Доклад «Работа над сочинением ОГЭ как один из видов формирования метапредметных результатов»
учебно-методический материал

Инна Владимировна Верцинская

Ни одному великому уму,

Познавшему учительскую прыть,

Не удалось открыть глаза тому,

Кто сам не захотел бы их открыть.

И. Губерман

Не для школы, а для жизни мы учимся.

 

Сенека

 

 

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять..

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Основной государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя – словесника. Один из существенных факторов успеха Основного государственного экзамена обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ОГЭ.

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gmo.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Работа над сочинением ОГЭ как один из видов формирования метапредметных результатов»

Ни одному великому уму,

Познавшему учительскую прыть,

Не удалось открыть глаза тому,

Кто сам не захотел бы их открыть.

И. Губерман

Не для школы, а для жизни мы учимся.

Сенека

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять..

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Основной государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя – словесника. Один из существенных факторов успеха Основного государственного экзамена обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ОГЭ.

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты обучения

Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучающимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть

отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного

образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом

образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие

формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения - УУД.

В образовательном процессе реализуется овладение системой универсальных учебных действий.

 Метапредметные результаты освоения основной

образовательной программы основного общего

образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие

мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими

поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

ориентации.

Понятие и сущность УУД

В широком значении термин «универсальные учебные

действия» означает умение учиться, т. е. способность

субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

путем сознательного и активного присвоения нового

социального опыта.

В более узком (собственно психологическом)

значении этот термин можно определить как

совокупность способов действия учащегося (а также

связанных с ними навыков учебной работы),

обеспечивающих самостоятельное усвоение новых

знаний, формирование умений, включая организацию

этого процесса.

Группы универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД: обеспечивают ценностно-смысловую

ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и

межличностных отношениях.

Регулятивные УУД: обеспечивают учащимся

организацию их учебной деятельности.

Познавательные УУД: обеспечивают познавательную

деятельность учащихся.

Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную

компетентность учащихся.

Универсальные учебные действия разработаны группой

ученых-психологов под руководством члена-корреспондента

РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова.

Методологической и теоретической основой УУД является

системно-деятельностный подход, опирающийся на работы

Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина,

Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.

ПРИМЕРЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ

1. Анализ и синтез

2. Обобщение

3. Сравнение

4. Целеполагание

5. Планирование

6. Коррекция

7. Контроль

8. Оценка и самооценка

9. Конспектирование

10. Коммуникация как взаимодействие

 Метапредметный подход хотя и помогает

избежать опасностей узкопредметной

специализации, при этом не предполагает

отказ от предметной формы, но, напротив,

предполагает развитие ее на рефлексивных

основаниях. Ученик узнает сам способ своей работы с новым

понятием на разном предметном материале.

Создаются условия для того, чтобы ученик начал

рефлексировать собственный процесс работы:

что именно он мыслительно проделал,

как он мыслительно двигался, когда восстанавливал

генезис того или другого понятия.

Личностные, которые позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные, включая саморегуляцию, они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.Познавательные (логические, познавательные и знаково-символические) включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания; логические действия и операции; способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Чтение играет очень важную роль в формировании универсальных учебных действий. Стратегией смыслового чтения и работы с текстом является поиск информации и понимание прочитанного.

Предполагаю, что в процессе обучения русскому языку и литературе в 5-11 классах я должна научить своих учеников:ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;находить в тексте требуемую информацию;решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста с целью написания комментария к нему;формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;понимать душевное состояние персонажей текста и авторскую позицию;делать обобщающие выводы.

И здесь важнейшим понятием является метапредметность, способ рассмотреть какое-либо явление или предмет с точки зрения разных наук или разных областей знаний. Например, работу с текстом при подготовке к выполнению задания 15 на ОГЭ по русскому языку

Задание 15.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Учащимся придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке. Поэтому необходимо раскрыть смысл высказывания, раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале; привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

Задание 15.2 – сочинение-рассуждение по цитате из текста.

Учащимся предстоит написать сочинение по цитате из текста. Это может быть его основная мысль или фраза, обобщающая или завершающая приведенный отрывок, однако, так или иначе, она будет касаться смысла текста. Для того чтобы хорошо справиться с заданием, необходимо перечитать предлагаемую цитату, еще раз просмотреть сам текст, выделив в нем главные моменты; составить предварительный план будущего сочинения; сформулировать собственную позицию относительно идеи, содержащейся в цитате; определить аргументы, подобрать к ним примеры из текста (в этом случае опираться необходимо только на содержание текста);

Задание 15.3 - сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

.

Метапредметность — это принципиально новое явление, вводимое в педагогическую практику стандартами второго поколения.

Метапредметные результаты – это:

освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД);

способность использовать УУД в учебной, познавательной, социальной практике.

Одним из приоритетных метапредметных результатов является также читательская грамотность.

PISA:

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  

ФГОС:

«Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе – досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Читательская грамотность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации. Метапредметный результат освоения основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9 класс) – смысловое чтение.

Согласно концепции И.Р. Гальперина, в тексте содержится три вида информации: фактуальная, концептуальная и подтекстовая. Понять текст - значит вычитать эту информацию:

фактуальную

(о чем в тексте сообщается открыто – 5-6 классы);

концептуальную

(основная идея текста, его главный смысл – 7-8 классы);

подтекстовую

 (о чем читается «между строк» - 9-11 классы).

 В результате смыслового чтения учащиеся должны уметь:

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

определять позицию автора;

высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции.

Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.

Закрепление навыков анализа текста.

Формирование коммуникативной компетенции.

Формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, определять позицию автора.

Высказывание своей точки зрения, убедительное её доказательство (приведение не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт).

Обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Формирование лингвистической компетенции.

Усвоение сведений о роли языка в жизни общества и человека.

Работа с текстом подразумевает 3 основных раздела:

Поиск информации и понимание прочитанного;

Преобразование и интерпретация информации;

Оценка информации.

В заключении своей статьи хочется отметить, что современной школе необходимо повернуться лицом к проблеме формирования читательской грамотности, учить смысловому чтению, умению работать с информацией в текстах различного содержания. Только тогда выпускник сможет смело смотреть в будущее, стать полноценным членом рождающегося на наших глазах информационного общества и реализовать свой человеческий потенциал.

В новых Стандартах общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.

Выделяют следующие метапредметные компетенции:

ценностно-смысловые компетенции;

общекультурные компетенции;

учебно-познавательные компетенции;

информационные компетенции;

коммуникативные компетенции;

социально-трудовые компетенции;

компетенции личностного самосовершенствования.

( классификация А.В. Хуторского (Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва))

В основе формирования указанных компетенций лежит развитие личностных качеств обучающегося. Какие именно качества подлежат развитию?

Когнитивные (познавательные): умение понимать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Креативные (творческие): фантазия, гибкость ума, раскованность мыслей, критичность, наличие своего мнения.

Оргдеятельностные качества: умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

Коммуникативные: умение взаимодействовать с другими людьми, умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Мировоззренческие: определение эмоционально-ценностных установок ученика, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, толерантность.

Ключевые компетенции включают в себя следующие умения и навыки:

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь формулировать проблемы и самостоятельно искать способ их решения.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать и обрабатывать информацию; работать с различными источниками информации.

Анализировать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться, включаться в проект; нести ответственность; уметь организовывать свою работу и работу членов группы.

Адаптироваться: уметь использовать новые информационно-коммуникативные технологии; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Для достижения устойчивых положительных результатов применяются следующие методы формирования ключевых компетенций.

Методы формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций.

Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. Существенную роль здесь могут сыграть следующие способы организации деятельности учащихся:

Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи.

Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи).

Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся.

Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент.

Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения.

Учебные задачи с избыточным условием.

Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации.

Метод кейсов (ситуационный семинар, решение ситуационных задач).

Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.

Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.

Методы формирования общекультурной компетенции.

К общекультурной компетенции относится понимание духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, понимание роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Реализовать указанные компетенции можно

Через научные объединения школьников, позволяющие реализовать интеллектуальный потенциал учащихся, повышать их культурный уровень, формировать навыки исследовательской работы;

Через организацию творческих объединений учащихся;

Через внеклассные мероприятия различных тематических направлений и форм проведения: выставки, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.д.

Методы формирования информационной компетенции.

задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);

задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

задания на упорядочение информации ;составление планов к тексту;

подготовка вопросов к тексту;

задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;

подготовка докладов, сообщений по теме;

подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу;

подготовка учебных пособий по теме;

подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;

информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;

учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;

выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.

Методы формирования коммуникативной компетенции.

все формы учебного диалога;

доклады и сообщения;

ролевые и деловые игры;

учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

обсуждения, дискуссии, диспуты;

выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Методы формирования социально- трудовой компетенции.

самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися);

групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);

групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);

любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества».

индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей;

Все названные методы в той или иной мере применимы на уроках русского языка и литературы на разных ступенях обучения.

Задания, проверяющие метапредметные умения, включены в состав контрольно-измерительных материалов на ОГЭ и ЕГЭ. Справиться с заданиями ОГЭ и ЕГЭ помогут навыки смыслового чтения.

Смысловое чтение – это «изучающее чтение», цель которого максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Главные задачи смыслового чтения - поиск и осмысление информации, преобразование, оценка и интерпретация информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов

Однако сегодня приоритетным становится  не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели  выпускника....

Доклад по теме «Формирование метапредметных результатов на уроках химии» ( из опыта работы)

Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов на уроках химии" (из опыта работы)...

Доклад "Формирование метапредметных результатов на уроках математики"

Формирование метапредметных результатов на уроках математики...

Доклад по теме Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС"

Доклад по теме  Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных  ФГОС" Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебни­ка от пар...