Проблемный метод обучения на уроках в начальных классах
материал

Фролова Светлана Геннадиевна

 

    Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом обучающиеся активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет учащихся осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемный метод обучения в начальных классах.

    Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом обучающиеся активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет учащихся осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению

   Сложность управления проблемным методом обучения состоит в том, что постановка проблемной ситуации — процесс индивидуальный и педагогу необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход. Если при традиционном методе обучения педагог передаёт теоретический материал в готовом виде, то при проблемном методе обучения необходимо подвести учащихся к противоречию и предложить им самостоятельно найти способ решения проблемного задания.

    В зависимости от того, каким способом созданы проблемные ситуации, и от того, какое противоречие лежит в их основе, учёные выделяют различные типы проблемных ситуаций, приемы их создания, знание которых поможет учителю организовать продуктивную деятельность учащихся.

    Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, подтолкнуть их к нахождению верного ответа, эффективно использовать следующие приемы: анализ языковых фактов; обоснование выбора орфограммы, пунктограммы; сопоставление фактов и явлений нового знания, оперирование имеющимися знаниями.

    Проблемный метод обучения не заменяет системы обучения, включающей разные типы, способы организации учебно-воспитательного процесса. Однако и система обучения не является подлинно развивающей без проблемного метода обучения. Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводят к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и обуславливают применение учащимися соответствующих методов учения. Поисковая деятельность учащихся проявляет себя в решении таких проблемных задач, как: решение готовых нестандартных заданий; составление заданий и их выполнение; логический и языковой анализ текста; научное исследование; написание объёмных сочинений-рассуждений и др.

   Поэтому создание педагогом ряда проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их интеллектуальной способностью по поиску новых знаний путем решения учебных задач является сущностью проблемного метода обучения. Исходя из идеи развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, в условиях современной школы появляются разновидности уроков на основе принципа проблемного метода обучения.

   В ходе «проблемного» урока педагог способствует поиску нового знания, формирует своеобразный алгоритм для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно найти истину. Сущность «проблемного» урока заключается в том, что актуализация знаний непрерывно связана с введением нового знания, таким образом, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях, что является характерной чертой проблемного обучения. «Проблемный» урок имеет в своей структуре элементы логики продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся, предоставляет возможность управлять самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

  Изучение глагола показывает учащимся богатство русского языка. Задачи изучения и объем материалов в каждом классе обусловливаются особенностями глагола как языкового явления, а также возрастными возможностями учащихся. Глагол в школьном курсе русского языка — одна из важнейших тем.

   Это создаёт необходимость вынесения данной темы на самостоятельное изучение или проведение дополнительных факультативных занятий учителем.

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

 2. Осознание проблемной ситуации обучающимися и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Преподаватель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы ребята сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать поразному (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и общей подготовленности группы).

 Варианты:  

Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).

  Создание дискуссии (по группам)

  Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).

  Поиск решения на основе наблюдений.

4. "Ага-реакция" — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, обучающиеся сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

 5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, обучающиеся еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:  

  • Частично-поисковой, или эвристический. Педагог сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает обучающихся в обсуждение. Также педагог помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь преподавателя ограничивает самостоятельность обучающихся, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения.  
  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации преподаватель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.  
  • Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит педагогу: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Обучающиеся при этом играют лишь роль наблюдателей.
  • Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача педагога сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа обучающихся.

   Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Обучающиеся лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учёбе.

   Также учитель может использовать различное оборудование, например: обращаться к толковому словарю, использовать картотеки, компьютерные презентации, мультипликации, электронные энциклопедии, альбомы и иллюстрации.

   В целом необходимо признать, что проблемное обучение направлено не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует их интеллектуальному развитию.

Литература: Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация. [Текст] / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. — 2000. — № 1. — С. 19–25. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. [Текст]: книга для учителей / М. И. Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»

В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии.  Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...

Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"

Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – де...

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью ИКМ

Опыт моей работы в направлении реализации главной идеи  образовательного процесса -  применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных  компьютерных моделей физиче...

Проблемный метод обучения на уроках иностранного языка

Данная разработка показывает применение  проблемного обучения на уроках иностранного языка для развития мотивации и поможет  использовать полученные умения и навыки  для решения проблем...