления рук, пальцев рук, для снятия напряжения глаз, необходимы контроль за правильностью посадки обучающихся, для чего в мастерской установлены специальные стулья с регулируемым сиденьем по высоте. Обучающегося надо сажать за промышленный стол, подходящий по своей высоте для лица с ОВЗ. Все работы по разборке, ремонту, сборке и испытании швейного оборудования требуют от слесаря-ремонтника точности, ловкости, четкости, последовательности, внимательности, сосредоточенности, усидчивости, постоянного контроля не только со стороны мастера производственного обучения, но и самого обучающегося, тем более лица с ОВЗ. Надо отметить, немаловажную роль у обучающихся лиц с ОВЗ играет рациональная организация учебной и внеурочной жизни, а также постоянная просветительская работа с родителями и родственниками.

Достаточно эффективный в работе с обучающимися используемый метод разноуровневого обучения. При этой дифференциации обучающийся, являющийся лицом с ОВЗ, может последовательно, поэтапно и систематично пройти от легкого задания до сложного. Так, например, при повторении пройденного материала мастером производственного обучения могут использоваться тесты разного уровня: первый вариант С стандартен и является обязательным результатом обучения, второй вариант В включает дополнительные задания и упражнения (примером может служить кроссворд), третий вариант А предполагает систематизацию всего накопленного материала по теме (пример – тест на соответствие).

Для технологии дифференцированного обучения мастер производственного обучения работает с гомогенной группой, которая создана с учетом наличия у обучающихся лиц с ОВЗ каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Например, для лиц, имеющих особенности аутизма, необходима своя микросоциогруппа, в которой данный обучающийся будет чувствовать себя комфортно, нестеснительно и достаточно свободно. Взяв за основу индивидуально-психологические особенности таких обучающихся, можно сформировать такую гомогенную группу по уровню умственного развития (уже достигнутых результатов), по уровню здоровья (группы ослабленного зрения, физической силы рук и т.д.). Также можно создавать смешанные группы, которые будут давать возможность учитывать личные достижения и результаты каждого обучающегося индивидуально, дифференцирую при контроле знаний свой практический опыт и углубленные умения. Возможность применять на уроках учебной практики технологию дифференцированного обучения естественно зависит от опыта мастера производственного обучения, специфики той группы, с которой работает преподаватель, а также многих внешних факторов. Но даже и отрицательный опыт в данной сфере является тоже накопленными знаниями, поэтому не стоит останавливаться перед экспериментами, прогнозами и возможными вероятностями.

К основным практико-ориентированным формам относятся: лабораторно-практические занятия; деловые и ролевые игры (производственные игры); урок-тренинг; самостоятельная работа обучающихся; учебная практика; производственная практика; практикумы, групповая дискуссия, контрольные работы, зачеты и т.д.

В практике профессионального обучения дидактические игры получили широкое распространение с 80-х гг. прошлого столетия. Повышение гибкости в организации учебного процесса, расширение свободы действий мастера производственного обучения и обучающихся, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры привлекли к ним большое внимание.

Дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала, что немаловажно для обучающихся лиц с ОВЗ. Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают мастеру производственного обучения чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление обучающихся.

В исследованиях психологов игровой деятельности отводится особое место. Если при учебной деятельности процесс протекает внешне не заметно, а при трудовой – на виду, то при игре происходит одновременно и то, и другое. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (Советский энциклопедический словарь, Москва, 1983 г.). М. Буске – «… обучающие игры не должны содержать много информации или поучать, т.к. при этом случае они становятся учебными играми и перестают быть подлинными играми: их цель – расширить мышление, а не наполнить его». М. Ван Ментс – «…игры помогут помочь … растопить лед скованности». Л. Карролл – «Обучающие игры … ничему конкретному не учат, но учат мыслить по-новому, что гораздо важнее». Анализируя вышесказанное, если игру назвать дидактической, то, значит, на ведущее место поставить учебную цель, а на второй план отодвинуть процесс игры. Обучающая игра на первый план выдвигает процесс игры, а на второй – учебную цель, которая достигается обучающимися в игре. Именно такой подход к понятию производственная деловая игра позволяет однозначно определить, что имеют право на жизнь производственные ролевые и управленческие игры, когда обучающиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии. Сохранение игровой атмосферы во многом зависит от уровня общения мастера производственного обучения с играющими. Во время игры следует стремиться к сохранению игровой семантики, которая определяется самой игрой.

