Модернизация, как путь к профессионализации обучения в сфере компьютерной музыки
статья

Люманов Сейран Велиевич

Статья для научной конференции на тему 

Модернизация, как путь к профессионализации обучения в сфере компьютерной музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyumanov_s.v.statya_o_vnedrenii_midi_tehnologiy.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

статья  преподавателя Люманова С.В.

 для научной конференции.

Модернизация, как путь к профессионализации обучения в сфере компьютерной музыки

На протяжении уже почти пятнадцати лет, методический центр по компьютерной музыке и ЭМИ, широко пропагандирует в системе ДШИ электронный клавишный инструмент портатон, упорно называя его в своих методических пособиях и программах   "клавишным синтезатором"!          Будучи экспертом компании Roland могу заявить, что ни один из производителей  не позиционирует инструменты такого класса, как - синтезатор. Ни на одной профессиональной сцене или звукозаписывающей студии инструменты  такого класса не используются. Он прост в управлении, не требует специальных знаний и был создан для любительского музицирования (см. примечание).

      Портатон - электронный клавишный инструмент  с автоаккомпанементом (самоиграйка). Это  класс музыкальных инструментов, который предназначен для индивидуальных исполнителей и индивидуальных выступлений. Их отличительная черта - 5-ти октавная полувзвешенная  клавиатура, встроенная система воспроизведения звука и функция автоаккомпанемента. Вам достаточно выбрать стиль, в котором должна звучать музыка, и нажать левой рукой аккорд (или одну клавишу) - инструмент  сам выберет и начнет воспроизводить партию бас-гитары, ритм-гитары и партии других инструментов в выбранном Вами стиле.  Инструменты  данного типа имеют весьма посредственное звучание и воспринимаются скорее как игрушка, нежели как музыкальный инструмент. Это  домашний инструмент.

 Синтезатор- это категория профессиональных инструментов, требующая кроме музыкального образования, специальных знаний из области MIDI технологий,  саунд-дизайна, звукотехники, электроники и компьютерных технологий. Чтобы освоить такой современный музыкальный инструмент и внедрить его в учебно-образовательный процесс, нужны специалисты владеющие этой профессиональной техникой.

Синтезатор, Рабочая станция — потенциально самое «мощное» автономное решение для композиторов, отвергающих шаблоны и штампы. У станций нет автоматического аккомпанемента и прочих средств, дающих возможность "склепать" песенку быстро и бесхитростно. Зато в ручном режиме можно делать почти все, что захочется. Как и лучшие клавишные аранжировщики, флагманские рабочие станции позволяют создавать композиции студийного качества, в том числе добавлять дорожки с живыми инструментами и вокальные партии (микрофонный вход и базовые средства обработки звука есть у многих моделей).

Двадцать лет назад - это, возможно, было актуально, но к настоящему времени электроника шагнула так далеко и стала настолько доступной, что совершенно очевидно: сегодня, наряду с материально-технической базой, мы должны на профессиональной основе модернизировать также и учебные программы в классах компьютерной музыки ДМШ.         

В интересах успешного осуществления подобного процесса необходимо условиться соблюдать три основных принципа: принцип актуальности, принцип доступности и принцип компетентности. Последний, третий принцип предполагает обязательное наличие специалистов, умеющих грамотно работать с профессиональным оборудованием.

Однако до нынешнего времени в классах игры на "синтезаторе" (а на самом деле - на интерактивном клавишном инструменте «портатон», который относится к категории досуговых, непредназначенных для профессиональной деятельности см.рис.1) основной упор делался исключительно на исполнительство с применением режима «автоаккомпанемента», то есть на интерактивное музицирование. При этом игнорируется вся та теоретическая и практическая часть подготовки музыканта, которая необходима для работы с профессиональным оборудованием: компьютерная аранжировка, инструментоведение,   звукотехника, студийная практика. Напрашивается вопрос о компетенции методического центра, который эти вопросы никогда не решал за недостатком опыта и знаний, оставаясь на уровне автоаккомпанемента. Совершенно очевидно,  что сегодня нам нужен новый  экспертный состав, способный внедрить новые профессиональные идеи  в учебный процесс.  

Допустим, «автоаккомпанемент» может быть полезным приложением для начинающих любителей, но, ведь отнюдь не для будущих профессионалов. Невозможно останавливаться на нём. Иначе его первичная и недолговечная польза самым коварным образом трансформируется затем в непреодолимое препятствие на пути истинно профессионального развития,  диктуя жесткие ограничительные рамки и для самого преподавателя, и, разумеется, для учащегося. В частности, постепенно происходит деградация пианистической техники, особенно исполнительских возможностей левой руки, а музыкальный репертуар резко сужается, замыкаясь на репертуарном уровне "самоучителя игры на синтезаторе" всевозможных авторов.

