Обеспечение взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода
проект

Вальт Алина Валерьевна

Данная программа выступает методическим обеспечением педагогического сценария взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода, а именно его подготовительного периода.

Программа-модуль представляет собой комплекс, содержащий пояснительную записку; общую характеристику курса; планируемые результаты освоения программы; содержание и тематическое планирование; описание педагогического процесса (педагогической и образовательной деятельности), учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода

Универсальная программа-модуль «Учимся сотрудничать»

Данная программа выступает методическим обеспечением педагогического сценария взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода, а именно его подготовительного периода.

Программа-модуль представляет собой комплекс, содержащий пояснительную записку; общую характеристику курса; планируемые результаты освоения программы; содержание и тематическое планирование; описание педагогического процесса (педагогической и образовательной деятельности), учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Тема 1. «Введение. Сотрудничество»

Цель: формирование знаний о сотрудничестве, принципе позитивной взаимозависимости; мотивация обучающихся к учебному сотрудничеству.

Содержание

Определение смысла понятий «сотрудничество», «партнерство». Позитивная взаимозависимость как основа возникновения сотрудничества; связь, при которой невозможно обойтись друг без друга. Выявление преимуществ групповой деятельности в жизни и учебной деятельности.

Анализ проблемы построения партнерского взаимодействия в обществе детей и взрослых. Демонстрация литературных примеров и видеосюжетов, транслирующих примеры отрицательных и положительных образцов общения детей, взрослых в социуме.

Методы образовательной деятельности обучающихся:

  • методы воспитательной деятельности: размышление, обсуждение, наблюдение, внутренний диалог, критика, самокритика, оценка, самооценка;
  • методы        учебной        деятельности:        анализ        знаний,        сравнение,        выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотез.

Тема 2. «Групповая и индивидуальная ответственность»

Цель: уточнение смысла понятия «ответственность», осознание значимости индивидуального вклада в общее дело; формирование у обучающихся ответственного отношения к совместной деятельности.

Содержание

Демонстрация положительных и отрицательных образцов отношения к совместной  деятельности  —  «ситуации  из  жизненного  опыта  обучающихся»,

«готовые видеосюжеты». Проблема индивидуальной ответственности как сознательного отношения к совместной деятельности при достижении групповой цели. Индивидуальная ответственность — требования, предъявляемые обучающемуся группой — ответственность за собственные действия и действия других членов группы.

Закономерность распределения заданий в группе в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями членов группы. Принцип зависимости группового успеха от вклада каждого участника. Взаимопомощь в достижении группового и индивидуального успеха.

Практическое решение групповой задачи, предполагающей разделение задач между членами группы, выделение зон индивидуальной ответственности.

Методы образовательной деятельности (обучения, воспитания) обучающихся такие же, как в предыдущем занятии.

Тема 3. «Групповые роли»

Цель: осознание необходимости в выделении социальных ролей в малой группе; определение основных групповых ролей и ролевых обязанностей, распределение их между членами реальных групп.

Содержание

Проблема самоорганизации, самоуправления в малой группе. Демонстрация примеров из жизни детей и взрослых.

Уточнение понятия «групповая роль», «ролевые обязанности». Определение основных   групповых   ролей   («учебный   лидер»,   «коммуникативный   лидер»,

«участник взаимодействия или партнер»).

Выработка ролевых обязанностей. Оформление адаптированной карты «Групповые роли, ролевые обязанности и действия» (ориентиром для учителя служит таблица 1). Практическое распределение основных ролей в каждой малой группе (роль учителя консультативная).

Карта «Групповые роли, ролевые обязанности и действия»

Роли

Ролевые обязанности

Ролевые действия

Учебный лидер (ор- ганизатор учебной деятельности)

Ответственен за постановку учебных целей и задач, их распределение между участниками.

Несет ответственность за групповой учебный результат.

Выполняет        функцию управления интеллектуальной работой группы.

Знает академические возможности членов группы.

Руководит организацией и процессом решения полученного учебного задания.

Конструктивно распределяет конкретные задачи между участниками взаимодействия в соответствии с их возможностями.

Организует взаимные помощь, контроль и оценку.