Деловые игры в значительной степени повышают познавательную активность обучающихся. Участвуя в деловой игре, обучающиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала. Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию у обучающихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, ибо все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях. Решая поставленную задачу, учащиеся анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, развивает инициативность, умение оперативно принимать решения и т.д.

Причина массового применения деловых игр связана также со становлением в стране рыночных отношений. В этих условиях расширяется сфера деловых контактов, а выпускнику-лицу с ОВЗ профессионального техникума помимо специальных знаний и профессиональных умений необходим опыт делового общения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Продуктивность деловых контактов часто становится решающим фактором достижения поставленной цели: правильный выбор тактики общения, культура переговоров, гибкость, выдержка и такт, знание правил делового этикета позволяют завоевать доверие и уважение партнеров по общению, создать положительный имидж, а это весьма важно, особенно в начале самостоятельного жизненного пути для особого обучающегося – лица с ОВЗ.

Цель тренировочной игры – помочь обучающимся перевести необходимую техническую информацию в память, которая может очень слабая у ЛОВЗ. Примером может служить игра «Ромашка», которую можно применять почти на каждом уроке, а особенно на дополнительные вопросы.  Пример тренировочной игры – игра «Технологический диктант».

Для этого типа игр характерно начало коллективного обучения – парного. При такой форме отрабатывается устная речь, высказывания обучающихся подкрепляются известной информацией, проявляются индивидуальные способности, создаются условия для оценки знаний каждого обучающегося его партнером. Здесь запоминание значительно активизируется, если придать игре соревновательный характер. Но тут очень важно суметь организовать соревнование так, чтобы оценку получили как каждый участник, так и команда в целом. На этом этапе обучающиеся осваивают высшую стадию коллективного обучения – бригадную.

Заметно повышает на уроке производственного обучения познавательный интерес обучающихся, особенно первокурсников, решение кроссвордов, которые относятся к типу творческих игр. Резюмируя вышеописанное, можно сказать, что вначале надо увлечь, а потом – научить. Урок – это творчество. И не только мастера производственного обучения, но и обучаемого тоже.  Без активного участия обучающихся не может быть эффективного урока. Мысли и слова мастера производственного обучения должны вести за собой учеников, заставлять их думать, соображать, делать выводы, каждый раз заново делать открытия. Урок должен вестись эмоционально, увлекательно. Чем интереснее дается материал, тем более внимательно обучающийся слушает, глубоко вникает в проблему. Поэтому, необходимо на уроках производственного обучения применять нетрадиционные формы и методы обучения. Главное – привитие обучающимся познавательного интереса к изучению всего, что связано с их будущей профессией.

При учении с увлечением эффективность урока и активность обучающихся заметно возрастает и в зависимости от того, какими практико-ориентированными методами обучения пользуется педагог.

Профессиональное мастерство обучающихся – это определенный уровень производительности труда. Обучающийся – будущий квалифицированный рабочий, специалист, естественно, не может и не должен выполнять работы, применяя только те трудовые приемы и операции и в том их содержании (конструкции, последовательности выполнения, сочетания и взаимосвязях), в каком они были освоены им на начальных этапах обучения. Способы выполнения работ по мере овладения техническими навыками совершенствуются, обучающиеся осваивают новые, передовые, высокопроизводительные приемы выполнения работ.

В этот период производственного обучения у обучающихся формируются такие важные качества, характеризующие их профессиональное мастерство, как культура труда, творческое отношение к труду, экономическая целесообразность их учебного и производственного труда. Процесс их формирования, как и сугубо профессиональных качеств, требует особого внимания, особой целеустремленности как со стороны мастера, так и обучающихся.

Резюмируя, надо отметить, что выбор современных педагогических технологий зависит только от мастера производственного обучения, но при этом необходимо обязательно помнить о точном научном проектировании в своей деятельности и тех составляющих, которые гарантируют обязательный успех всех педагогических действий, направленных на созидательный прогнозируемый результат, пусть даже и с допустимой нормой отклонения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку

«Ум является комплексом способностей — наблюдательности, памяти, мышления и т.д., поэтому всякое усовершенствование в одной способности ведет за собой развитие других... » Хрестоматиzи «Тео...

Современные педагогические технологии в обучении английскому языку.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении современных педагогических технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...