Современное образование и воспитание личности ребенка с овз.
опыты и эксперименты (5 класс)

Екатерина Владимировна Мартемьянова

выступление на шмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_sr.zvena_.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная
школа-интернат основного общего образования
г. о. Жуковский Московская область

Доклад на ШМО учителей среднего звена

по теме

 

«Проектирование уроков в рамках ФГОС. Современные аспекты преподавания в условиях перехода на ФГОС».

Подготовила и выступила

Мартемьянова Е.В.,

учитель высшей квалификационной категории

Ноябрь 2020г.

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания.

Главное в образовательном  процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Учитывая вышеизложенное, уделяя внимание целенаправленному развитию общеучебных умений: коммуникативных, информационных, интеллектуальных, организационных.

Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.

Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная парадигма образования постулирует в качестве цели образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат последовательного преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:

  • изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
  • переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
  • целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
  • признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия (что и как нужно сделать), результат (его соответствие поставленной цели и необходимость корректировки). Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Именно поэтому технологии проектирования урочных и внеурочных занятий и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности.

Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования — требования к результатам освоения основной образовательной программы.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.

На практике учёт трёх перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий) может быть зафиксирован в виде следующих принципов:

  • принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции её субъекта;
  • принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;
  • принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т.д.);
  • принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.

Методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  • Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
  • Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока

Традиционный урок

Инновационный урок

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.
  1. Мобилизующий этап.
  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Рефлексия.

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Это метод постановки проблемного вопроса на этапе изучения нового материала.  Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, можно привести пример  методики субъективизации процесса обучения русскому языку (автор –  Бакулина Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета). Степень новизны заключается в комбинации элементов современных педагогических технологий (игровых, информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации), инновационных методик при обучении русскому языку, в разработке специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как средство творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности.

Принципы методики субъективизации:

  • Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.
  • Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.
  • Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Также изменяются и требования к учителю:

  • Четко и точно формулирует задания.
  • Не дает новые знания ученикам в готовом виде.
  • Не повторяет задание два раза.
  • Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
  • Не повторяет то, что уже сказали ученики.
  • Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
  • Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.

Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

  • постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;
  • планировании способов достижения намеченной цели;
  • осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);
  • осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;
  • рефлексии деятельности по итогам урока;
  • выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Важными компонентами проектирования современного урока нам представляются целеполагание и конструирование технологической карты учебного занятия.

Технологические карты урока:

  • предоставляют возможность реализовать один из ведущих принципов ФГОС — развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;
  • могут быть использованы и для проектирования внеурочных занятий, поскольку при их конструировании учитывались только самые общие особенности новых стандартов, характерные как для урочной, так и для внеурочной деятельности: системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий.

        Основная идея целеполагания в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счасть...

Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.

Семья и школа – это берег и море.На берегу, ребенок делает свои первые шаги,получает первые уроки жизни,а потом перед ним открывается необозримое море знаний,и курс в этом море прокладывает школа.Это ...

Психологическая роль семьи в воспитании личности ребенка.

Влияет ли семья на поведение ребенка? Что такое "стиль воспитания" и какова его роль в формировании личности ребенка? На эти и другие вопросы ответит данный материал....

Родительское собрание «Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»

В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Да, много интересных семейных традиций было в России. Взят...