Урок русского языка "Работа над ошибками": традиции и инновации
статья

Дежкина Людмила Ивановна

Материалы статьи могут быть использованы учителем при подготовке к уроку русского языку "Работа над ошибками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami-_podgotovka_k_uroku.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

Урок русского языка

 «Работа над ошибками»: традиции и инновации 

(выступление на методическом объединении

 учителей русского языка и литературы)

                                               Подготовила учитель

                                                            русского языка и литературы

                                                            Дежкина Людмила Ивановна

2023 г.

Думаю, нельзя говорить о приоритете каких бы то ни было форм обучения. Приемлем любой урок, стандартный и нестандартный, лишь бы он помогал главному: глубокому усвоению учащимися материала. Я – за разумное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными. Мне представляются несостоятельными утверждения, что на нестандартном уроке страдает содержательная сторона, якобы приносимая в жертву форме. По-моему, это уже забота учителя – построить занятие так, чтобы форма служила содержанию, а не наоборот. Само собой разумеется, что, обдумывая урок, нельзя ставить себе целью достижение лишь внешнего эффекта.

Форму моих нестандартных уроков подсказывает сам материал. Такими могут быть занятия с самой «невыигрышной» темой. Возьмем, к примеру, работу над ошибками. Этот тип урока – один из самых трудных именно потому, что он рутинный, однообразный. Меня давно занимал вопрос, как сделать его интересным, а значит – эффективным. Попробовала так. Проверяя работу (диктант), составляю на отдельном листе список слов, в которых были допущены ошибки, и группирую их по типам орфограмм. Перед уроком на доске выписываю в столбик под порядковыми номерами по одному слову с каждой такой орфограммой, оставляя пустой следующую строчку. После того как ребята ознакомились со своими ошибками, я даю тем, кто получил «5», индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта (например, найти слова с непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить с ними связный текст на любую тему). Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных на доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее правило и обозначают графически. После того, как все орфограммы разобраны, школьники должны найти в тексте диктанта слова с аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую строчку.

Следующий этап – повторная работа над текстом диктанта, спроецированным на экран. В нем нет пропущенных букв и знаков препинания, но орфограммы и пунктограммы, на которые были допущены ошибки, выделены красным цветом. Текст ребята читают вслух, начиная с первой парты, все сомнительные места в нем анализируют. Вот как проходит такая работа. Первый ученик читает все предложение, затем – только слово с выделенной орфограммой, объясняя ее. Его сосед по парте комментирует ответ, отмечая, правильный он или нет, и, если нужно, дает верное объяснение. И так далее. Таким образом, текст комментируется еще раз, причем в работе участвует весь класс.

Домашнее задание тоже связано с текстом диктанта. Так, кто получил «4», составляют словарный диктант, но не из тех слов, в которых они сделали ошибки, а подбирают новые 3-4 слова с аналогичными орфограммами и составляют с ними предложения. Троечникам предоставляется право выбора: либо они выполняют такое же задание, как и получившие «4», либо составляют предложения со словами, где допущены ошибки. Получившие «2» подбирают материал для диктанта из соответствующих слов и вводят их в словосочетания.

Иногда, если диктант трудный и допущено много ошибок, я отвожу на это два урока. Все виды работ как будто традиционны, но их организация вносит в класс живинку. И всем на таких уроках интересно – и учителю, и ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Традиции и инновации в преподавании литературы и русского языка

Презентация для учителей русского языка и литературы...

Современный урок:традиции и инновации.

Выступление на семинаре учителей английскогоязыка....

МАСТЕР-КЛАСС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

передача опыта путем прямого  и комментированного показа технологий, методов, приёмов используемых на уроках русского языка...