Аппликатура
методическая разработка
Работа над аппликатурой на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ ДО Тельмановская ДШИ
Работа над аппликатурой на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Тараш О.В.
Преподаватель фортепиано
Известно, что залогом качественного исполнения фортепианного сочинения служит тщательная предварительная работа над различными техническими и художественными моментами. Одним из наиболее важных факторов успешного преодоления технических трудностей служит правильный выбор аппликатуры. Мы очень часто сталкиваемся с серьезными проблемами, когда не уделяем должного внимания одному из важных принципов методики обучения игре на фортепиано - аппликатурной дисциплине. Это надо воспитывать с самых азов игры на инструменте. А в дальнейшем постоянно совершенствовать. Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть, какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления. Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры. Во время занятий в медленном темпе - тоже. Так заучивается неверная, аппликатура. И только в дальнейшем, при переходе к настоящему темпу, обнаруживается её непригодность. Начинается переучивание пальцев - работа, отбирающая немало нервной энергии и времени. Если пальцы подобраны неудачно, то, сколько ни учи пассажа, не достигнешь ни быстроты, ни четкости, ни уверенности.
У опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д
На начальном этапе обучения, транспонируя песенки, ученик быстро усваивает связь интервалов с определенным положением пальцев на клавиатуре. Уже на раннем этапе обучения в младших классах необходимо научить ребенка читать и изучать аппликатуру, вырабатывать умение самостоятельно её создавать.
При выборе аппликатуры следует руководствоваться естественными особенностями пальцев: различием пальцев в силе, длине и расположении; разной степенью растяжения между ними.
Слово «аппликатура» по словарю нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю. Это расстановка, постановка пальцев. Также обозначение этой расстановки в нотах с помощью цифр. Наши десять пальцев - это наши десять подчиненных, которые должны следовать нашим распоряжениям. Только тогда их работа будет толковой и уверенной. Если мы ими не управляем, они теряются, путаются, вся работа комкается, и никогда нельзя достигнуть полной уверенности. Рука - это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она может быть и более мягкой, и покрепче. Когда мы играем на рояле, мы клавиатуру как бы «берем» пальцами.
В самом начале обучения игре на инструменте, необходимо уяснить с учеником основные требования к пальчикам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо - стремиться к естественной последовательности пальцев. Звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит, пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один – пальчики тоже через один. Это самое основное правило.
Упражнения для формирования аппликатурных навыков.
Упражнение №1
«Пальчик, просыпайся» (под ритмичную музыку)
-Сейчас я буду называть номера пальчиков. А ученик с закрытыми глазами, не глядя на руки, должен сообразить на какой руке и какой пальчик нужно поднять и поиграть на крышке инструмента (выполняется упражнение).
Упражнение №2
Расположить все пальцы на клавиатуре по порядку от «До».
- Я буду называть ноту, а ты с закрытыми глазами на ощупь по команде будешь играть нужным пальчиком. Затем, то же самое, только, наоборот, я буду называть номер пальца, а ты сообрази какая нота и сыграй.
Потом задачу усложняем, исполняем двумя руками, называем пальчик, а ученик должен сообразить, какие это будут звуки в обеих руках. Меняемся ролями. Ученик даёт задание, а учитель выполняет.
Упражнение№3
-Постарайся отгадать мелодию по аппликатуре и сыграть (предлагается вариант из ранее выученных).
Упражнение №4
- Проставь аппликатуру, рассуждая вслух.
Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Обычно кварты (речь идёт о чистых интервалах) играют, пропуская 2 пальца, т.е. 1-4, или 2м -5, квинты – 1-5 п., октавы – 1-5 п.; в б3 – 3 пары пальцев.
Упражнение №5
«Квинты» - играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражнения проговариваем подтекстовку:
Мы веселые две квинты
Ты нас правильно сыграй
Первый, пятый, первый, пятый
Ты скорее проиграй.
Упражнение №6
«Часы» - играем терции 1-3, 2-4, 3-5 как маятник часов. Упражнение играем с подтекстовкой:
На стене часы весят,
Тихо, мирно говорят:
Тик-так, тик-так…
Упражнение №7
«Кварты» - играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В упражнении используем подтекстовку:
Зайка ушастенький, ловкий зверек,
Прыгает весело – скок да поскок!
В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. В то время как этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит действительную пользу, если приобретённые технические навыки применяются в художественных произведениях.
В любом хорошем деле нет предела совершенству. И в вопросе изучения методов аппликатуры тоже. Работая, над аппликатурой, я всегда помню ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Но, хотя, аппликатура и должна носить индивидуальный характер, это не должно служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным закономерностям. Аппликатура основных фортепианных технических формул (гамм, арпеджио, аккордов) должна быть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или другую техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию. Пианист, хорошо продумавший аппликатуру и твердо заучивший ее, имеет гораздо меньше причин для волнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликатура и критерии её правильности
Работа адресована педагогам по классу фортепиано. В ней рассматривается влияние аппликатуры на конечный творческий результат исполнения, и определяются критерии её правильности....

«Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на домре».
Разработка открытого урока в классе домры. Дается подробное описание цели и задач урока, его структуры....

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО АППЛИКАТУРЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ ОРКЕСТРОВЫХ ПОДГРУПП, НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ»
В данной работе рассматривется многолетний опыт работы по обучению концертмейстеров оркестровых подгрупп в ансамбле РНИ.Работа может быть полезна руководителям оркестров и ансамблей при обучении игре ...

Методическая разработка "Об аппликатуре на домре"
В данной методической разработке рассматриваются вопросы, связанные с аппликатурными особенностями игры на домре....

Аппликатура пальцев правой руки гитариста в гамме.
Варианты и принципы применения аппликатуры пальцев правой руки гитариста в гамме....

Конспект открытого урока "Аппликатура на начальном этапе обучения домриста"
Конспект урока проведенный с учащейся 1 класса Каневой Юлией...
«АППЛИКАТУРА, КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»
В данной работе освещаются способы работы над аппликатурой на примере некоторых этюдов для начинающих пианистов....