Несет ответственность за корректирование и перераспределение задач, если этого требует ситуация.

Организует обсуждение решений, поддерживает инициативу членов группы,

Подчиняется коммуника тивному лидеру в аспекте межличностного общения.

учитывает мнение участников. Имеет право приоритета в определении правильности выполнения задания или решения задачи.

Коммуни- кативный лидер (ор- ганизатор общения)

Ответственен за налажива- ние и поддержание меж- личностных отношений в группе, за соблюдение чле- нами группы принятых правил сотрудничества.

Подчиняется учебному ли- деру в аспекте учебной ра- боты.

Организует межличностное общение; способствует установлению контактов между всеми участниками группы; вы- страиванию партнерских взаимоотно- шений; улаживает разногласия. В кон- фликтных ситуациях способствует по- иску компромисса, конструктивному разрешению спора, в том числе, за рам- ками учебного времени.

Признает наличие учебного лидера в группе, понимает и принимает его функцию.

Участник взаимо- действия (партнер)

Участвует в распределении учебных задач, несет ответ- ственность за выполнение принятой индивидуальной задачи, соблюдение правил сотрудничества.

Подчиняется учебному и коммуникативному лиде- рам.

Проявляет инициативу в постановке учебных задач; активно участвует в ре- шении задач.

Несет ответственность за решение ин- дивидуальной задачи; разделяет ответ- ственность за коллективный результат. Позитивно относится к замечаниям, рекомендациям, помощи участников группы. Соблюдает правила сотрудни- чества. Выполняет рекомендации и требования лидеров группы.

Методы образовательной деятельности обучающихся:

  • методы воспитательной деятельности: обсуждение, диалог, оценка, самооценка готовности к выполнению роли, выбор, мечта об исполнении полученной или другой роли; самообязательство; активная и пассивная социальная адаптация;
  • методы учебной деятельности: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, формализация, моделирование.

Тема 4. «Правила группового сотрудничества»

Цель: формирование знаний о правилах сотрудничества в малой группе; выработка правил группового сотрудничества; формирование в обучающихся потребности в построении взаимодействия на основе правил сотрудничества.

Содержание

Демонстрация примеров конфликтных ситуаций и примеров поиска компромиссов (мини-сценки «ситуации из жизненного опыта», «готовые видеосюжеты» из школьной или общественной жизни). Выявление проблемы построения партнерских взаимоотношений в малой группе.

Раскрытие смысла понятия «нормы сотрудничества». Руководствование правилами сотрудничества как необходимое условие построения партнерских взаимоотношений. Характеристика благоприятных и неблагоприятных отношений. Влияние на эффективность совместного труда качества отношений в группе.

Выработка правил сотрудничества и оформление карты «Правила группового сотрудничества». Обязательность выполнения правил сотрудничества всеми членами группы.

В таблице представлена методическая разработка «Ориентировочные правила взаимодействия» в помощь учителю, которая содержит описание действий, позволяющих решать проблемные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия обучающихся в малых группах.

Методы образовательной деятельности обучающихся:

  • методы воспитательной деятельности: метод примера, наблюдение, размышление, критика, оценка, самоанализ, диалог, выбор, самообязательство, подражание; пассивная и активная социальная адаптация;
  • методы-действия учебной деятельности: анализ, синтез информации и знаний, сравнение, выявление противоречий, постановка проблемы, построение предположений, конструирование.

         Карта «Правила группового сотрудничества»

  Группа № …   ФИО членов группы: ………………………….

Проблемные ситуации

Правила решения проблемных ситуаций

Коммуникативный компонент сотрудничества

1) Как следует слушать собеседника?

2)        Что        делать,        если        не        удалось        понять собеседника?

3) Как ясно и точно выражать свои мысли?

4)  Как  доказывать  и  отстаивать  свою  точку зрения?

5)        Как        разрешать        спор,        принимать        общее решение?

Регулятивный компонент сотрудничества

6) Как правильно поставить задачи для того, чтобы достичь цели?

7) Как правильно распределить задачи между участниками группы?

8) Как справедливо, объективно оценить вклад каждого в общее дело?

9) Как следует оказывать помощь, поддержку друг другу?

10)        Что        значит        выполнять        ролевые обязанности?