Правда, есть преподаватели, которые пытаются "приладить", если так можно выразиться, автоаккомпанемент даже к исполнению произведений классического репертуара. Но подобный метод исполнения неизбежно, полностью и почти всегда губит музыкально-поэтический замысел композитора, а само произведение низводит до уровня некачественной поделки, так как аранжировка  сводится к банальному, часто нелогичному   выбору того или иного музыкального стиля  заложенного производителями. Я сейчас не останавливаюсь на качестве нередактируемых тембров инструмента портатон. Это отдельная тема.

 Поэтому, на многих международных музыкальных фестивалях и конкурсах в номинации "электронная музыка" уже давно не допускается использование  функции автоаккомпанемента.

Никто не ставит перед собой цели  запретить играть на портатоне и петь в караоке. Задача состоит в том, чтобы обозначить профессиональные требования и условия   реализации приоритетных направлений, которые уже предварительно одобрены руководством дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства.

Напрашивается вопрос: как быть? Если говорить об исполнительском мастерстве на электронных клавишных инструментах, то лично мой вывод такой: необходимо обратиться к применению и использованию в педагогической деятельности качественных MIDI клавиатур, электронных пианино, коммутированных по MIDI c программными или аппаратными синтезаторами (имея в виду пользование их богатейшими и разнообразнейшими возможностями, а также применение  программных или аппаратных секвенсоров для создания оригинальных аранжировок). Это позволит работать с самыми сложными произведениями классической, джазовой и фольклорной музыки, не упрощая и не снижая их художественной ценности. При таком подходе появляется достаточная мотивация процесса обучения, как для учащегося, так и для преподавателя. Это очень интересно, это профессионально, это востребовано! И ведь это не теория, а реализованная практика, показавшая высокие результаты.

Особо хочу подчеркнуть, что настоящий синтезатор вообще не имеет функции автоаккомпанемента, на котором построена вся "Методика преподавания на клавишном синтезаторе" (даже само название не корректно, т.к. синтезаторы, если говорить профессиональным языком, бывают либо программные, т.е. виртуальные, либо аппаратные, или рэковые модули, т.е. железные).

 Как сертифицированный эксперт компании Roland должен сказать, что

 для качественно-нового прорыва в освоении электронной музыки,  является продвижение и внедрение  профессиональной техники и новейших методик обучения в общеразвивающие и предпрофессиональные образовательные программы  отделений компьютерной музыки в ДШИ и ДМШ.  

Для дальнейшего развития передовых идей, методическому  центру необходимо обозначить приоритетные направления и всячески содействовать  их развитию. В частности, необходимо навести порядок в методических пособиях и программах по  портатону и синтезатору. А  на конкурсах, для  инструменталистов,  необходимо  рекомендовать   номинации: "Портатон"-для исполнителей под автоаккомпанемент, и "Синтезатор" - для исполнителей фортепианных партий с оригинальной аранжировкой,  как это делается, например, на международном  конкурсе "Конкорд". Это позволит поднять престиж конкурсов, по электронной музыке, и поднять уровень исполнительского мастерства до профессионального.

Все эти актуальные вопросы возможно  решить, если экспертный состав комиссии методического центра будут представлять компетентные специалисты в области компьютерной музыки и современных мультимедиа технологий.

г. Москва    2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования процесса обучения аудированию в условиях модернизации Российского образования (английский язык).

Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые п...

Расширении образно-интонационной сферы в музыке для балалайки второй половины XX столетия

Статья раскрывающая особенности развития инструментальной традиции....

Методические рекомендации по теме: "Использование компьютерных технологий для создания фонограммы "минус", по дисциплине "Студия компьютерной музыки".

Разработанные мною методичнские рекомендации помогут в работе педагогам-музыкантам, звукорежиссерам, аранжировщикам....

Учебное пособие "Охрана труда и техника безопасности в сфере компьютерных технологий. Электробезопасность"

Учебное пособие предназначено для студентов очнойформы обучения профессии 09.01.03 Мастер по обработкецифровой информации, изучающих дисциплину ОП.04 «Охранатруда и техника безопасности».Пособие охват...

Статья "Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы"

С расстройствами речи тесно связано нарушение моторики, которые спонтанно не преодолеваются. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи не утра...

фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА."     В.А.  Сухомлинский....