Основные приемы беглого чтения нот с листа в средних классах
презентация к уроку

Евсеева Марина Ивановна

Мультимедийная разработка открытого урока

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Мультимедийная разработка учебного занятия «Основные приемы беглого чтения нот с листа в средних классах» Подготовила: Калачева Марина Ивановна г. Покачи 2019

Слайд 2

Тема урока: «Основные приемы беглого чтения нот с листа в средних классах» Цель урока: Ускоренное восприятие и беглое исполнение нотной записи. Задачи урока: Анализ слуховых представлений; Усвоение зрительных образов нотной графики; Ощущение клавиатурного пространства и игровых движений; Безостановочное проигрывание. Тип урока: комбинированный. Форма работы: индивидуальная. Место проведения – кабинет фортепиано.

Слайд 3

Структура урока № структура урока время (мин.) 1. Введение, организационный момент 2 мин. 2. Теоретическая часть (анализ исполняемого произведения) 10 мин. 3. Практическая часть 25 мин. 4. Заключительная часть 2 мин. 5. Определение домашнего задания 1 мин.

Слайд 4

Методы проведения урока беседа; дедуктивный и индуктивный метод обучения; частично-поисковый метод обучения; репродуктивный метод обучения; практический метод обучения; метод формирования познавательного интереса; создание ситуации успеха в учении; метод устного контроля и самоконтроля.

Слайд 5

Учебно-методическое обеспечение Методическое обеспечение: Программа «Предмет по выбору» (чтение с листа) ОМИиМИ (срок обучения 5 лет). А.Г. Каузова , А.И. Николаева Теория и методика обучения игре на фортепиано. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2001. Л.А. Баренбойм Фортепианная педагогика. – М.: Издательский дом «Классика- XXI », 2007 . Ф. Брянская Формирование и развитие игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Издательский дом «Классика- XXI », 2007 . Сценарий урока «Основные приемы беглого чтения нот с листа». Дидактический материал: Ю. Литовко «Я буду пианистом» - изд. «Союз художников», СПб., 2001. В. Ходош «Детям» - изд., «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000. Н. Мордасов «Сборник джазовых пьес» - изд., «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999. Сост. М.Р. Якимчук «Сонатины, рондо, вариации» - изд. «Лань», СПб., 1999. А. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста» - изд. «Композитор», СПб., 2004. Сост. С. Барсукова «Сборник пьес для фортепиано» - изд., «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998. О. Геталова , И. Визная «В музыку с радостью» - изд. «Композитор», СПб., 2002. Наглядные пособия: Схемы.

Слайд 6

Учебно-методическое обеспечение Музыкальный материал (приложение к уроку): №1 Ю. Литовко «Инвенция» №2 В. Стоянов «Песня» №3 П.И. Чайковский «В церкви» №4 В. Ходош «Грустный напев» №5 Л. Келлер «Золотая рыбка» №6 М. Клементи Сонатина C- dur II часть №7 Н. Мордасов «Буги-вуги» №8 В. Ходош «Заяц-барабанщик» №9 Э. Мелартин Сонатина соч. 84 №2 №10 Ф. Констан «Марш деревянных солдатиков» №11 Я. Ваньгал «Алегретто» №12 А. Гедике «Танец» № 13 А. Хачатурян «Андантино» №14 Э. Григ «Норвежская народная песня»

Слайд 7

Ход урока В структуре учебных занятий важная роль принадлежит ознакомлению с новым музыкальным материалом. Теория и практика подготовки обучающегося ДМШ показывают, что способность к беглому чтению нотного текста – один из важных факторов развития комплекса музыкальных способностей ученика. Знание основных закономерностей и принципов чтения музыки с листа может существенно облегчить решение задач практической методики обучения быстрому чтению. Для понимания механизмов чтения с листа предлагаю рассмотреть теоретическую модель структуры музыкально-исполнительской деятельности (схема). В схеме вложенных друг в друга кругов, каждый следующий охватывает предыдущие. Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя – все это относится к графическому уровню. На клавиатурном уровне чтения приходится ориентироваться в их топографии, находить нужные игровые движения, аппликатуру и сложным путем взаимодействовать с графическими образами. Звуковой образ – видим нотную графику, ощущаем клавиатуру и движения на ней и слышим звучание. Эмоционально-смысловой образ – уровень художественного образа. В работе пианиста включает в себя в скрытом состоянии все три предыдущих кода. Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента – внутренне-слуховое чтение чтение за инструментом – чтение-игра. Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму. Создается особая психологическая установка – «о чем» предстоит играть, а затем «что» и «как» играть с листа.

