Применение цифровых технологий в процессе преподавания математики
статья

Сегодня в общеобразовательных учреждениях учатся дети, которым предстоит жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться реализации данной задачи возможно, только используя современно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Именно они предоставляют педагогу новые возможности, позволяют совместно с обучающимися получать  удовольствие от процесса познания, значительно расширяют возможности человека в его интеллектуальном и личностном развитии и этот факт нельзя не учитывать в воспитательном процессе.

Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учеников постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут обучающихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности обучающихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovye_tehnologii.docx28.53 КБ
Файл tst_matematika.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

«МАОУ Гимназия №33 г. Улан-Удэ»

Тема: «Применение цифровых технологий в процессе преподавания математики»

Выполнили: Баженова А.Е..

Учитель математики МАОУ «Гимназия № 33»

Улан-Удэ

2022 г.

Оглавление

Введение        3

Актуальность        3

Цель работы        4

Гипотеза        4

Объект исследования        4

Предмет исследования        4

Задачи        4

ГЛАВА 1        4

Применение информационных технологий в процессе обучения математике        4

Глава 2        8

Методика применения информационно-коммуникационных технологий при изучении математики в  МАОУ "Гимназия №33 г.Улан-Удэ"        8

Заключение        11

Введение

Сегодня в общеобразовательных учреждениях учатся дети, которым предстоит жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться реализации данной задачи возможно, только используя современно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Именно они предоставляют педагогу новые возможности, позволяют совместно с обучающимися получать  удовольствие от процесса познания, значительно расширяют возможности человека в его интеллектуальном и личностном развитии и этот факт нельзя не учитывать в воспитательном процессе.

Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учеников постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут обучающихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности обучающихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся.

Актуальность:

Нынешнему поколению, удобнее работать на том уровне, на котором для них это интересно и необычно. Поэтому разработка технологических карт уроков с применением цифровых технологий поможет учителю повысить мотивацию к обучению, посредством игр и гаджетов.

Цель работы: повысить познавательный интерес учащихся на уроках, повысить качество образования по математике, используя информационные технологии при изучении курса «Математика».

Гипотеза: Применение цифровых технологий в процессе преподавания математики поможет повысить качество образования учеников.

Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: Применение цифровых технологий в процессе преподавания математики.

Задачи:

- изучить передовой опыт по использованию цифровых технологий в преподавании курса «Математика» по литературным и электронным источникам.

 - обобщить личный опыт использования цифровых технологий в преподавании курса «Математика».

ГЛАВА 1

Применение информационных технологий в процессе обучения математике

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Данный процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических  средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

• рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

• сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

• вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

• использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

• интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

"...в 21 веке цифровые технологии суть естественной среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих».

С этим высказыванием ученого и педагога С. Пейперта согласятся все современные педагоги. Поэтому на уроках уделяется большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов. На данный момент презентации являются основным инструментом в проектной деятельности учеников. Педагогу важно не только изучить данный вопрос самостоятельно, но и вовлечь в данный процесс своих учеников. PowerPoint является самым популярным программным средством на данный момент, для более широкого и эффективного использования данного инструмента учителю необходимо воспользоваться информационной базой следующих сайтов:

2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

• они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

• удобная система навигации на основе гиперссылок;

• возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

3. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

5. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют ученикам проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента. В нашей практике данная технология может широко использоваться на уроках геометрии, при изучении раздела стереометрии.

6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

7. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

8. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Применение цифровых технологий – один из лучших способов разнообразить работу на уроке, делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи:

• развивать научное мировоззрение;

• обеспечить дифференциацию обучения;

• повысить интерес к предмету, познавательную активность обучающихся;

• повысить уровень обучения;

• осуществлять контроль знаний.

Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания ориентированной главным образом на самостоятельную работу учащихся. Компьютер становится мощным средством для систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося.

При системном использовании компьютера в преподавании математики нужно учитывать следующие основные положения:

  • для получения ожидаемого результата, компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно, т.е. дети должны начитать работу с компьютером еще на ранних этапах обучения;
  • учитель должен свободно владеть компьютером в различных видах учебной деятельности, направленную на активизацию обучающегося.

Ученики нового поколения активно используют в своей повседневной жизни современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные книги и т.д.), они с раннего детства воспитаны на аудио-видеопродуктах, различных компьютерных играх и других составляющих компьютерной культуры.  Именно поэтому внедрение цифровых образовательных ресурсов, в частности мультимедийных технологий, в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.

Глава 2

Методика применения информационно-коммуникационных технологий при изучении математики в  МАОУ "Гимназия №33 г.Улан-Удэ"

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении математике становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому мы применяем цифровые технологии в своей работе:

1. для диагностического тестирования качества усвоения материала;

2. в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; 3. в обучающем режиме при введении нового материала;

4. при работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

5. в режиме самообучения;

6. в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

7. при подготовке внеклассных мероприятий.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Подача нового материала с использованием мультимедийных презентаций становится более эффективной, т.к. компьютер позволяет расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.

Обычно на уроках используются презентации, созданные самостоятельно или, найденные в Интернете, но дополнительно переработанные с учётом возможностей наших учащихся, что позволяет:

1. повысить уровень наглядности в ходе обучения;

2. продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;

3. продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

4. изучить большее количество материала;

5. показать ученикам красоту геометрических чертежей;

6. повысить познавательный интерес;

7. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Поэтому на уроках используем индивидуальную работу учащихся на персональных компьютерах, что позволяет:

1. ввести уровневую дифференциацию обучения;

2. повысить интенсивность умственной нагрузки учащихся;

3. достичь оптимального темпа работы каждого ученика;

4. подтолкнуть учащихся использовать домашний ПК для изучения математики;

5. достичь эффекта быстрой обратной связи.

