Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью.
статья

Михайлова Елена Александровна

Доклад с презентацией из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_uchite.pptx696.09 КБ
Файл mo.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михайлова Елена Александровна у читель ГОКУ СКШ №12 г. Иркутск Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

Слайд 2

I группа успешно овладевающие программным материалом; задания выполняются самостоятельно; не испытывают затруднений при выполнении измененного задания; доступен уровень обобщения; полученные знания и умения ученики успешно применяют на практике; нужна незначительная активизирующая помощь педагога.

Слайд 3

II группа неплохо запоминают изучаемый материал ; менее самостоятельны при выполнении заданий; при фронтальном обучении без помощи учителя элементарные выводы и обобщения сделать не в состоянии; допускают ошибки при выполнении заданий и затрудняются их самостоятельно исправить ; заученное не всегда могут применять на практике.

Слайд 4

III группа с трудом усваивают программный материал; их отличает низкая самостоятельность; медленно овладевают звукобуквенным анализом , навыками грамотного письма ; формирование устной и письменной речи затруднено ; при чтении текстов наблюдаются трудности понимания смысла, при этом дети содержание читаемого искажают и охватывают отдельные части текста.

Слайд 5

IV группа овладевают учебным материалом на самом низком уровне; знания усваиваются механически, быстро забывают ; объем знаний и умений значительно меньше других ; испытывают большие трудности звукобуквенного анализа, допускают много ошибок ; не понимают смысла арифметических действий; самостоятельно составить план работы не в состоянии; медленнее запоминают выводы , математические обобщения.

Слайд 6

Функции БУД обеспечение успешности ( эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Слайд 8

Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения Личностные учебные действия 1-4 классы 5-9 классы осознание себя как ученика; осознавать себя как гражданина России; осмысление социального окружения; гордиться школьными успехами; положительное отношение к окружающей действительности; эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки и др.; социально ориентированный взгляд на мир; уважительно и бережно относиться к людям труда; самостоятельность в выполнении учебных заданий; включаться в общеполезную социальную деятельность; понимание личной ответственности за свои поступки; осознанно относиться к выбору профессии; готовность к бережному поведению в природе и обществе. бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края.

Слайд 9

Коммуникативные учебные действия 1-4 классы 5-9 класс вступать в контакт и работать в коллективе; поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; использовать принятые взаимодействия с одноклассниками и учителем; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; обращаться за помощью и принимать помощь; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; договариваться с учетом поведения других участников спорной ситуации. использовать разные источники и средства получения информации. Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения

Слайд 10

Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения Регулятивные учебные действия 1-4 классы 5-9 классы ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; использовать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями; передвигаться по школе; осознанно действовать на основе разных видов инструкций; следовать предложенному плану и работать в общем темпе; принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; участвовать в деятельности, оценивать свои действия и действия одноклассников; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности.

Слайд 11

Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения Познавательные учебные действия 1-4 классы 5-9 классы выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; дифференцированно воспринимать окружающий мир; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; работать с информацией. использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания.

Слайд 13

ЖЕЛАЮ ВАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»

Доклад на тему:

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий

обучающихся с умственной отсталостью

Составила учитель:

Михайлова Е.А.

1.Прежде чем мы начнем говорить о функциях, о составе и дадим характеристику базовых учебных действий хотелось бы вспомнить, что по возможностям обучения выделяют четыре группы умственно отсталых учащихся.

2. I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.  Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.

3. Учащиеся II группы достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя.  Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.

4. К III группе относятся ученики, с трудом усваивающие программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность.  Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.

5. К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом специальной (коррекционной) школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой школы.

       С учетом психического недоразвития обучающихся базовые учебные действия в зависимости от способностей и потребностей к обучению расцениваются применительно к каждой категории. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу на порядок выше, или занимать благополучное положение внутри группы.  

6. Какие же можно выделить функции базовых учебных действий

- обеспечение успешности изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

7. В рамках доступных для выпускников коррекционных школ образовательных областей, в зависимости от степени тяжести умственной отсталости и, исходя из показателей (возможностей) обучения, у обучающихся могут формироваться отдельные элементы личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных общеучебных умений и навыков.

8. Рассмотрим характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения:

Личностные учебные действия

1-4 классы

5-9 классы

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту

ценностей и социальных ролей;

умение гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

понимание личной ответственности за свои поступки;

осознанно относиться к выбору профессии;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

10. Коммуникативные базовые учебные действия позволяют установить контакты с другими участниками учебной деятельности, развивают коммуникативную и социальную компетентность обучающихся. Они включают следующие умения:

Коммуникативные учебные действия

1-4 классы

5-9 класс

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

обращаться за помощью и принимать помощь;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

11. Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают успешность организации обучения. Они включают следующие умения:

Регулятивные учебные действия

1-4 классы

5-9 классы

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса;

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями, спортивным инвентарем, организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

12. Познавательные учебные действия — основа учебной деятельности, ее операционные составляющие. Сформированность познавательных учебных действий предполагает:

Познавательные учебные действия

1-4 классы

5-9 классы

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать;

писать;

выполнять арифметические действия;

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Подведем итог. Следует иметь в виду, что значительные нарушения психического развития детей с умственной отсталостью приводят к трудностям при формировании базовых учебных действий. В частности, недостаточно формируются личностные базовые универсальные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Они не в полной мере овладевают умениями соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими и моральными нормами.

       Учащиеся испытывают сложности в формировании и реализации компонентов учебных действий, связанных с регуляцией учебной деятельности. Это выражается в неумении поставить цель, в несоблюдении (или формальном соблюдении) основных этапов деятельности, а именно — целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, а также коррекции и оценки результатов.

      Особые трудности вызывает овладение коммуникативными базовыми учебными действиями, обеспечивающими социальную компетентность. Школьники с умственной отсталостью часто не учитывают разные точки зрения собеседников, не стремятся к сотрудничеству, не могут четко сформулировать собственное мнение и позицию; не способны договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в конфликтной ситуации; затрудняются задавать вопросы, контролировать себя и партнера, адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, вести продуктивный диалог.  

          Перечисленные трудности требуют тщательного планирования системы коррекционно-развивающего сопровождения, которая должна отражаться в программе базовых учебных действий и планироваться с учетом особенностей и возможностей каждого конкретного ребенка с интеллектуальной недостаточностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Презентация "Модель формирования базовых учебных действий обучающихся среднего звена с умственной отсталостью"

Выстраивание эффективной образовательной модели, обеспечивающей формирование базовых учебных действий у обучающихся среднего звена с умственной отсталостью....

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...

Методические материалы "Программа оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью" (2019 г.)

Методические материалы  для оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  умственной отсталостью...

Доклад "«Диагностика уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся по АООП основного общего образования для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности БУД. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для опе...