Слайд 8

1 . Предварительное прочтение глазами Зрительный обзор нотного текста , содержащий общий анализ, предполагает: определение тональности; размера; темпа; характера письма: полифонический (нотный пример прил., №1 ), гомофонно-гармонический ( прил., №2 ) , хорал ( прил., №3 ). Ученица определяет склад письма, опираясь на стилистические характеристики пьес: в «Инвенции» отмечает тему и ее тональное соотношение в голосах; в «Песне» В. Стоянова видит мелодическую линию и сопровождение; в пьесе П. Чайковского «В церкви» - многоголосную строгую фактуру. 2. Относительное чтение (графический уровень) Графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Рассмотрим музыкальный пример ( прил., №4 ). В пьесе обращаем внимание на гомофонно-гармонический склад письма, рассматриваем: горизонталь – чтение по графическим контурам нотных головок, видение направление движения, диапазон; вертикаль – интервальный состав, аккорды терцовых и нетерцовых , тесных и широких соотношений, кластеры. Проигрывание после графического анализа пьесы.

Слайд 9

3. Обобщенное чтение (клавиатурный уровень, аппликатурные позиции) На данном уровне освоения чтения с листа появляется особая двигательная «изготовка», не связанная на прямую с отдельными нотными знаками, фиксируется переход с образов нотной графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений и их обобщений (двигательных комплексов). При считывании нот, внимание ученика направляю на типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы (прил., №5). Ученица видит гаммообразные пассажи и аппликатурные позиции I группы гамм. арпеджио (прил., №6). Определяем вид арпеджио – короткое, длинное, ломаное, повторы. стилевые фактурные формы (виды аккомпанементов) (прил., №7). Пунктирный ритм в аккомпанементе стилистически можно отнести к джазу. В подтверждении гипотезы обращаемся к названию пьесы. ритмоформулы (прил., №8) . За основу берется ритмический рисунок, который проводится на протяжении всей пьесы . секвенции (прил., №9). Отмечаем мотивное ядро, определяем диатоническое движение секвенции вниз. Структурное чтение Удерживание целостных структур, крупных синтаксических единиц текста. Развивается уровень звукового образа, где включается слуховой опыт: видение нотной графики, ощущение клавиатуры и движения на ней, слышание звучания, зрительное фотографирование фраз (прил., №10). Строение периода - А+А1+А+А2, внимание обращаем на ритмоформулу темы. Графическая схема левой руки - диатоническое терцовое движение вниз и вверх. предложений (прил., №11 ) . Мотивное строение предложения А+А+В повторяющихся построений различных масштабов (прил., №12) .

Слайд 10

Мысленное опережение Музыкальный материал (прил., №13) предварительно анализируем. Обращаем внимание на графику мелодической линии, хроматическое движение терцового аккомпанемента . Ученицу настраиваю на следующие этапы работы: « забегание глазами вперед» исполняемого фрагмента и «фотографирование» его – запоминание принудительное чтение последующего фрагмента с помощью прикрывания бумагой сыгранного отрезка. Данная форма работы помогает зрительно-слухо-моторному опережению реально звучащего текста. Упрощение фактуры Облегчение фактуры фортепианного изложения, не затрагивающее функционального баса и мелодической линии (прил., №14). В мелодии используется ритмоформула – пунктирный ритм. В аккомпанементе – широкое расположение аккордов, удвоенный бас.

Слайд 11

Вывод Большое значение в процессе игры с листа имеют уверенная, точная ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля зрением, владение аппликатурной техникой – умение мгновенно выбрать наилучший аппликатурный вариант. Слышание музыкальной ткани опережает исполнение, руки выполняют то, что подсказывает слух; обеспечивает кратковременное запоминание последующего фрагмента, двигательную готовность и непрерывность исполнения, облегчает смысловую догадку о ближайшем продолжении. Объединив в целое всю работу, сводим полученные данные в алгоритм

Слайд 12

Домашнее задание 1 . Закрепить теоретический материал. 2. Прочитать с листа пьесы с предварительным анализом нотного текста: Ю. Литовко Прелюдия e-moll ( сб. Ю. Литовко «Я буду пианистом») О. Геталова Этюд «Покатаемся!» (сб. О. Геталова «В деревне») Н. Мордасов «Старый мотив» (Н. Мордасов «Сборник джазовых пьес) 3. Подобрать нотный материал, где встречаются типовые формулы фортепианной фактуры

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая заметка: «Чтение с листа в младших и средних классах ДМШ и ДШИ»

Доклад на тему:«Чтение с листа в младших и средних классах ДМШ и ДШИ»...

Развитие навыков беглого чтения

Одним из направлений работы над развитием устной речи  это формирование навыков чтения.  Качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому предмету...

Подготовка детей с нарушенным интеллектом к овладению навыком беглого чтения.

Данная разработка адресована учителям и родителям, которые встречаются с детьми, имеющими затруднения в переходе на беглое чтение. Такие школьники постоянно отстают от контрольных норм скорости чтения...

Современные технологии обучения беглому чтению

Предлагаемый материал содержит теоретические обоснования и практические упражнения, направленные на развитие навыков беглого чтения на уроках не только французского, но и других языков. Несомненным до...

Конспект открытого занятия по теме: "Основные приемы работы с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2010-2011 уч.года...

Программа по чтению нот с листа 5(6) класс(фортепиано)

Целью данного курса является развитие навыков чтения с листа в классе фортепиано.Чтение с листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагм...

Тема выступления на МО: «Методы и приемы обучения сочинению на уроках литературы в средних классах.»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы,ноябрь 2015....