Ориентировочные правила группового взаимодействия обучающихся в проблемных ситуациях (в помощь учителю)

Ситуации,

в которых члены группы

Правила взаимодействия, разрешающие проблемные ситуации

1)        не        слушают друг                друга, реагируют, прежде                        чем выслушают говорящего

  • Принять позу слушателя, смотреть на говорящего.
  • Слушая собеседника, не начинать подготавливать ответ и

ждать возможности вставить свою реплику.

  • Не перебивать, выслушать, прежде чем реагировать.
  • Поддерживать        соотношение        времени        говорения        и

слушания,        не        позволять        себе        слишком        длинных монологов.

  • Соблюдать последовательность разговора.

2) «не слышат», не понимают друг друга

  • Задавать уточняющие вопросы «Объясни, что значит…?»;

объясняющие вопросы «Почему…?».

  • Применять перефразирование, проверять свое понимание

информации. Следует выбрать главное и сказать это своими словами, начинать фразами: «Другими словами, ты  считаешь...».  «Если  я  тебя  правильно  понял,  то...»,

«Поправьте меня, если я ошибусь, но...».

  • Критично слушать, задавать себе вопросы: подкреплен ли

вывод фактами, примерами; есть ли другая информация, влияющая на выводы? Подводить итоги, формулировать выводы, используя фразы: «Таким образом, ты считаешь...», «Итак, ты предлагаешь...», «Если теперь подытожить сказанное, то...», что позволяет выделить главную мысль.

3) не ясно, не точно выражают свои мысли

  • Подбирать слова, которые наиболее правильно, понятно

выражают        смысл,        помогают        избегать        разночтений, исключают двусмысленность образов, выражений.

  • Указывать источники использованной информации.
  • Датировать        информацию        —        уточнять        время,        когда

информация была истинной.

  • Исключать из речи лишние звуки или слова, которые не

позволяют        слушателям        сосредоточиться        на        смысле. Наиболее часто в речи обучающихся встречаются помехи:

Ситуации,

в которых члены группы

4) доказывают свою точку зре- ния враждебным (агрессивным) об- разом

Правила взаимодействия, разрешающие проблемные ситуации

«ну», «да ладно», «понимаете», «вроде как», «типа того»,

«где-то так» и другие.

  • Относится с уважением к любому мнению — это точка

зрения человека, она имеет право на существование.

  • Аргументировать        высказываемое        мнение.        Выражения

типа: «Мне так кажется», «Так было всегда» и т. п. — аргументами не являются.

  • Придерживаться  дружелюбного  тона.  Оппонент  —  не

личный  враг,  а  человек  с  другой  точкой  зрения.  Не переходить на личности.

5)        не        могут договориться        и принять        общее решение        (найти компромиссное решение),        чтобы разрешить спор

  • При  несогласии  с  точкой  зрения  оппонента  следует

выделить в его суждении главное, подытожить сказанное или попросить говорящего сделать резюме: он должен будет избавить свое возражение от всего второстепенного, что значительно облегчит задачу.

  • Отказаться        от        своего        суждения,        если        аргументы

оппонента оказываются более убедительными.

  • Искать альтернативное, компромиссное решение, которое

примет большинство.

6) затрудняются в постановке задач, необходимых для достижения цели

  • Уточнить цель групповой деятельности.
  • Выбрать способы и средства достижения данной цели,

разработать план действий, то есть, определить задачи.

  • Обратиться        за        консультацией        к        учителю        при

необходимости.

7) затрудняются в распределении задач        между участниками

  • Каждому  члену  группы  соотнести  свои  способности  с

возможностью решения поставленных задач.

  • Распределить        задачи        на        основе        добровольного

ответственного выбора.

  • Обратиться за консультацией к учителю.

8) затрудняются в определении вклада каждого в общее        дело группы

  • Определить степень выполнения задачи, которая стояла

перед учащимся.

Критерии оценивания: задача выполнена полностью (отлично); задача выполнена в основном, большая часть вопросов раскрыта (хорошо); задача выполнена частично —

Ситуации,

в которых члены группы

9) не поддержи- вают друг друга, не оказывают вза- имную помощь

Правила взаимодействия, разрешающие проблемные ситуации

половина вопросов не раскрыта (удовлетворительно); задача не выполнена (неудовлетворительно).

