Папка воспитателя по самообразованию
материал

Колоница Галина Владимировна

Папка по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_samoobrazovaniya.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 Колоница Галина Владимировна

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников

(Название темы)

2021

(Начало изучения темы)

2022

(Окончание изучения темы)

Макаров, 2021


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога   Колоница  Галина Владимировна                                  

Дата рождения 06.03.1973 г.                                                                                    

                                                                         

Стаж работы в должности 16 лет                                                                              

Образование (название учебного заведения и год  окончания)

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении_I____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили):

2020г. - КПК «Социально-реабилитационные технологии в работе воспитателя, социального педагога, психолога специализированных учреждений для несовершеннолетних»

                                                                                 

                                                     


АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2021   /2022    УЧЕБНЫЙ ГОД

Взаимоотношение со сверстниками, взрослыми – важнейший фактор общего психического развития ребенка. Только в контакте с людьми возможно усвоение детьми общественно – исторического опыта человечества и реализации или прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.  

Практика работы с детьми, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра показывает, что отношения детей не всегда складываются благополучно.

Реабилитационный центр, с его особым микроклиматом – частичка огромного мира, в  который  попадает ребенок.  Вырвав  ребенка из неблагополучной, обычной для него, среды обитания, новые жизненные обстоятельства действуют  на  ребенка  как  стихийный  фактор   управления, и  наряду с этим  коллектив педагогов организует воспитательную деятельность.

 Но дети приходят в центр уже с багажом негативных эмоций, деструктивного общения. Им не хватает уверенности, отсутствует реальное представление о жизни, правильная оценка действительности.

Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок очень рано начинает занимать негативную позицию по отношению к другим. Дети, воспитывающиеся в большом коллективе, устают  от  нагрузок  и  шума,  поэтому  часто  «срываются»,  «грубят». Они очень переживают отсутствие родителей, и преодолеть это сложно. А  так же то, что эмоционально и информационно их жизнь перенасыщена, у них  практически  нет зоны, недоступной для взрослых и вообще для других людей, и в школе, и в центре они постоянно на  глазах контролирующих людей. Поэтому дети часто не очень хорошо усваивают новую информацию из – за перегруженности. Безусловно, им нужно учиться общению. Это одно из слабых мест этих детей. Как правило они все не умеют общаться. Спотыкаются друг о друга, о взрослых, проявляют агрессию от того, что у них не получаются отношения, а не оттого, что агрессия в них заложена на генетическом  уровне.

Ребенок,  живущий  в  реабилитационном центре,  вынужден  адаптироваться  к большому числу сверстников.  Этот факт создает особые социально – психологические  условия,  вызывающие  эмоциональное  напряжение, тревожность,  усиленную  агрессию. И часто в таких случаях возникают конфликты. Воспитанники чаще всего  самостоятельно не могут выйти из конфликтных ситуаций без ссор, драк, не владеют навыками конструктивного общения.

Особое внимание педагог должен уделять обучению детей правильному стилю общения. Конечно, такое обучение проходит ежечасно в естественной обстановке жизни группы воспитанников, но при этом необходимо формировать и специальные приемы и навыки общения.

Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не только с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали принять точку зрения другого. Необходимо понять, что такое конфликт, и как из него выходить.

Конфликт -  это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация.

Составляющими конфликтной ситуации являются:

-участники конфликта (оппоненты);

-предмет конфликта.

Конфликты – это часть нашей жизни. Они существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Другое дело - как относиться к конфликту. С одной стороны, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. С другой стороны – конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы.

Исследователи различают 4 типа конфликтов:

  1. межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);
  2. между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);
  3. межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).
  4. внутриличностный (между долгом и совестью);

Если систематизировать конфликтные ситуации, возникающие  в условиях реабилитационного центра  в общую структуру, то можно  выделить:

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанников  в школе, имеющих продолжение в реабилитационном центре.

