Россия и Крым: прошлое и настоящее
классный час (11 класс) по теме

Казьмина Лариса Викторовна

В сценарии классного часа рассказывается об исторических моментах развития Крыма в прошлом, о восссоединении с Россией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_i_krym.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

Россия и Крым: прошлое и настоящее.

Цель:

  • Формировать историческое мышление;
  • Воспитывать у старшеклассников чувство патриотизма, гражданственности на основе демократических ценностей;
  • Формировать толерантное сознание, провести профилактическое предупреждение национального экстремизма;
  • Способствовать сохранению памяти о фашистских преступлениях, почтить память миллионов жертв фашизма;
  • Обучать культуре речи, умению выступать перед аудиторией, принимать участие в дискуссии;

Форма проведения – круглый стол, класс делится на «историков» и «литературоведов»

Этапы классного часа:

  1. Учитель: Сегодня мы проводим классный час на тему:  «Россия и Крым: прошлое и настоящее».

Старшеклассники, вы все наверное знаете о том, что в Государственную Думу внесен законопроект, устанавливающий новую памятную дату России 18е марта – день воссоединения России и Крыма. Более 80% граждан России считают правильным решение о принятии Крыма в состав РФ. Воссоединение Крыма с Россией в равной мере поддерживают жители городов – миллионников  и сел, молодежь и люди преклонного возраста, сторонники «Единой  России» и других политических партий и движений.

А как вы относитесь к этому событию? Давайте проголосуем кто: «за», а кто «против» присоединения Крыма и Севастополя  к России. (Старшеклассники голосуют зелеными карточками «за» и красными «против», учащиеся поясняют свой выбор).

А сейчас давайте вспомним историю Крыма.

  1. «Историки» о Крыме:

«Историк» 1.

Разные народы на Крымском полуострове сменяли друг друга: киммерийцы, скифы, сарматы, греки, византийцы и т.д. В настоящее время на Крымском полуострове проживает 125 различных народов и национальностей.

 

 

«Историк» 2.

Пребывание человека в Крыму начинается с незапамятных времен, о чем свидетельствует многочисленные археологические находки, позволяющие утверждать, что люди живут на полуострове несколько десятков тысяч лет.

 

«Историк» 3.

Одним из первых народов, которые населяли полуостров, были тавры. В ходе многочисленных раскопок обнаружены их древние святилища и «погребальные ящики». В 1в. до н.э. тавры сливаются со скифским этносом. В 7-8 вв. до н.э. в степях Северного Причерноморья властвовали кочевые племена киммерийцев.

 

 «Историк» 4.

В 6 в. до н.э. древние греки основали на побережье свои поселения и города. Каждый полис стремился к независимости, возводил крепостные стены, чеканил свою монету и объединялся с другими только под давлением силы или при условии общей военной угрозы.

 

 «Историк» 5.

С 4 в. до н.э. начинается расцвет Скифского государства. Скифы основали свою столицу – прекрасный город с храмами, мавзолеем, дворцами, обнесенный мощной крепостной стеной, этот город ученые условно назвали Неаполь Скифский, что значит – «новый город Скифский», он находился на Петровских скалах близ нынешней столицы – г.Симферополя.

 

 

«Историк» 6.

После присоединения Крыма к России 1783 г. его земли стали интенсивно заселяться русскими, болгарами, чехами, немцами.

 

«Литературовед» 1.

                       Каких последов в этой почве нет

                          Для археолога и нумизмата –

                          От римских блях и эллинских монет

                          До пуговицы русского солдата

«Литературовед» 2.

                      Мешались обычаи, боги, жены,

                         Народ вливался в народ.

                         Кто победивший, кто побежденный,

                         Никто уж не разберет.

«Историк» 7.