  • Окончательной        является        оценка,        принятая

«большинством».

  • В  ситуации,  когда  мнения  разделились  поровну,  и  не

удалось        договориться,        следует        обратиться        за консультацией к учителю.

  • Ответить  на  вопрос  каждому  члену  группы:  почему

партнерам следует оказывать взаимную помощь, поддерживать друг друга?

  • Обсудить, как следует оказывать и принимать помощь

(вначале корректно выяснить, требуется ли помощь, при необходимости уважительно ее оказать; принимать помощь следует с уважением и благодарностью).

10)  не  должным образом выполняют ролевые обязанности

  • Повторно осмыслить ролевые обязанности.
  • Самостоятельно оценить свою готовность к выполнению

данной роли. Сделать вывод и озвучить его.

  • При  необходимости  можно  перераспределить  ролевые

обязанности в группе.

Тема 5. «Оценивание группового взаимодействия»

Цель: формирование знаний о видах оценивания (внешнем и внутригрупповом) групповой деятельности и их критериях; самооценка готовности к сотрудничеству.

Содержание

Виды оценивания при работе в группе. Внешняя оценка деятельности группы учителем: единая оценка и отметка группового результата («одна оценка и одна отметка на всех»). Критерии педагогической оценки и отметки — ознакомление с ними обучающихся. Выработка критериев оценивания индивидуального вклада (например, по степени правильности, полноты выполнения индивидуального задания и др.).

Самостоятельная групповая оценка качества взаимодействия. Демонстрация карты «Оценка сотрудничества в группе» (таблица 4), ее обсуждение.

Проявление показателей сотрудничества: 0 — показатель не проявляется; 1

— показатель проявляется редко; 2 — показатель проявляется в большинстве ситуаций (часто); 3 — показатель проявляется всегда.

Перевод суммы баллов в уровни сформированности малой группы, группового взаимодействия: 0-15 баллов — низкий; 15-30 баллов — средний; 31- 45 баллов — высокий.

При выставлении общей оценки группе суммируются индивидуальные оценки ее членов и определяется средний групповой результат.

Карта «Оценка сотрудничества в группе» 

Группа № …        ФИО членов группы: …………………….

Цель:        оценить        показатели        группового        сотрудничества,        проанализировать полученные результаты.

Задание: отметить соответствующей цифрой (0, 1, 2, 3) проявление показателей.

Показатели сотрудничества в группе

Проявление показателей на конкретном занятии

Динамика показателей: (положительная, отрицательная, отсутствует)

1.        Оказываем        помощь        и поддержку друг другу

2. Отмечаем успехи друг друга

3. Доверяем друг другу

4. Берем на себя ответственность за дело

5. Все члены группы включены во взаимодействие

6. Проявляем самостоятельность и инициативу

Показатели сотрудничества в группе

Проявление показателей на конкретном занятии

Динамика показателей: (положительная, отрицательная, отсутствует)

7. Совместно ставим задачи, распределяем их с учетом возможностей участников

8. Внимательно и уважительно слушаем друг друга, стараемся понять

9. Задаем вопросы, получаем на них положительные ответы

10. Выбираем оптимальный способ достижения цели, при необходимости        изменяем намеченный путь

11.        Легко        обращаемся        за помощью к учителю

12.        Отстаиваем        свое        мнение доброжелательным образом

13. Не обвиняем друг друга, стараемся разобраться в возникшей ситуации

14. Договариваемся, ищем компромиссные решения, чтобы разрешить спор

15.        Обсуждаем        совместно проблемы после уроков

Сумма баллов

Рекомендации по коррекции взаимодействия. Среди показателей сотрудничества определяются те, которые «не проявляются» или «проявляются редко», а, следовательно, затрудняют общение и взаимную деятельность в группе, мешают достижению цели и установлению партнерских отношений.

Устанавливается возможная последовательность необходимых действий в данной    ситуации,    позволяющих    улучшить    межличностное    общение    и взаимодействие.  Данные правила-действия фиксируются в письменном  виде и являются обязательными для всех членов группы.

