Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.
классный час (7 класс)

Логачёва Татьяна Владимировна

Статья "Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы советника директора по воспитательной работе и классного руководителя" поможет решить следующие задачи:

-понять, кто такие девиантные дети;

-выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий;

- обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;

-систематизировать наши знания, накопленный опыт,

-составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе  при взаимодействии с детьми  с отклоняющимся  поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.

Вот они, главные истины эти,

Поздно заметили, поздно учли,

Нет, не рождаются « ТРУДНЫМИ» дети,

Просто им вовремя не помогли!

Слайд 2.Более сорока лет я работала заместителем директора по воспитательной работе, второй год -  советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в МКОУ «Поселковая СОШ».  Хочу поделиться опытом своей  совместной деятельности с  классными руководителями и родителями по коррекции  отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы.

Слайд 3. Отклоняющееся поведение большинства детей - вызов нашего времени. Число такихдетей, к сожалению,  растёт. Каждый день перед учителями встаёт вопрос, как правильно построить   работу  с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм. Отклонения поведения от нормы называют, как известно, аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным. Но как  ни назови, нам, педагогам, предстоит  много сделать, чтобы  сформировать социально активную личность, вовлечь ребёнка в деятельность, которая увлекла бы его, где подросток не только почувствовал  взросление и самостоятельность,  но и свою ответственность и успешность. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Воспитание детей с отклонениями в поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребёнке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. Основной нашей целью  является выявление и исправление недостатков в развитии личности ребёнка, помощь ему в адекватной интеграции в социум.

Слайд 4.Для того чтобы наша работа была  планомерной,  мы должны знать факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребёнка.Это может быть семья, в которой воспитывается ребёнок. Формирование подобного  поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. Но это  может быть и наследственность или проблемы в общении в подростковом возрасте, а также отсутствие прочных социальных связей.

Слайд 5. Нашими задачами в любом случае  являются:

-понять, кто такие девиантные дети;

-выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий;

- обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;

-систематизировать наши знания, накопленный опыт работы;

-составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе  при взаимодействии с детьми  с отклоняющимся  поведением.

Слайд 6. Давайте рассмотрим знаменитый педагогический треугольник: родители - учителя- дети. Только совместная деятельность может дать положительный результат.  Лишь в тесном  взаимодействии всех составляющих мы сможем воспитать достойного гражданина нашего общества. Учителю при этом принадлежит важная роль в проведении полного диагностического обследования ребёнка, после проведения которого можно увидеть проблемы школьника и   выработать основные направления деятельности с ним, систематизируя затем  работу с девиантными детьми по линиям нарушений (работа с учителями-предметниками, индивидуальная работа с родителями и ребёнком, создание комфортных условий в коллективе и т.д.). Гармония во взаимодействии ученика, педагога и родителядаёт результативность в учебном процессе и является залогом  психического здоровья ребёнка. Проводить эту работу необходимо очень осторожно, не забывая  о том,  что главная наша цель – это развитие личности.

Слайд 7.Учителю  необходимо заполнить  пустоту в душе ребёнка, помочь ему  приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, желания добиваться поставленной цели. Чаще всего у трудновоспитуемых пониженная работоспособность, низкая успеваемость, слабое развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы, недостатки биологического и физического развития.Опыт показывает, что  такие школьники очень трудно поддаются воспитанию, они не умеют подчиняться требованиям, которые культурный коллектив предъявляет ребёнку как своему члену. И мы, педагоги, в первую очередь,  обязаны протянуть подростку руку помощи, помочь ему  найти себя. Для этого у нас есть все возможности, ведь мы можем найти для ребёнка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться. Для решения поставленных задач мы разработали комплексный подход коррекционной работы с детьми девиантного поведения, включающий православное просвещение, психолого - педагогическое воздействие и воспитательные мероприятия.

Слайд 8

 В своей работе стремимся   искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребёнку понять, что он – не хуже других, что он – тоже личность и тоже достоин уважения, хотя он  находится под постоянным наблюдением педагога.

Слайд 9.Важным компонентом  профилактики девиантного поведения является, на наш взгляд,  православное просвещение. Встречи детей с представителями православной Церкви  помогают в духовно - нравственном просвещении школьников, формировании уважения любви к ближним, умении соизмерять свои поступки  и желания с жизненными ценностями.

Слайд 10.Думаю, не случайно  в  школе была введена должность советника по воспитанию в помощь классным руководителям, а также  создан штаб  воспитательной работы, куда входят и педагог- психолог,  классные руководители,  медицинский  работник и педагоги дополнительного образования.Также в нашей школе действует  Совет  профилактики по предотвращению случаев табакокурения, употребления алкоголизма, психоактивных веществ  и отклоняющегося поведения.

В процессе своей деятельности классный руководитель  тесно взаимодействуетс учителями-предметниками, а с педагогом-психологом  изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум.