В связи с последними событиями я вам расскажу о присоединении  Крыма к РФ. Начну я с истории Крыма, а точнее сказать с истории Крымского Ханства. Крымское ханство, отколовшееся в 1427 году от распадающейся под нашими ударами Золотой Орды, всё время своего существования было самым злейшим врагом Руси.  Многие русские  полководцы пытались покорить Крым. Однако окончательное его присоединение произошло в 1774 году в ходе Русско-Турецкой войны. Крым был присоединен стараниями полководцев Суворова и Потемкина при правлении Екатерины II.  В первые годы существования Советского Союза Крым входил в состав РСФСР. Во время Великой Отечественной Войны Крым находился в немецкой оккупации, и крымские татары объявили себя союзниками Гитлера, за что и были выселены в Среднюю Азию. В 1954 году Крым был передан в состав Украинской ССР. После приобретения Украиной независимости в Крыму образовалась автономная республика, президент которой Юрий Мешков придерживался пророссийской ориентации. Однако вскоре Мешков был отстранен от власти, а автономия Крыма была существенно урезана. Из-за распада СССР в 1991 году Крым с Украиной отделился от России. И только 18 марта 2014 года Крым вошел в состав России. Россия вернула свою исконную территорию. Безусловно, присоединение Крыма важное историческое событие, которое обогащает нашу историю светлыми моментами.

 Учитель:

А знаете ли вы, что такое национальность? (Национальность – это принадлежность к нации или народу)

Совсем неважно какой расы и национальности ты и твой друг. Восхвалять свою национальность также смешно, как гордиться тем, что ты родился во вторник или четверг. Национальность не может быть чей-то заслугой, только невежественный люди обращают внимание на цвет кожи или разрез глаз, то есть на то, что не определяет ни характер человека, ни его нравственные качества. Опасайся тех, кто сеет вражду между людьми, а тем более между народами. Из-за национальной ненависти начинались многие войны и обстановка на Украине в наши дни является ярким подтверждением этого.

«Историк» 1.

Выход Крыма из состава Украины и последующее присоединение к России можно рассматривать как одно из последствий политического кризиса на Украине конца 2013 — начала 2014 годов. Неконституционное отстранение президента Украины от должности и другие действия бывшей оппозиции, пришедшей к власти в Киеве, вызвали резкий всплеск активности политических сил в Крыму. В отличие от 1992—1994 годов, эти выступления были активно поддержаны Российской Федерацией. В ночь с 26 на 27 февраля группой вооружённых лиц было захвачено здание Верховного Совета и Совета министров АР Крым в Симферополе. Над зданиями были подняты российские флаги, перед зданиями были сооружены баррикады. Также ранним утром 27 февраля были установлены блокпосты на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове, через которые осуществляется сухопутное сообщение между Крымом и материковой Украиной. Этот день ознаменовал начало активных и решительных действий пророссийских сил, закончившихся присоединением Крыма к России.

«Историк» 2.

Идея «избранности» человека, нации существует на протяжении многих веков. Откуда берут истоки националистические взгляды современных экстремистских движений?

Может Рим?: «Все, что непокорно Риму должно погибнуть!»

Монгольские кочевники?: «Уничтожим неверных!»

Уж не Раскольников ли Достоевского внушил им идеи собственной «избранности?»

«Литературовед» 1.

Главным героем романа «Преступление и наказание» является Родион Раскольников.        

 «Теория Раскольникова — теория преступления «по совести», «крови по совести». Раскольников понимает, что мир устроен не справедливо, и он его отвергает. Протест Раскольникова против несправедливого мира выливается в индивидуальный бунт. Он создаёт свою теорию, согласно которой люди делятся на две категории: «властные и люди обыкновенные». «Властелинов» очень мало в мире, это те, кто осуществляет прогресс общества, такие, как Наполеон. Их задачей является управление остальными людьми. Задача же «людей обыкновенных», по мнению героя, заключается в размножении и подчинение «властелинам». Ради какой- либо великой цели «властелины» могут жертвовать любыми средствами, в том числе и человеческой жизнью. Раскольников был сторонником этой теории, считал себя «властелином», но он хотел использовать свои возможности и свою власть ради того, что бы помочь бедным людям.

За полгода до убийства Раскольников написал статью, в которой «намёком, неясно»  проводилась «некоторая мысль»; Родион разъясняет её следователю Порфирию Петровичу.

«…Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово <…> Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели».

 И если «необыкновенному» человеку «надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте».

По мнению Раскольникова, если бы какие-то люди мешали Кеплеру или Ньютону «сделать известными свои открытия всему человечеству», учёный имел бы право «устранить» этих людей. 

Раскольников утверждает, что «законодатели и установители человечества… все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. <…> Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется».

Главный признак «необыкновенного человека» – способность на «новое слово», творческая – а «разрешение крови по совести» есть средство утверждения этого «нового слова» в том случае, если оно встречает сопротивление рутинной человеческой массы. Кровь – средство для утверждения справедливости, и снова говориться о «великих» людях, которые не тонут в «предрассудках».

 Стремления могут быть разными (утверждение ли «нового слова», достижение справедливости… или что ещё?), но в любом случае надо уметь переступить через «предрассудки», чтобы прибегнуть к такому действенному средству достижения цели, как кровь, надо быть не из разряда «обыкновенных» людей .Способность переступить через принятые человеческие представления (и прежде всего запрет на убийство) для достижения своей цели (любой!) становится для него самоценной.

   В мире, в котором живёт Раскольников, нарушение нравственных норм стало делом обычным и, по его мнению, убийство человека не противоречит законам этого общества. Но в своих логических преступлениях он не учёл одного: если на путь насилия встаёт добрый человек, который не может быть равнодушен к чужой боли и страданиям, то неизбежно он приносит горе не только другим, но и самому себе. В своей теории Раскольников забыл о человеческих качествах: совести, стыда, страхе.

   Задача автора состояла том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной может быть сама идея.

«Историк» 3.

Истоки национализма берут свое начало со времен Гитлера, решившего, что иные народы должны склониться перед высшей германской расой. Идеология, предполагающая главенство государства над человеческой жизнью, дискриминацию и национализм , существовала как незапрещенная во всем мире в период с конца Первой мировой и до конца Второй мировой войны. Впоследствии идеология была запрещена Нюрнбергским процессом, который осудил десятки сподвижников данной идеологии на разные тюремные сроки и смертную казнь. Фашизм и нацизм превратили в 20 веке такие государства как Италия и Германия (Третий рейх) в военные машины, которые развязали одну из самых кровопролитных войн во всей истории человечества - Вторую мировую. Эта война унесла не только жизни солдат, защищавших свои страны от агрессии стран Оси, но и мирного населения, которое было уничтожено на захваченных территориях или увезено в Германию в концентрационные лагеря, где оно подвергались нечеловеческим пыткам и переносило несовместимые с жизнью условия.

«Литературовед» 2.

В документальном романе  русского писателя Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» основанный на воспоминаниях детства автора, рассказывается о геноциде еврейского народа во время Второй мировой войны. Бабий яр – урочище севера западной части Киева между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, и главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных. Всего было расстреляно свыше 100 тыс человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тыс. спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

Сюжет:        

Роман состоит из авторского предисловия, вступительной главы и нескольких десятков глав, объединенных в три части. Первая часть повествует об отступлении из Киева советских войск, катастрофе юго-западного фронта, первых днях оккупации, также первую часть включена хроника взрыва Крещатика и Киевско –Печерской лавры. Во второй части рассказывается о жизни в оккупации  в период 1941-43 годов, о массовых угонах украинцев и русских а работу, о спекуляциях на рынках Украины, о подпольном производстве колбасы, которую изготовляли даже из человечины, о футболистах Киевского Динамо, расстрелянных в Бабьем Яру за то, что они выиграли в футбол у немецкой команды.

В третьей части рассказывается о освобождении Украины от фашистов, о бегстве полицаев, сражении за город,. О поджогах, совершенных власовцами и немцами перед отступлением, о выкапывании в Бабьем Яру тысяч трупов, их сжигании фашистами с целью заметания следов преступления, об отчаянном восстании в концентрационном лагере Бабьего Яра, в результате которого спаслось 15 человек.

Фрагмент из романа «Бабий Яр»:

«Я остановился поблизости, и находившиеся на поляне украинцы стали нагружать машину вещами. С этого места я видел, что прибывших евреев — мужчин, женщин и детей — встречали также украинцы и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определенном месте евреи должны были складывать и свои драгоценности.

Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли их пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми... Раздетых евреев направляли в овраг примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 прохода, по которым спускались евреи. Когда же они подходили к краю оврага, немецкие полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил немецкий полицейский с автоматом и стрелял лежащему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными... В то время, как одни люди раздевались, а большинство ждало своей очереди, стоял большой шум. С места, где происходило раздевание, овраг не был виден, так как он находился на расстоянии примерно 150 метров... Кроме того, дул сильный ветер и было очень холодно. Выстрелов в овраге не было слышно... Из города прибывали все новые массы людей и они, по-видимому, ничего не подозревали, полагая, что их просто переселяют...»

Учитель:  Старшеклассники, прослушав выступления ваших одноклассников – «историков» и «литературоведов», хотелось бы узнать: «Что такое оскал нацизма в вашем представлении?»

http://www.9maya.ru/uploads/posts/2012-05/1336518775_oskal_02.jpg

Учитель: наша цель – научить вас быть чуткими к боли других людей, не причинять страдания людям, наша цель – научить говорить твердое «Нет!» тем, кто стал на преступный, жестокий путь.

«Литературовед» 3.

                                                            Я против! - чтобы кровь лилась водицей.
                                                            Чтоб жили в ненависти Запад и Восток.
                                                            Не дай мне Бог сегодня оступиться!
                                                            Не дай мне Бог! Не дай мне Бог!

                                                            Я против! - чтоб делили мою землю,
                                                            И исключаю равнодушье и цинизм.
                                                            Фашизм! – я тоже сердцем не приемлю, 
                                                            Петлюру не приемлю и нацизм. 

                                                            Не нужно в душу мне вбивать Бандеру.
                                                            Я без него прожил и буду жить.
                                                            Я не приемлю на майдане атмосферу,
                                                            Где по-дурацки можно голову сложить.

                                                            Там на майдане – в мусорном пространстве,
                                                            Мою судьбу решают – быть или не быть?!
                                                            Устраивая волчьи пляски-танцы,
                                                            Мне не дают сейчас дышать и жить.

                                                            Моя свобода, жизнь – полны угрозы.
                                                            Мне жаль майдановцев, и беркутовцев жаль.
                                                            Ведь украинцы бьются на морозе,
                                                            Неся своей земле беду, печаль.

                                                            Я что есть сил кричу – ОСТАНОВИТЕСЬ!!!
                                                            Не нужно матерей в слезу вгонять.
                                                            Вы сядьте рядышком – и РАЗБЕРИТЕСЬ,
                                                            Ведь нужно же когда-то начинать.

                                                            Пусть вера тех – останется той верой, 
                                                             А наша вера – нашей до конца.

                                                            Нам не хватает только лишь холеры,
                                                            Или чумы с майданова лица.

                                                            ОДУМАЙТЕСЬ! ОСТАНОВИТЕСЬ ЛЮДИ!
                                                            Ведь вы же люди! Человеки вы! 
                                                            Ведь совесть ваша вас же и осудит,
                                                            И с той и с той, враждебной, стороны.

                                                            ДА БУДЕТ МИР В ВАШИХ СЕРДЦАХ И ДУШАХ!
                                                            Вздохнёт спокойно пусть моя страна.ё
                                                            Пусть те, кто зло вам вкладывает в уши,
                                                            Лишатся навсегда еды и сна.
                                                            Я против, чтобы кровь лилась водицей!

                                                                                                                        Валерий Болотов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы недели истории. «Культура России: прошлое и настоящее».

План работы недели истории. «Культура России: прошлое и настоящее»....

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

Пожарные России: прошлое и настоящее

Использование новых образовательных технологий (проектная деятельность, игровые формы, инсценирование) позволяет активизировать интерес учащихся при изучении истории пожарного дела России, основ пожар...

Патриотизм как фундамент национальной идеи России прошлое и настоящее МБОУ СОШ №3 Салехард

Патриотизм как фундамент национальной идеи России прошлое и настоящее[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15679298","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"355","width":"4...

Связь прошлого и настоящего России в историческом образовании

Проблема воспитания человека нравственного, обладающего чувством ответстенности за свою страну...