Инфографика на уроках русского языка и литературы
статья

Сарапульцева Гульзифа Хусаиновна

Использование наглядности не инновация в педагогике, каждый учитель вооружен таблицами, схемами, опорными конспектами, презентациями, фрагментами кинофильмов, интерактивными тренажерами, нужно отметить, что проверенные временем ресурсы работают, их не стоит списывать со счетов. Но современный школьник не только должен воспринимать информацию, изложенную учителем, но и определённым образом её перерабатывать, структурировать.  И здесь незаменимыми оказываются новое средство визуализации: инфографика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infografika.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Инфографика на уроках русского языка и литературы

    Интерактивные формы обучения… Что это – хорошо забытое старое или нечто принципиально новое?

 Интерактивное обучение – это диалоговое обучение. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям.

Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.
Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. При применении интерактивных методов обучения происходит постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание.
 

Информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Огромное количество информации необходимо осваивать  современным школьникам. Задача педагога – сделать так, чтобы новый материал был качественно переработан обучающимися. Метод визуализации учебной информации помогает решить обозначенную проблему.

Визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ. "Инфографика - это форма общения, использующая визуальный и письменный язык. Оба языка дополняют друг друга, являются частью целого и поэтому не могут быть поняты в отдельности".

 Использование на уроке технологий визуализации делает урок более информативным, результативным, творческим.

Использование наглядности не инновация в педагогике, каждый учитель вооружен таблицами, схемами, опорными конспектами, презентациями, фрагментами кинофильмов, интерактивными тренажерами, нужно отметить, что проверенные временем ресурсы работают, их не стоит списывать со счетов. Но современный школьник не только должен воспринимать информацию, изложенную учителем, но и определённым образом её перерабатывать, структурировать.  И здесь незаменимыми оказываются новое средство визуализации: инфографика. Задача инфографики- представить учебный материал, дополнить его, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию информации.

Инфографика - это метод «припоминания». Глядя на символ, необходимо вспомнить его значение.

Инфографика - графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрота и четкость изложения. Инфографика расширяет коммуникационные возможности, способствует тому, чтобы учебная информация стала интереснее и доступнее для целевой аудитории: текстовая информация сводится к минимуму, её заменяют условные обозначения, визуальные метафоры, рисунки- символы.

Как же этот инструмент визуализации можно применить на уроках русского языка и литературы?

Орфографические и пунктуационные правила, языковые нормы, словарные слова, творчество писателей  органично вписываются в компактные и яркие информационные схемы-изображения. Учитель, представляя новый материал или обобщая изученное, может сам составить инфографику к уроку или воспользоваться материалами интернет-ресурсов, но наиболее эффективной будет инфографика, составленная самими обучающимися. Здесь важны несколько моментов: осмысление информации обучающимся, структурирование материала, выбор графических символов и обозначений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...