Слайд 11. Классные руководители  и советник директора по воспитанию способствуют включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

 В своей воспитательной работе особое  внимания мы уделяем  «трудным» детям,  не оставляем их в стороне, стремимся заинтересовать внеурочной деятельностью,различными видами дополнительного образования.При этом служба психологической помощиоказывает поддержку  как детям с девиантным поведением, так и их родителям.    Воспитательные возможности школы постоянно расширяются, развивается  сотрудничествос  СДК и различными общественными  объединениями:на начальной ступени это «Орлята России»,в среднем и  старшем звене  - «Движение Первых», «Волонтёры Победы», юнармия «Ратник».Слайд 12.

В нашей школе создан волонтёрский отряд «Капелька», который осуществляет большую шефскую работу: ухаживает за мемориалом воинам-односельчанам «Никто не забыт, ничто не забыто», оказывает посильную помощь ветеранам труда и пожилым жителям посёлка, семьям погибших ветеранов войны. В практику работы широко вошли различного рода  «трудовые десанты». Часто в  таких мероприятиях принимают участие дети «группы риска». Школьники окружили особым вниманием  семьи бойцов СВО.

 Слайд 13. Совместный труд, как показывает опыт, имеет огромное воспитывающее  воздействие на детей: праздничное оформление кабинетов, ярмарки-распродажи домашних изделий, конкурсы «Семейные поделки»,  «Юный поэт»,  выставки рисунков,  благоустройство и озеленение школьного двора, посадка деревьев. Особое внимание в школе уделяется проведению Всероссийских акций: «Блокадный хлеб»,  «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Белый цветок», «Красный тюльпан», «Синяя лента», «Капля жизни», «Добро в Движении», «Своих не бросаем!», «Тепло для солдата», «Мы за ЗОЖ». С большим интересом дети (в том числе и «группы риска») совместно с родителями и учителями    принимают участие  в  сборе  тёплых вещей и продуктов питания для бойцов СВО. Школьники пишут на фронт письма со словами поддержки, посылают им свои рисунки и поделки. Активисты первичного отделения Движения Первых в вечернее время приходят в школу и плетут маскировочные сети, отправляя их через организацию «Крылья Ангела» бойцам СВО. В начале 3 четверти  школьники даже получили видеоролик от солдат со словами благодарности за доброту,  заботу и внимание (материал размещён на госпабликах школы VK).

 Слайд 14. В своей работе совместно с классными руководителями мы проводим тренинги личностного роста, используем во внеурочной деятельности «ролевые игры», творческую деятельность. У  нас действует школьный театр «Весёлая маска», в котором каждый может примерить на себя различные роли, выступить в праздничной концертной программе перед родителями и одноклассниками. Спортивное объединение «Путь чемпиона» сумело  не только сплотить  учителей, детей и родителей, но  и превратить сельскую малокомплектную школу в центр воспитательной работы в посёлке, который находится  далеко от районного центра. Мы гордимся тем, что постоянно принимаем участие в районных спортивных соревнованиях и завоёвываем призовые места. Среди победителей часто бывают дети «группы риска».

Слайд 15. Многие обучающиеся  нашли для себя занятия по интересам. В школе создан отряд ЮИД Светофор»,  развивается движение «Хранители истории», работает школьный медиацентр,  телефон доверия.

Слайд 16. Проанализировав  проводимую в школе  работув нынешний «Год педагога и наставника» по коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков, мы  пришли к выводу, что всё делаем  не напрасно: у нас в школе нет детей, стоящих на учете в ПДН, нет курящих школьников. Ежегодно мы участвуем в конкурсах различного уровня и направления, достигая высоких результатов. Безусловно, только благодаря кропотливой работе  крепкого педагогического коллектива  с каждым отдельным ребёнком  можно воспитать достойного гражданина нашей страны.

 «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее» - писал  Сухомлинский В. А.

Давайте же все вместе будем стараться делать свою работу так, чтобы  наше будущее было добрым, светлым, мирным и счастливым.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С.С. Кашлев. – Мн.: Выш. шк., 2002.
  2. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М., 1992.

3. Стефановская Т.А. Классный руководитель. Иркутск, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе

Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...

«Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы класса»

В данной работе представлены модель воспитательной системы класса и подробная разработка сценария коллективного творческого воспитательного мероприятия «Мисс Осень», ориентированного на развитие...

Опыт интернальной интеграции детей разных нозологических групп через систему воспитательной работы.

В статье представлен опыт интернальной интеграции детей разных нозологических групп через систему воспитательной работы. данный вид интеграции проходит на базе адаптивной школы-интеграции. Представлен...

План работы советника директора по воспитательной работе

План работы советника директора по воспитательной  работе на 1 месяц составлен для участия в конкурсе "Навигатор детсва 2.0"...

презентация кандидата в Советники директора по воспитательной работе

самопрезентация кандидата в Советники директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов г.Кызыла...