Сегодня существует множество готовых компьютерных программ. Роль учителя состоит в кропотливом подборе материала к уроку и грамотной расстановке акцентов.  

Заключение

Для того чтобы детям было интересно учиться, а нам, преподавателям, было интересно преподавать, необходимо повышать свою информационную культуру. На наш взгляд, учитель должен быть современным. Он должен сочетать в себе умения и навыки как традиционных, так и современных методов обучения. В своей педагогической деятельности на уроках математики мы активно апробировали цифровые образовательные ресурсы. Это помогает на разных этапах урока активизировать работу школьников различного уровня подготовленности.

Применение цифровых образовательных ресурсов делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у ребят развивается мышление, любознательность и познавательный интерес.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии.

Данные методы прошли апробацию на учениках всей параллели 5-х классов, что привело к повышению качества знаний учащихся по математике в сравнении с качеством, которое было у детей на начало учебного года. Данный факт говорит о том, что гипотеза подтверждена, цель достигнута.

На основании выводов исследования советуем преподавателям математики применять на своих уроках цифровые образовательные ресурсы, т.к. это повышает уровень усваивания предмета, что доказано на практике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение цифровых технологий в процессе преподавания математики» Баженова А.Е .

Слайд 2

Актуальность: Нынешнему поколению, удобнее работать на том уровне, на котором для них это интересно и необычно. Поэтому разработка технологических карт уроков с применением цифровых технологий поможет учителю повысить мотивацию к обучению у учащихся, посредством игр и гаджетов.

Слайд 3

Цель работы: повысить познавательный интерес учащихся на уроках, повысить качество образования по математике, используя информационные технологии при изучении курса «Математика». Гипотеза: Применение цифровых технологий в процессе преподавания математики поможет повысить качество образования учеников . Задачи: - изучить передовой опыт по использованию цифровых технологий в преподавании курса «Математика» по литературным и электронным источникам. - обобщить личный опыт использования цифровых технологий в преподавании курса «Математика». Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе. Предмет исследования: Применение цифровых технологий в процессе преподавания математики.

Слайд 4

"...в 21 веке цифровые технологии суть естественной среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». Сеймур Пейперт ( 29 февраля 1928 — 31 июля 2016) математик , программист, психолог и педагог. Один из основоположников теории искусственного интеллекта, создатель языка Logo (1968).

Слайд 5

Информационные технологии предоставляют возможность: сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; 1 2 3 4 5 6 построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения; вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения; рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Слайд 6

1. Презентации Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов. PowerPoint Open Impress

Слайд 7

2. Электронные энциклопедии Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Слайд 8

3. Дидактические материалы сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc , txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста. doc txt

Слайд 9

4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. 5. Системы виртуального эксперимента программные комплексы позволяющие проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. В нашей практике данная технология может широко использоваться на уроках геометрии, при изучении раздела стереометрии.

Слайд 10

6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. 7. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. 8. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием.

Слайд 11

1. для получения ожидаемого результата, компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно, т.е. дети должны начитать работу с компьютером еще на ранних этапах обучения; 2. учитель должен свободно владеть компьютером в различных видах учебной деятельности, направленную на активизацию обучающегося.

Слайд 12

1. Для диагностического тестирования качества усвоения материала; 2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; 3. В обучающем режиме при введении нового материала; 4. При работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения; 5. В режиме самообучения; 6. В режиме графической иллюстрации изучаемого материала; 7. При подготовке внеклассных мероприятий.

Слайд 13

1. Повысить уровень наглядности в ходе обучения; 2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений; 3. Продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты; 4. Изучить большее количество материала; 5. Показать ученикам красоту геометрических чертежей; 6. Повысить познавательный интерес; 7. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

Слайд 14

1. Ввести уровневую дифференциацию обучения; 2. Повысить интенсивность умственной нагрузки учащихся; 3. Достичь оптимального темпа работы каждого ученика; 4. Подтолкнуть учащихся использовать домашний ПК для изучения математики; 5. Достичь эффекта быстрой обратной связи.

Слайд 15

Данные методы прошли апробацию на учениках всей параллели 5-х классов, что привело к повышению качества знаний учащихся по математике в сравнении с качеством, которое было у детей на начало учебного года. Данный факт говорит о том, что гипотеза подтверждена, цель достигнута.

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Инновационные образовательные технологии в процессе преподавания математики»

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и ко...

Доклад "Применение информационных технологий в процессе обучения математике"

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно испо...

Применение интерактивных педагогических технологий в процессе преподавания иностранных языков

Современное общество требует от выпускника профессиональной образовательной организации конкурентоспособности и всесторонней развитости личности. Для того, чтобы достичь этой цели, современные педагог...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология»

Внимание к вопросам здоровья в по­следние годы заметно возросло. О небла­гополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, ста­ли говорить открыто и на всех уровнях. Педагогичес...

Применение педагогических технологий в процессе обучения математике

Применение педагогических технологий в процессе обучения математикеУченик уже не тот сосуд, который надо заполнить,а факел, который нужно зажечь.Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с ...

Статья Применение цифровых и игровых технологий в процессе преподавания математики

Статья Применение цифровых и игровых технологий в процессе преподавания математики...