Связь прошлого и настоящего России в историческом образовании
статья

Базаркина Наталья Николаевна

Проблема воспитания человека нравственного, обладающего чувством ответстенности за свою страну

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГУМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ

Доклад:

«Связь прошлого и настоящего России в историческом образовании»

                                                          Подготовила: Базаркина Н.Н.

                                                          Учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория

                                                          МБОУ «Гуменская СОШ»

                                                         

                                                       2015г.

    Без прошлого нет будущего. "Если народ не имеет своего прошлого, такой народ перестаёт существовать. Без истории распадается настоящее и меркнет будущее"

                                                                                                        Ключевский

      В настоящее время в нашей стране резко возрос общественный интерес к проблеме воспитания человека нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу своей страны. Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» патриотическое сознание российских граждан определено как важнейшая ценность, одна из основ духовно-нравственного единства общества [4]. Поэтому главной задачей образовательных учреждений, религиозных организаций, институтов гражданского общества является воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить Родине верой и правдой. Традиции подлинного образования, в том числе и патриотического воспитания как одного из его основных компонентов, в России изначально связаны с духовностью, с православием. Величайший полководец и православный человек Александр Васильевич Суворов называл Россию «домом Богородицы», говорил, что «Россия построена Промыслом Божьим» [11, с. 12]. Слово «Бог» и произошедшее от него слово «богатырь» – не случайно однокоренные слова. А прусский король и полководец Фридрих Великий о сильном духом русском воине говорил так: «Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить!» [6]. В России защита Отечества исторически связана с отстаиванием Православной веры. Русское воинство всегда называлось христолюбивым. В старой русской армии существовал девиз «За веру, царя и Отечество!» Кроме того, нельзя не согласиться с высказыванием советского и российского актера, кинорежиссера Н.С. Михалкова о том, «православие для русского народа – это и грамотность, и нравственность, и духовность, и основа отношений между людьми. Православие – система координат, столь важная и нужная для человека и общества» [9]. Поэтому без сомнения ценным и своевременным является обращение к имеющемуся отечественному духов- но-педагогическому наследию. Патриотическая идея в период древнерусского государства была неразрывно связана с религиозными традициями. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа, государства. Православная вера была системой нравственных ориентиров и ценностей, таких, как верность, соборность, самоотверженность, служение. Православие являлось основой духовного единства народа. Поэтому защита Отечества считалась и защитой православия и наоборот, что закрепило в сознании людей священное понятие и образ Святой Православной Руси. В отечественном педагогическом произведении «Слово о законе и благодати» (середина X в.) митрополита Илариона излагались идеи православного взгляда на воспитание человека. Иларион рассматривал воспитание на героических примерах. В период монголо-татарского ига и феодальной раздробленности идея Отечества помогла преодолеть местнические интересы отдельных русских княжеств. Большое значение в деле воспитания военной доблести, высокой духовности имели житийные произведения Александра Невского, Дмитрия Донского, чьи имена стали символами ратного подвига. В литературе XIV-XV вв. прослеживается мотив защиты своей отчизны. Вот, например, обращение Довмонта к псковичам: «Братья мужи псковичи, потягнете за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество!» [7, с. 19]. Проблема Отечества, его существования как единого государства остро встала в начале XVII в. Патриарх Гермоген, пытавшийся остановить кровопролитие в период Смуты, так обратился к русским людям с призывом к спасению Отчизны: «Постоим за православную веру и за святые божия церкви, и за свои души, и за свое отечество, и за достояние, еже нам Господь дал…» [7, с. 20]. Патриарх  Гермоген, понимая огромную силу воздействия слова патриарха на умы и сердца людей, благословил создание народного ополчения русских городов для похода на столицу. Величайший полководец Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800 гг.) постоянно обращался к чувству национальной гордости, любви к своему Отечеству. Он прекрасно понимал важность нравственного воспитания, уделяя при этом особую роль воспитанию религиозному. «Кто боится бога – неприятеля не боится», – не раз повторял он [8, с. 90]. Для солдат было обязательным чтение вслух и заучивание молитв, соблюдение всех религиозных обрядов, включаемых в общую систему строевой подготовки. А среди важнейших положений знаменитой инструкции по тактическому обучению войск, являющейся одновременно солдатской памяткой, – военного катехизиса «Наука побеждать» было следующее: «Умирай за дом богородицы, за матушку, за пресветлейший дом. Церковь бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!» [8, с. 333]. Славянофилы (40 – 50 гг. XIX в.) (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) обозначая целью воспитания воспитание гражданина, уделяли большое внимание формированию у юношества чувства патриотизма. Основой воспитания личности А.С. Хомяков называл народность и религиозность.