Вариант самооценки готовности обучающихся к сотрудничеству по итогам прохождения программы «Учимся сотрудничать» осуществляется в соответствии с листом-опросником «Самооценка готовности к сотрудничеству в группе».

Лист-опросник «Самооценка готовности к сотрудничеству в группе» Вопросы самооценки:

Мне нравится работать в группе? (да; не очень; нет). Какую  роль я хотел бы выполнять в группе?

Готов ли я выполнять ту роль, которая поручена мне группой? (да; не совсем;

нет).

нет).


Согласен ли я с теми правилами, которые приняты в группе? (да; не со всеми; Готов ли я выполнять групповые правила? (да; не знаю; нет).

Готов ли я нести индивидуальную ответственность за те задания, которые

мне поручит группа? (да; не совсем; нет).

Готов ли я оказывать помощь членам группы? (да, нет, не всем).

Хотел бы я, чтобы члены группы оказывали мне помощь при необходимости? (да; не знаю; нет).

Согласен ли я с тем, что работа группы оценивается одной отметкой (то есть, все члены группы получают одну отметку)? (да; не совсем; нет).

Партнер — это …

Сотрудничать в группе — это значит …

Методы образовательной деятельности обучающихся:

  • методы воспитательной деятельности: обсуждение, диалог, самоконтроль, оценка, самооценка, самоанализ, самоотчет; пассивная и активная социальная адаптация;
  • методы учебной деятельности: методы-операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, формализация, конкретизация.

Тема 6. Итоговое занятие «Учебная техника групповой деятельности»

Цель: конструирование и применение         учебной техники групповой деятельности.

Содержание

Учебная техника групповой деятельности как система действий в логике группового процесса, позволяющая осуществлять самоорганизацию и самоуправление в малой группе, выстраивать сотрудническое взаимодействие. Формирование малых групп как будущих команд — правильный подбор качественного и количественного состава группы. Групповой результат как совокупность индивидуальных результатов. Определение критериев оптимального количественного и качественного состава учебной малой группы. Формирование реальных малых групп с учетом установленных количественных и качественных критериев в пределах класса.

Этапы учебной техники групповой деятельности. Проектировочный этап совместной деятельности:

  1. постановка единой цели;
  2. разделение группового процесса на отдельные связанные действия-операции и распределение их (как задач) между членами малой группы в соответствии с их индивидуальными способностями и возможностями, определение зон индивидуальной ответственности;
  3. согласование        индивидуальных        деятельностей        в        соответствии        с        ранее определенной последовательностью;
  4. распределение ролей и обязанностей, закрепленных за конкретной ролью;
  5. согласование групповых правил, выполнение которых обязательно для всех членов группы.

Исполнительский этап включает:

  1. промежуточный контроль и оценка выполняемых действий, направленных на решение задач;
  2. взаимокоррекция и самокоррекция действий;
  3. взаимопомощь в достижении индивидуальных целей.

Контрольно-оценочный        этап        включает        контрольно-оценочные        и рефлексивные действия:

  1. внешние — оценка итогового учебного результата педагогом;
  2. внутригрупповые: а) групповая         оценка и рефлексивная самооценка индивидуального вклада; б) групповая самооценка качества взаимодействия.

Оформление технологической карты «Учебная техника групповой  деятельности».

Практическая работа по решению конкретной учебной задачи — применение техники групповой деятельности. Роль учителя — консультационная.

Методы образовательной деятельности обучающихся:

  • методы воспитательной деятельности: диалог, обсуждение, критика, оценка, самооценка;
  • методы учебной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, конструирование, моделирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении».

Школьный курс русского языка  в коррекционной школе  VIIIвида играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И  необ...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на основе дифференцированного подхода

Сущность опыта заключается в создании условий для развития коммуникативной компетенции учащихся через создание разнообразных речевых ситуаций на основе дифференцированного подхода. Таким образом, обще...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

«Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО, на основе дифференцированного подхода».

В этой статье я рассказываю о своих методах и формах работы с детьми, которые использую на уроках не только изобразительного искусства, но и на уроках черчения и технологии. Такие уроки не только разв...

Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода в обучении

Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в р...

Статья из опыта работы «Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО на основе дифференцированного подхода».

 Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного мира....