Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы Советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.
методическая разработка

Широбокова Ольга Сергеевна

Предварительный просмотр:

Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы Советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.

СЛАЙД 1Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Широбокова О.С.,   с 1 сентября этого учебного года я работаю Советником директора по вопросам воспитания и взаимодействия с детскими общественными организациями в МКОУ «Ольховатская СОШ» . И сегодня хотела бы поделиться с вами, пока еще небольшим, опытом работы и рассказать какую работу  мы с коллегами и родителями ведём по коррекции  отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы.

СЛАЙД 2 Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли

СЛАЙД 3  Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.

И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.

- Зачем ты это делаешь? - спросил человек. - Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!

- Может быть, - ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.

- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».

Так  истинные педагоги, наперекор психофизической природе человека, пытаются помочь трудным детям.

СЛАЙД 4 Отклоняющееся поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растет. Каждый день перед учителями встают вопросы, как поступить с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм. Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным.

Воспитание детей с отклонениями в поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. Основной нашей целью  является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

СЛАЙД 5 Для того, чтобы наша работа была  планомерной,  мы должны знать факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка.

СЛАЙД 6 Это может быть как семья, в которой воспитывается ребёнок. Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. Так и наследственность или проблемы в общении в подростковом возрасте, а также отсутствие прочных социальных связей.

СЛАЙД 7. И нашими задачами являются:

1)Понять, кто такие девиантные дети;

2.Выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий;

 3. Обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;

4.Систематизировать наши знания, накопленный опыт работы,

5.Составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе  при взаимодействии с детьми отклоняющегося поведения.

СЛАЙД8. С данным алгоритмом мы можем ознакомится на слайде.

СЛАЙД9. Давайте рассмотрим знаменитый педагогический треугольник: родители- учитель- дети. Главная наша цель – это развитие личности и только от тесного взаимодействия всех составляющих будет достигнут результат – достойный гражданин нашего общества.

СЛАЙД10 После  проведения полного диагностического обследования, можно увидеть проблемы ребенка и необходимо выработать основные направления работы с ним. Систематизируем работу с девиантными детьми по линиям нарушений.(работа с учителями-предметниками, индивидуальная работа с родителями и ребёнком, создание комфортных условий в коллективе и т.д.)

 СЛАЙД11 Работа с родителями. 

СЛАЙД12 Работа с педагогами. 

СЛАЙД13Работа с ребёнком.

.Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности,  умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

Ведь такие школьники очень трудно поддаются воспитанию, они не умеют подчиняться требованиям, которые культурный коллектив предъявляет ребенку как своему члену. И мы, в первую очередь,  обязаны протянуть подростку руку помощи, помочь ребенку найти себя. Для этого у нас есть широкие возможности внеурочной воспитательной работы.  Именно  с их помощью мы можем найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться.

Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребенку понять, что он – не хуже других, что он – тоже личность и тоже достоин уважения, хотя он внесен в когорту трудновоспитуемых, у него пониженная работоспособность, низкая успеваемость, слабое развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы, недостатки биологического и физического развития.

СЛАЙД14. Неспроста в этом году в наши школы была введена должность советника по воспитанию, в помощь классным руководителям создан штаб  воспитательной работы, куда входят и педагог- психолог , и классные руководители, и мед работник, и педагоги дополнительного образования.

Также в нашей школе действует  Совет  профилактики по предотвращению случаев табакокурения, употребления алкоголизма, психоактивных веществ  и отклоняющегося поведения, комиссия по урегулированию конфликтов (служба медиации)

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:

- с учителями-предметниками;

 - с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум.

СЛАЙД15. Классные руководители способствуют включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

 В нашей школе всегда  уделялось место воспитательной работе и в этом году я с головой окунулась в этот процесс и поняла, что ВР очень многогранна и воспитание необходимо не только «трудным детям», а всем детям без исключения. Это и различная внеурочная деятельность (кружки по интересам), дополнительное образование, служба психологической помощи как детям, так и родителям, сотрудничество с ДДЮ и ДЮСШа и  СДК, а также различные общественные объединения.

На начальной ступени это «Орлята России»,

на средней ступени -  «Радуга»,

на старшей совет старшеклассников и теперь «Движение первых»,

«Волонтёры Победы» и др.У нас в школе создан волонтёрский отряд «Позитив», который осуществляет большую шефскую работу, ухаживает за памятником воинам-односельчанам, погибшим в годы ВОв

СЛАЙД16. Совместный труд, как показывает опыт, имеет огромное воспитательное воздействие на детей: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки  и др.

СЛАЙД 17. В своей работе совместно с классными руководителями мы проводим тренинги личностного роста, используем во внеурочной деятельности элементы «сказкотерапии», «ролевые игры», арт-терапию (плакаты, рисунки, цветы), творческую деятельность. Хорошо, что у нас действует школьный театр «Зеркало», в котором каждый может примерить на себя различные роли.

СЛАЙД 18. Работа ЮИД, движение «Мы против наркотиков», телефон доверия, работа в школьном музее и т.д.

СЛАЙД 19 Участие в различных акциях («Блокадный хлеб»,  «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Белый цветок», «Красный тюльпан», «Синяя лента» и др.)

СЛАЙД 20. Проанализировав всю нашу совместную работу, мы  пришли к выводу, что всё не напрасно: у нас в школе нет детей, стоящих на учете в ПДН. Ежегодно мы участвуем в конкурсах различного уровня и направления и т.д.

И только благодаря плодотворной работе «педагогического треугольника» можно воспитать достойного гражданина, к чему мы и должны стремиться.

Также, отрадно заметить, что в нынешний «Год педагога и наставника» в нашей школе из 4 выпускников – 2 планируют учёбу в педвузах, а 3 выпускника прошлых лет – нынешние студенты педвузов. А проанализировав состав педколлектива, я пришла к выводу, что из 13 педагогов – 9 это выпускники нашей школы.

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее» - сказал Сухомлинский В. А.

Давайте же все вместе будем стараться делать свою работу так, что наше будущее было добрым, светлым, мирным и счастливым.

СЛАЙД 21. Коллеги,  я желаю  всем нам плодотворной работы и поменьше «трудных учеников». Я работаю недавно в должности Советника по вопросам воспитания, но стараюсь подходить ко всем своим обязанностям основательно. Всегда готова делиться своими методическими находками. Вот и сегодня хочу в вашу методическую копилку положить разработанную мной памятку для работы с трудными подростками, которую можно найти по данной ссылке!   https://disk.yandex.ru/i/oNsz36pL3Iz6hA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе

Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...

«Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы класса»

В данной работе представлены модель воспитательной системы класса и подробная разработка сценария коллективного творческого воспитательного мероприятия «Мисс Осень», ориентированного на развитие...

Опыт интернальной интеграции детей разных нозологических групп через систему воспитательной работы.

В статье представлен опыт интернальной интеграции детей разных нозологических групп через систему воспитательной работы. данный вид интеграции проходит на базе адаптивной школы-интеграции. Представлен...

План работы советника директора по воспитательной работе

План работы советника директора по воспитательной  работе на 1 месяц составлен для участия в конкурсе "Навигатор детсва 2.0"...

презентация кандидата в Советники директора по воспитательной работе

самопрезентация кандидата в Советники директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов г.Кызыла...

Статья «Формирование здорового образа жизни через систему воспитательной работы »

Статья  «Формирование здорового образа жизни через систему воспитательной работы »...