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника с воспитателем. В данном случае причиной конфликтной ситуации выступают предъявляемые воспитателем требования, касающиеся разных сфер жизни ребенка.

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника при посещении обязательных  занятий.

-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника со сверстниками или другими воспитанниками центра.

Ребенок  должен уметь различать разные пути достижения успеха и гибко применять различные способы разрешения конфликтных ситуаций, исключать возможность провоцировать их самостоятельно.

Правильное отношение к конфликту предполагает не восприятие его как  досадной помехи, а как творчески решаемой задачи. От педагога требуется не малое мастерство для распознания подлинного конфликта, когда он скрывается, например, за некоторыми другим, поверхностным. Возникшее столкновение может служить проявлением другого, обычно более серьезного, возможно и неосознанного конфликта.

Выбирать наиболее адекватный способ разрешения конфликта помогает умение педагога – практика четко классифицировать сам конфликт. Подобных способов огромное множество, но мы остановимся на восьми из них: юмор, проявление ласки, компромисс, третейский суд, анализ, ультиматум, разрыв связи, подавление (моральное и физическое).

Юмор – это беззлобно – насмешливое отношение к чему – либо (к кому – либо). В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон.

Проявление ласки заключается в выделении положительных черт «противника» (Ты умный, знающий, самый любимый… и т.п.).

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. Например, два ребенка спорят о том, кому играть большой машиной. Один говорит другому: «Давай ты сначала поиграешь, а потом я». Конфликт будет решен, если второй ребенок согласится принять предложение другого.

Третейский суд. Данный способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы». Он может быть непосредственным (когда обращаются к реальному лицу) или опосредованным (обращение к произведениям знаменитых философов, писателей и т.д.) Важно также, чтобы третейский суд был авторитетен для обеих конфликтующих сторон.

Анализ обычно используется, если все предыдущие способы не соответствуют социально – психологической природе конфликта или же они не дали эффекта. Важнейшим  условием анализа является то, что проводить его следует на нейтральной территории. Иначе одна из конфликтующих сторон получает преимущество (эффект психологической защищенности).

Если все предыдущие способы не принесли желаемого результата, то можно предъявить ультиматум, то есть предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа («если вы не…, то я вынужден буду…(санкции)»).

И, наконец, если затронуты какие – то личностные структуры, которыми субъект не может поступиться, то возможен разрыв связи, либо используется такой крайний способ решения конфликтов как подавление (моральное или физическое).

Два последних способа решения конфликтов не приемлемы для педагога в силу специфики его деятельности.

Так как без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать. Для того, чтобы правильно разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам более серьезным: таким, как

-проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

-проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);

-проблемы социального плана ( потеря себя и тд).

Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:

I Соревнование (конкуренция) - «акула»;
II Приспособление (улаживание) - «плюшевый мишка»;
III Избегание (уклонение) - «черепаха»; 
IV Компромисс - «лиса»;
V Сотрудничество - «сова».

Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.

I Соревнование

   Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех. В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может помочь оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.

     В виде образа соревнование - это конкуренция "акула".

  Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

Тактические действия «Акулы»:

-  жестко контролирует действия противника и его источники информации;
-  постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
-  использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
-  провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
-  выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
  При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.
Качества личности:

- властность, авторитарность;

- нетерпение к разногласиям и инакомыслию;

- ориентировка на сохранение того, что есть;

- боязнь нововведений, неоднозначных решений;

- боязнь критики своего стиля поведения;

- использование своего положения с цепью достижения власти;

- игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

II Приспособление

   Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.

      Приспособление в виде образа - улаживание "плюшевый мишка"

     Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Стратегия улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум в постижении личных цепей. Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сил противников. Если соотношение сил не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя». Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу. Бывают и такие случаи, когда нужно сохранить добрые отношения. Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения. В случае же серьезного конфликта стратегия поведения «Плюшевого мишки» приводит к тому, что не затрагиваются главные спорные вопросы и конфликт остается неразрешенным.
Тактические действия «Плюшевого Мишки»:

- постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки;

- постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;
- потакает противнику, льстит.