         В начале XX в. проблематика патриотического воспитания не ослабла. Рассматривая вопрос о слабом развитии патриотизма в русской школе, XI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс 67 педагог и писатель А.А. Мусин-Пушкин характеризовал систему воспитания следующим образом: «Наше юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности престолу и Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, вы- страданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие – образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями» [1, с. 476]. В дневнике Государыни императрицы Александры Федоровны Романовой, куда она записывала отрывки из писаний, которые ее вдохновляли, мы находим следующую ее запись: «Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Это не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как ее будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение. Любовь к Родине по силе своей близка к Богу [5, с. 159]. И далее там же … «…неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце… Оно заставляет лица сиять, делает мужчин патриотами…» [5, с. 220]. Значительное внимание патриотическому воспитанию в дооктябрьский период уделяли Н.Ф. Бунаков, М.И. Демков, К.В. Ельницкий, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский. Среди средств, формирующих чувство Отечества, педагог К.В. Ельницкий называл следующие: влияние старших, сила примера; рассказы о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, обязательно проникнутые искренним патриотическим чувством самого наставника; поэтические произведения; пение патриотических песен; торжественное празднование дней, имеющих особенно важное значение в жизни Отечества; присутствие на церковном богослужении и возносимые молитвы за царя и Отечество; «укоренение в сознании питомцев убеждения, что беспредельная преданность царю и отечеству и сыновнее служение им составляют долг каждого верного сына отечества» [2, с. 13]. В период, начиная с октября 1917 г. по конец 1990-х гг., шел поиск пути воспитания советского патриотизма, основанного на атеистическом миросозерцании, идеологических установках марксистско-ленинского учения. Патриотизм напрямую был связан с верностью вождям, правительству и Коммунистической партии. Процесс дехристианизации в этот период получил огромное развитие. Десятки лет в СССР господствовал принудительный атеизм. Очень многие храмы были закрыты, разрушены, тысячи священнослужителей репрессированы. Новый советский патриотизм вдохновлял людей на трудовые и боевые подвиги, был важным фактором в победе над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Однако патриотизм, основанный на атеистическом миросозерцании,  лишал человека национальных духовных ценностей. Произошло нарушение преемственность нравственных и духовных традиции. По словам И.Ф. Гончарова, «социальные и культурные мутации исказили русский национальный лик, извратили качества русского народа, сделали его во многом ущербным» [3, с. 5]. Воспитание лишилось своей духовной основы, приобрело утилитарно-прагматический характер.

       В настоящее время происходит усиление интереса к духовному опыту предшествующих поколений, к проблеме Отечества, постепенное возрождение духовно-патриотических традиций Русской Православной Церкви. Значительное число людей приходит к убеждению, что религиозные чувства могут способствовать укреплению нравственных и гражданских идеалов. «Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны», – говорил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, раскрывая духовно-нравственную сущность понятия «патриотизм». «А «человек мира», – продолжал он, – это, то же самое, что бездомный человек» [10]. А Русская Православная Церковь всегда молилась и продолжает молится «о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея». В течение года Церковь 130 дней (больше трети!) посвятила памяти воинов и подвижников ратного дела [12, с. 18]. Сегодня меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива. Вновь настали времена, благоприятные для сотрудничества Церкви и армии. На территории сборных пунктов появились часовни. Присяги новобранцев все чаще происходят с участием священнослужителей, с их благословения и начитается служение Отечеству. Не так давно на одной из научно-практических конференций был задан вопрос: «А где же граница между патриотизмом и национализмом?» Действительно, у многих сегодня возникает этот вопрос. Но ответ на него совершенно очевиден! А где граница между «плохо» и «хорошо»? В духовности, в «стремлении к богословской рефлексии» (по словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла). И в этом смысле церковь – действительно столп и утверждение истины. И здесь еще одно очень важно подчеркнуть. В работе «Патриотизм и христианская традиция. Современное христианство о патриотизме» отмечено следующее: «Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением…» [10]. Итак, в настоящее время, когда в обществе патриотизм вновь обретает свое высокое значение и осознается необходимость усвоения молодым поколением таких священных понятий, как, родина, семья, вера, духовная культура, необходимо возрождение имеющегося отечественного духовно- патриотического наследия. А закончить статью хотелось бы словами святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил: «...Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить...»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология педагогической мысли России XIX – начала XX вв. М., 1990.

 2. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX в.): Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Сост. А.В.Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В.Лыков. М., 2000. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс 69

3. Гончаров И. Ф. Какой быть российской школе // Воспитание школьников. 1994. № 5.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос- сийской Федерации на 2011-2015 годы» http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml 

6. Дарите любовь. Государыня императрица Александра Федоровна Романо- ва. М.: «Русский паломникъ». 2012. – 256 с.

7. Жукова М.Г. «Твой есмь аз». Суворов (Фрагменты из книги «Твой есмь аз». Суворов», изданной в 2001 г. Издательством Сретенского монастыря). http: // knsuvorov.ru/materials/az_ suvorov. html

8. Кром М. Сколько лет патриотизму // Родина. 1994. №10. С.16 – 20.

9. Михайлов О.Н. Суворов: Исторический роман. Калининград: ИПП «Янтар- ный сказ», 1995. – 496 с.

10. Никита Михалков встретился со студентами Московской Духовной акаде- мии. Москва, 22 марта 2006 г. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/16733.htm

11. Патриотизм и христианская традиция. http://rv.wikipedia.org/wiki.

12. Смирнов А. Церковь и армия // Наука и религия. 1997. № 5. С.9 –12.

13. Фокин Ю.Н. За веру, Отечество, честь. Издание второе, дополненное и переработанное. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. – 136 с.

14. ЦИТАТА. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о земном Отечестве http://pokrov.volkovichi.ru/content/citata-svyatoy-pravednyy-ioannkronshtadtskiy-o-zemnom-otechestve.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия и Крым: прошлое и настоящее

В сценарии классного часа рассказывается об исторических моментах развития Крыма в прошлом, о восссоединении с Россией....

Исторические здания учебных заведений в Санкт-Петербурге: прошлое и настоящее

В статье представлены размышления на тему истории зданий учебных заведений в Санкт-Петербурге. На примере здания Тенишевского училища выявляются различные источники, имеющие отношение к организации уч...

"Военная песня - связь прошлого и настоящего"

Цель данной методической разработки: показать значение песни Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного человека, воспитать уважение к прошлому Родины через эм...

"Военная песня - связь прошлого и настоящего" (презентация)

Презентация подготовлена к уроку 7 класс  "Военная песня-связь прошлого и настоящего"....

"История - связь прошлого, настоящего и будущего"

Необходимость изучения истории...