Использование инноваций в работе музыкального руководителя
методическая разработка

Задумина Наталия Александровна

Различные инновационные аспекты деятельности музыкального руководителя

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Образование невозможно представить без использования инноваций. Педагогические инновации – это целенаправленные действия, которые вносят в образовательную среду изменения, повышающие характеристики отдельных компонентов всей системы. И эти изменения дают возможность воспитывать гармоничную личность, активную, способную к самостоятельному творчеству.

      Современные дети по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. На смену традиционным, приходят методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

       В образовательном пространстве существует богатое разнообразие вариантов изменений педагогической практики для повышения качества образовательного процесса (программы, технологии, методы, средства).

       Так ранее музыкальное воспитание и образование осуществлялось по единой государственной программе («Программа воспитания и обучения» под редакцией М. Васильевой), то сейчас музыкальному руководителю дается право разрабатывать свою программу, которая утверждается организацией самостоятельно. Это дает возможность строить работу с учетом особенностей, возможностей воспитанников, не перегружая, а гармонично развивая.

       Следующий инновационный аспект – возможность использования различных технологий:

-Здоровьесберегающие, формирующие представления и навыки здорового образа жизни.  Формами работы являются спортивные занятия, игры, физкультминутки, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, релаксация.

- Проектная деятельность, смысл ее заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

В работе использую, прежде всего, творческие игровые проекты: игра Гости (готовимся к встрече персонажа: игрушка, растение, явление (дождик, время года), игры - путешествия (можно связать с сюжетами сказок, различными
познавательными темами).
Виды игр-путешествий: маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета, путешествие по временам года.

Создание творческого проекта всегда связано с продуктивной
деятельностью. Форма продукта творческого проекта: концерт, произведение (стихи, песни, сказки), спектакль, театрализация сказки, выставка, газета.

Например, проект спектакль «Восточная мудрость», когда вся постановка осуществлялась творческой группой (дети и педагог), где каждый старался привнести свое понимание, видение, осмысление сюжета и его реализацию.

- Синтез искусств, направлена на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография). Она отвечает запросам современных детей. При объединении разных видов художественной деятельности, чередовании их, находим черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающего музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Для проведения различных занятий, таких как «Какого цвета музыка?», «Матрешка», «Что такое театр?», «В мире прекрасного» использование иллюстраций, фото, видео фрагментов, схем, графических загадок и тд способствует активному восприятию материала, музыки, делает его более содержательным, интересным.

- Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Компьютерные технологии, презентации, постоянно сопровождают все мероприятия в учреждении, праздники, концерты,  педсоветы, развлечения, занятия и т.д.

Но это далеко не весь спектр использования ИКТ, так как это еще и  Интернет, телевидение, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. 

           

Пакет Microsoft Office оказывает помощь в создании текстов, таблиц, в ведении документации педагога, а также в обработке и хранении музыкального материала.

Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный, а также помогает при подготовке выступлений, докладов, отчётов в текстовой форме и в виде презентаций.

Использование компьютера – это дополнительная  учебная и музыкальная информация, разнообразный иллюстративный (статический и динамический видеоматериал), это  мощное средство повышения эффективности обучения, усилением мотивации ребенка, его занимательного интереса.

Знакомство с новой темой сопровождается показом слайдов, видеофрагментом, фотографий.

Слушая музыку, мы используем репродукции картин художников, а также портреты композиторов. Мы можем «посетить» театр, концерт.

Восприятие музыки осуществляется не только живым звучанием (фортепиано, детских музыкальных инструментов), но и с помощью цифровых технологий: синтезатора, музыкальных записей.

В обучении нотной грамоты  демонстрируем графический материал    

(модели, схемы, нотный стан, ноты, ритмический рисунок).

Обучая детей игре на детских музыкальных инструментах, также использую презентации для лучшего понимания ритма, оркестровки и в целом сохраняя заинтересованность детей и желание играть с удовольствием.

Таким образом, использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, делает встречу с музыкой более яркой, интересной, а музыкальный материал - доступным для восприятия.

Таким образом, использование инновационных технологий в музыкальном развитии способствует качественному улучшению учебно‐воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывая все этапы музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение использование компьютера и ИКТ в работе музыкального руководителя

Персональный компьютер — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывает...

Презентация "Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в коммуникативной деятельности через использование музыкальных сказок"(Из опыта работы музыкального руководителя)

Музыкальные сказки позволяют раскрыть творческий потенциал ребёнка(вокальные, хореографические способности), успешно социализировать дошкольника, способствуют развитию речи....

Программа «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.

Применение  здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального  воспитательно-образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребё...

Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя».

В данном проекте говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области...

«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Значимость использования ИКТ в каждодневной работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....

Использование QR-кода в работе музыкального руководителя учреждения дошкольного образования

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в образование стало неотъемлемой частью современной жизни. Информационная компетентность учреждений образования все больше показывает уро...

3. Использование эвритмии в работе музыкального руководителя.

Использование эвритмии в работе музыкального руководителя. Эвритмия – это особый вид художественного движения. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм&raqu...