Качества личности:

- бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
- желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
- идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
- преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.

III Избегание

     Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.
Плюсы и минусы данной стратегии: такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен («Если Вы не можете договориться, какую программу по телевизору смотреть, можно заняться чем-нибудь другим» - пишет американский психолог С. Кови), либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения (если Вы считаете, что вещь, которую Вам нужно купить в этом магазине слишком дорого стоит, то Вы можете пойти в другой магазин). Но в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

   В виде образа избегание можно представить как уклонение "черепаха".

  Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.
Стратегия поведения «Черепахи» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.
С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.

Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.

Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.

Тактические действия «Черепахи»:

- отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

- избегает применения силовых приемов;

- игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;

- систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.

Качества личности:

- застенчивость в общении с людьми;

- нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично;

- нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;
- неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

IV Компромисс

 Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

  В виде образа компромисс - это "лиса".       

 Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у нее нет своей позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным способом разрешения конфликта.
Тактические действия «Лисы»:

- торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;
- использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;
- ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».
Качества личности:
- предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;
- настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
- ожидание мягких формулировок, красивых слов;
- желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

V Сотрудничество

 При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.

 В виде образа сотрудничество - это "сова".

Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. «Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию. Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.
Тактические действия «Совы»:

- собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
- ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
- обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;
- если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
Качества личности:
- в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
- положительно относится к новациям, переменам;
- умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;
- использует свои способности для достижения влияния на людей.

Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

« Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого».

 Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.

 «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться  этого объективного обстоятельства.

 Нам необходимо решать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы:  

Современная жизнь невозможна без конфликтов.  Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения между детьми. Конфликтные ситуации обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребенка, развить в нем комплексы.


 Цель:  овладение новыми педагогическими технологиями  по вопросам профилактики конфликтов среди воспитанников с целью   профессионального личностного роста, внедрение новых форм, методов и приемов работы с воспитанниками

Задачи:  

   - повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу и  материалы сети Интернет по  данной теме, обобщать и распространять свой  педагогический опыт;

- формировать у воспитанников умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях, развитие способностей адекватного реагирования на конфликтные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты;

- формировать навыки конструктивного общения и  взаимодействия между детьми в группе;

- развивать у детей и подростков умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения друг с другом;

- учитывать и оценивать результаты собственной деятельности с целью определения новых задач.

Литература по теме:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464с.
  2. Каменская В.Г. Психология защиты и мотивации в структуре конфликта. - СПб., 1999, 287 с.
  3.  Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности. - М.: Журнал «Вопросы психологии» №2, 1990
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160 с.
  5. О. В. Хухлаева «Тропинка к своему «Я»»
  6. Н. В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению»

Изучить следующую литературу:

  1.  Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.; Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург,2007
  2. Конфликты: сущность и преодоление. Метод, материалы. Под ред. Ясниковой Л.Д. – М., 2000
  3. Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:2006
  4. Федосенко Е.В.«Психологическое сопровождение подростков.Система работы, диагностика, тренинги», СПб.:Речь, 2009.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме: Автономной некоммерческой организации "Центр профессионального урегулирования споров и конфликтов -" Медиаторы Сахалина"

Творческое сотрудничество по теме самообразования: руководитель АНО "Центр профессионального урегулирования споров и конфликтов-" Медиаторы Сахалина" А.А. Татауров

 Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) Доклад по теме: «Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников»; обобщение опыта «Арт-терапия как средство работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в целью коррекции межличностных отношений»,  доклад «Психологическая помощь подросткам в решении конфликтов»; Медиация» – переговоры между конфликтующими сторонами с участием независимого посредника».

Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие):

25.11.2022 Семинар-совещание: «Организация профилактики и коррекции буллинговых явлений в детском и педагогическом коллективах СРЦН» (провели специалисты Центра психолого-педагогической помощи семье и детям); 

25.11.2022 Семинар-тренинг: «Медиация: вопросы и ответы» – провёл руководитель Центра профессионального урегулирования споров и конфликтов - «Медиаторы Сахалина» А. А. Татауров

Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте:

19.01.2023г. – выступление на метод.объединении «Обобщение опыта по теме «Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников».


С 2020 года мной будут пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Январь - февраль 2021

Подготовка

Определение целей и задач темы. Составление перспективного  плана работы по выбранной теме самообразования.

План самообразования по теме «Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников»

Март – апрель 2021

Работа с методической литературой

Изучение методической, педагогической  литературы, работа с Интернет-ресурсами по теме.

Май 2021

Проведение

социометрической методики «Два домика»

Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской)  среди воспитанников ГКУ СРЦН «Огонёк»

Результаты социометрической методики «Два домика»

Июнь – август 2021

Беседы, дискуссии, часы общения, круглый стол

Знакомство с темой конфликта, видами конфликта и способами предупреждения конфликта

Час общения «Эти вредные конфликты»

Сентябрь – декабрь

2021

Тренинговая программа (совместно в педагогом-психологом),

коммуникативные игры для детей и подростков

Формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций.

Рассмотрение способов конструктивного поведения в конфликте, методов управления конфликтом.

Тренинг «Конфликт. Выход есть!»

Январь – март 2022

Игры – тренинги

(совместно в педагогом-психологом),

коммуникативные игры для детей и подростков

Сказкотерапия

Помощь воспитанникам в изменении своего поведения в сторону снижения  конфликтности (снижение конфликтности в личностно-эмоциональной сфере)

Круглый стол «Секреты бесконфликтного общения»

Апрель – июнь 2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игра-беседа

Сказкотерапия

Развитие

коммуникативных способностей у воспитанников, умения конструктивно вести себя во время конфликта и производить самоанализ и самооценку

Игровая программа «Азбука общения»

Июль – сентябрь 2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игры-тренинги

Сказкотерапия

Сплочение детского коллектива, формирование позитивного отношения к людям, побуждение детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Игра «Мы одна команда»

Октябрь – ноябрь 2022

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.

Декабрь 2022

Повторное проведение

социометрической методики «Два домика»

Результаты социометрической методики «Два домика»

Январь 2023

                                          Подведение итогов.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2020-2022__ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования –__________

Форма и место подведения итогов – _________________________

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Январь – февраль

2021

Разработка плана на, месяц, год.

Подбор материала. Изучение методической, педагогической  литературы, работа с Интернет-ресурсами по теме

Март-апрель 2021

Работа с методической литературой

Изучение методической, педагогической  литературы, работа с Интернет-ресурсами по теме

Май

2021

Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской)  среди воспитанников ГКУ СРЦН «Огонёк»

Проведение методики, анализ результатов

Июнь

2021

Беседы, дискуссии, часы общения

Игра - беседа «Я среди других»

Час общения  с презентацией «Конфликты в нашей жизни»

Июль

2021

Беседы, дискуссии, часы общения

Беседа «Как мы решаем конфликты»

Ситуативный практикум «Учимся предотвращать и разрешать конфликты»

Август 2021

Беседы, дискуссии, часы общения

Час общения «Эти вредные конфликты»

Сентябрь

2021

Тренинговая программа (совместно в педагогом-психологом)

Тренинг «Мир без конфликтов»

(2 занятия)

Октябрь

2021

Тренинговая программа (совместно в педагогом-психологом),

коммуникативные игры для детей и подростков

Тренинг «Мир без конфликтов» (итоговое занятие)

Коммуникативные игры «Ниточка и иголочка», «Узнай по голосам», «Превращения»

Ноябрь

2021

Коммуникативные игры для детей и подростков, игры-тренинги

Тренинг «Стоп конфликт!»

