Мастер - класс "Формирование читательской грамотности"
методическая разработка

Шайтанова Елена Анатольевна

Что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты На эти вопросы найдете ответы в данной разработке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx178.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ».

    Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

 

Три определения

1.     Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2.  Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

3.   Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выберите формулировку, соответствующую современному пониманию функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

 

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

   

Мастер-класс  «Приёмы формирования читательской грамотности».

   Что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты. Как говорил великий педагог К.Д.Ушинский: «Извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

  Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понять его.

Какова цель развития ЧГ у обучающихся?

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

В чем же состоит задача педагога?

ЗАДАЧИ: 

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

   Все это возможно при опоре на следующие виды деятельности:

●     осознанное, творческое, выразительное текстов разных жанров;

●     пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

●     ответы на вопросы;

●     анализ и интерпретация произведения;

●     составление  планов;

●     характеристика героя;

●     написание отзыва;

●     написание сочинения и др.

   Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, хотя их очень много. Эти приёмы можно использовать на любом уроке.

1.Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 40 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса  вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом  не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли при обучении детей?

Приём «Верите ли вы…» может быть

1.началом урока, чтобы связывать разрозненные факты в единую картину;

2.систематизировать уже имеющуюся информацию.

   Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Это будет способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.  Слайд 5   

2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

   Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

    Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

   В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

3.«Кластер»

   Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

    В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Цель приёма: нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

   Он отлично подходит для любой стадии урока. На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал.

   На стадии "Осмысление" по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

    На стадии "Рефлексия": заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах).

Слайды 6-9

4. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

   Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.       Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Слайды 10-11

Пример.

Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты»

 

«Тонкие» вопросы

 

«Толстые» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

5.Приём «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала. Его можно использовать даже на уроках музыки!

6.Концептуальная таблица – особенно полезна, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

IV. Подведение итогов.

   Представленные приемы работы с текстом  позволят развивать на уроках читательскую грамотность у обучающихся.

V.Рефлексия.    

Прием «Пятёрочка»

   Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую  руку. Каждый палец –  это какая-то  позиция, которая позволяет высказать мнение  о моём выступлении. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.

Слайд 16

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны! 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Мастер - класс "Развитие читательской грамотности учащихся"

Мастер - класс по использованию приемов  формирования читательской грамотности на уроках литературы....

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Мастер- класс "Ресурсы учебного кабинета для формирования читательской грамотности"

Мастер-класс учителя бурятского языкаМАОУ «СОШ №5 г.Закаменск» Малановой Светланы Цыбикдоржиевны Тема: «Ресурсы учебного кабинета для формирования читательской грамотности»...