Взаимодействие классного руководителя с родителями в организации воспитания ребенка
опыты и эксперименты

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_11.02.19.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 11.02.2019

Взаимодействие  классного руководителя с родителями в организации воспитания ребенка

Самое трудное в работе с детьми-

это работа с их родителями

Школьный афоризм

На сегодняшний день остро стоит проблема привлечения родителей в образовательный процесс школы. Многие родители просто не понимают, что нужно уделять внимание образованию своих детей.

Родители являются первыми воспитателями своего ребенка и именно они оказывают на него самое сильное влияние.

Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней жизни ребенка уделяют ему должное внимание, формируют в нем какие-то творческие способности и интересы, то в будущем они будут для ребенка авторитетом.

Когда ребенок приходит в школу к воспитательному процессу присоединяются педагоги. И ребенок будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях понять его индивидуальные особенности и направить формирование его личности в правильное русло.

Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

В 5 классе 50% детей воспитывается в полных семьях, 50% в неполных (отсутствует либо мать либо, чаще всего отец).

Но, что и говорить, даже полные семьи в условиях современной рыночной экономики имеют проблемы с воспитанием детей. А именно большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи ШКОЛЫ.

А школа к сожалению не может заменить или хотя бы частично компенсировать, то, что должен получать ребенок от родителей!

Большинство семей, даже имея свободное время, испытывают затруднения в вопросах современного воспитания, т.к. культурный уровень многих семей достаточно низкий (родители не имеют образования, мало читают).

        

Каждый родитель считает своего ребенка уникальным, правым… И все вытекающие отсюда последствия.

Говоря о моем опыте работы с семьей по организации воспитания детей, хочется начать с того, что он начинается с первой встречи с родителями моих учеников. Я рассказываю, чем я собираюсь заниматься с их детьми, какими средствами буду стараться достигать своих целей, какими мне бы хотелось видеть детей после окончания  5 класс, наконец, отвечает ли такая цель их представлениям о будущем своих детей. Так происходит вовлечение родителей в активный, совместный, воспитательный процесс. После этого идет изучение аспектов воспитания ребенка в семье: как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма их общения, беседует ли отец с детьми, проводят ли вместе с детьми свободное время. Для меня диагностика - необходимый материал, на базе которого я выстраиваю доверительные отношения с ребенком. Проводить исследования нужно так, чтобы родитель и ребенок не чувствовали себя объектом исследования. Существует множество форм : диагностика, консультация, тренинг, наблюдения, беседа, тестирование и анкетирование – волей -неволей многое узнаешь.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ — традиционная форма работы. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем   и чтобы они были интересны. Тема собрания учитывает  возрастные особенности детей, использую презентации, видеофильмы .

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ - Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Здесь так же  привлекаю в некоторых вопросах психолога и социального педагога.

ОТКРЫТЫЕ ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – приглашение родителей на открытые мероприятия, делает процесс обучения детей более прозрачным. Присутствуя, родитель может увидеть все плюсы и минусы своего ребенка. Обратить внимание на существующие проблемы и конкретно по поведению в классе.

Приглашение, а еще лучше привлечение родителей во внеклассную работу своих детей это одна из очень важных форм взаимодействия семьи и школы. Присутствуя на праздничных концертах или тематических мероприятиях, родители могут увидеть таланты своего ребенка, оценить работу учителей по внеклассному воспитанию. Вовлечение родителей в совместную с детьми творческую и социально значимую деятельность, повышает авторитет родителя в глазах его ребенка.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ  – это родительский         актив, который является основой педагога в решении задач общеобразовательного процесса. Он работает на основе Положения о родительском комитете школы, которое разрабатывается совместно педагогическим коллективом школы и родителями. Члены родительского комитета вместе с классными руководителями планируют, готовят и проводят совместную работу по подготовке и проведению различных мероприятий, а также, принимают активное участие в работе школы (питание, медицинское обслуживание и др. направления).

ПОСЕЩЕНИЕ НА ДОМУ - огромный диагностический материал дает посещение семей школьника. При посещении семьи для классного руководителя может быть интересна следующая информация:

  • Состав родителей и общие сведения о них;
  • Общие сведения о детях (количество, возраст, интересы);
  • Жилищные условия, материальная обеспеченность;
  • Общая атмосфера, микроклимат в семье;
  • Общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий, где находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Есть ли в доме радио, телевизор, домашняя библиотека, что читает ребенок. Как организуется свободное время ребенка.
  • Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Кто в основном занимается учеником или контролирует его учебную деятельность. Выполняется или нет режим дня. Какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье;
  • Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к этим увлечениям;

На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, школы, выделяются типы семей, и планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты обследования семей.

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА – дневник это средство общения с родителями ни только классного руководителя, но и каждого учителя предметника тоже. По средствам дневника родители всегда осведомлены о оценках своего ребенка, учитель может предупредить родителя об опасности при помощи так называемых «сигнальных надписей» (например «Обратите внимание на математику!», «Следите за выполнением домашнего задания!»), так же это средство оповещения о чем-либо (о родительских собраниях, о проведении ярмарки, о том что нужно принести на урок и т.д.)

 

ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ – очень удобным способом общения с родителями является телефонный звонок.

Все это направлено на создание тесного взаимодействия, контакта между учителями и родителями. И это возможно только тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

памятка родителям по вопросам воспитания ребенка

Данная памятка содержит рекомендации - советы родителям по вопросам воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей...

памятка родителям по вопросам воспитания ребенка

Данная памятка содержит рекомендации - советы родителям по вопросам воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей...

Союз классного руководителя и семьи в организации воспитания ребенка

Говоря о моем опыте работы с семьей по организации воспитания детей, хочется начать с того, что он начинается с первой встречи с родителями моих учеников. Я рассказываю, чем я собираюсь заниматься с и...

сотрудничество классного руководителя с родителями по эстетическому воспитанию

Любой, увлеченный родитель, может вести кружок в классе. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а становится помощником....