Коммуникативные игры «Гусеница», «Согласованность мыслей», «БИП»

Декабрь

2021

Коммуникативные игры для детей и подростков, игры-тренинги

Тренинг «Пути выхода из конфликта»

Коммуникативные игры «Пройти сквозь игольное ушко», «Печатная машинка», «Шуршунчики»

Январь

2022

Тренинговая программа

(совместно в педагогом-психологом),

коммуникативные игры для детей и подростков

Сказкотерапия

Тренинговая программа «Снижение конфликтогенности» (два занятия)

Коммуникативные игры «Сиамские близнецы», «Встаньте в круг», «Проводник»

Сказка «Ябеда»

Февраль

2022

Игры – тренинги

(совместно в педагогом-психологом),

коммуникативные игры для детей и подростков

Сказкотерапия

Тренинговая программа «Снижение конфликтогенности» (третье занятие)

Игра «Я умею контролировать свои эмоции!»

Сказка «Шапка-невидимка»

Март

2022

Игры – тренинги

(совместно в педагогом-психологом),

коммуникативные игры для детей и подростков

Сказкотерапия

Круглый стол «Секреты бесконфликтного общения»

Коммуникативные игры «Подари камешек», «Коровы, собаки, кошки», «Мышь и мышеловка»,

«Караван»

Сказка «Спорщик»

Апрель

2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игра-беседа

Сказкотерапия

Коммуникативные игры «Орда», «Восковая палочка», «На воздушном шаре», «Пчелы и змеи»

Сказка «Обида»

Май

2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игра-беседа

Сказкотерапия

Коммуникативные игры «Птицы, блохи, пауки», «Веселая сороконожка», «Веревочное кольцо

Сказка «Хвосты»

Июнь

2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игра-беседа

Сказкотерапия

Игровая программа «Азбука общения»

Сказка «Драки»

Июль

2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игры-тренинги

Сказкотерапия

Коммуникативные игры «Цветные обезьянки», «Стаи рыбок», «Волк и семеро козлят», «По грибы»

 Сказка «Грубые слова»

Август

2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игры-тренинги

Сказкотерапия

Коммуникативные игры «Через пропасть», «Болото», «Неваляшка»

Сказка «Дружная страна»

Сентябрь

2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игры-тренинги, час общения

Игра-тренинг

 «Мы одна команда»

Час общения «Вместе мы сила!»

Октябрь

2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игры-тренинги

Коммуникативные игры «Путешествие по листу бумаги», «Стул для вопросов», «Три зеркала»

Ноябрь

2022

Коммуникативные игры для детей и подростков, игры-тренинги, час общения

Коммуникативные игры «Я вижу в тебе», «Плечо к плечу», «Джойстик».

Повторение игр на командообразование.

Час общение «Жить без конфликтов»

Декабрь

2022

Повторное проведение

социометрической методики «Два домика»

Результаты социометрической методики «Два домика»

Январь 2022

                                       Подведение итогов

Обобщение опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчёт воспитателя по самообразованию

Отчёт воспитателя по самообразованию: тема, выступления, открытые занятия, мониторинги, методические пособия....

«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию».

Обзор информации по теме  «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы  по самообразованию». Поиск информации для педсовета  осуществлялс...

«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию». Часть 2

Обзор информации по теме  «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы  по самообразованию». Поиск информации для педсовета  осуществлялс...

«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию». Текстовой документ

Обзор информации по теме  «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы  по самообразованию». Поиск информации для педсовета  осуществлялся с п...

Справка о результативности работы воспитателей по самообразованию

Справка о результативности работы воспитателей спецшколы по самообразованию 2015 – 2016 уч.год...

Папка-раскладка по самообразованию.Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9

Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению  правонарушений среди несовершеннолетних в специальной (коррекционной) общеобразова...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ»

Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимо...