Мастер-класс для педагогов «Основы предметной съемки»
материал

Елена Владимировна Чубалина

Мастер-класс для педагогов

«Основы предметной съемки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_dlya_pedagogov_semka_predmetov.docx895.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Мастер-класс для педагогов

«Основы предметной съемки»

Разработала: педагог дополнительного образования

Чубалина Елена Владимировна

г.Ярцево

2021 г


Контингент участников: преподаватели прикладных творческих объединений.

Количество участников: 12 человек

Место проведения: учебный зал

Цель занятия: ознакомление с основами предметной съемки.

Задачи:

Обучающая: изучить основные правила предметной съемки.

Развивающие: 

- пробудить интерес к предметной съемке;

- развивать творческую активность, воображение и фантазию, желание экспериментировать.

Воспитательная: 

- создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету, творческому общению.

Тип занятия: обучающее.

Форма занятия: комбинированная: (беседа, практическая часть)

Оборудование и инвентарь: 4 банкетки, стул без спинки, ПК и проектор, фото фон для предметной съемки, световое оборудование, фотоаппарат.

Время проведения: 1.5 часа.


Педагог: Доброго дня, дорогие коллеги! Рада вас приветствовать на моём мастер-классе! Сегодня мы рассмотрим актуальную тему для всех прикладников – как снимать небольшие предметы в домашних условиях.

Каждому из вас рано или поздно приходится фотографировать работы учеников или свои для конкурсов. В условиях активного развития дистанционного формата – это особенно актуально. Но неудачный снимок может испортить всё впечатление о работе, поэтому крайне важно научиться делать это правильно.

Для того чтобы сфотографировать свои работы, не обязательно заканчивать специальные курсы, можно обойтись простой камерой и парой приемов. Конечно, за качественным результатом лучше обратиться к профессиональному фотографу. Но часто в жизни мастера бывают моменты, когда работа готова и хочется ее показать. В веренице выставок, заказов, новых работ и житейских радостей можно не успеть запечатлеть свои творения.

В случае, если творение ваших рук - не кухонный гарнитур и не шкаф, а помещается в ладонь или хотя бы в охапку, есть смысл его грамотно заснять. А шкаф тоже можно снять самому. Только это задача гораздо масштабнее.http://static2.vigbo.com/u19719/22860/blog/1707623/538499/5692067/500-69cd1703c5db1ad1e7379c823824e84e.jpghttp://static2.vigbo.com/u19719/22860/blog/1707623/538499/5692358/500-e7fa4cfd4f2e8607a4dba6e4b694135f.jpg

Место для съемки.

У вас есть телефон или фотоаппарат. Нет студийного света и иного специального оборудования. Посмотрите в прогнозе погоды, во сколько завтра рассвет и закат и запланируйте съемочное время на световой промежуток дня. Если вдруг обещают солнце, сориентируйтесь - на какую сторону выходят окна. При работе с естественным светом сильные солнечные лучи вам будут только мешать, а вот мягкое рассеянное серое марево - упростит задачу. Организуйте съемочное место как можно ближе к окну. Проще снимать, если съемочное место доступно с нескольких сторон. Простой вариант - использовать опоры для столешницы или даже табуретки, положив на них доски или лист фанеры. Подготовьте фон: это может быть дерево, листы картона или цветной бумаги, ватман, холст, ткань, акрил. Важно, чтобы фон был чистым, без следов от кружек, заломов или крупных складок.

При начале съемки выключите весь электрический свет в обозримом пространстве. Иногда даже одинокая электрическая лампочка в коридоре позади вас может обнаружить себя некрасивым желтым бликом.

http://static2.vigbo.com/u19719/22860/blog/1707623/538499/5714570/500-a189342cee8b2d879a1295ee067798ad.jpg

Технические настройки

 

При съемке на фотоаппарат откажитесь от автоматического режима! Потратьте время, но разберитесь в настройках, чтобы вы могли контролировать картинку и избежать появления бликов или не нужных цветов. Первое, что важно – проконтролируйте, чтобы значение исо не было слишком высоким. При работе с естественным светом ему нежелательно превышать цифру в 400-640. Так избежим лишних шумов на изображении.

Чтобы при низком значении исо снимать не черный квадрат, открывайте диафрагму и выставляйте длинную выдержку. Считается, что с рук снимают при выдержке до 1/30, хотя тут все зависит от вашего умения крепко и без колебаний держать камеру. Упростите себе жизнь и вооружитесь штативом - даже недорогой, он откроет диапазон долгих выдержек и в декабрьских сумерках белый фон останется белым. Используя штатив, старайтесь не переминаться с ноги на ногу во время выдержки в несколько секунд и проследите за тем, чтобы мимо вас не проходили ни коллеги, ни домашние животные - от шагов вибрирует пол и долгожданная резкая картинка становится недостижимой.

Посмотрите, какой в фотоаппарате выставлен баланс белого. Чаще всего, мы не следим за ним и снимаем на авто, но в случае с предметной съемкой камера может промахнуться. Если вы снимаете голубого плюшевого слона, есть вероятность, что картинка будет слишком холодной. Внимательно смотрите за чисто белыми участками кадра - в них не должен появляться цветной оттенок. Возникает желтизна - уменьшите значение. Белый стал нежно-голубым - увеличьте.

Световой рисунок

    

Запаситесь рассеивателями и отражателями - их легко сделать самим, а с их помощью даже бледный свет дождливого неба можно превратить в интересный рисунок. Отражатель нужен для того, чтобы смягчить тень от объекта, он отражает естественный свет от окна, поэтому устанавливать его нужно напротив источника света. Чем сильнее вам нужно избавиться от тени, тем ближе должен быть отражатель к объекту. А если легкая тень вам все же нужна, отведите его подальше. Проще всего для отражателей использовать плотный картон, как для паспарту, листы пенопласта из упаковки бытовой техники, белая ткань. Для усиления эффекта отражения можно использовать фольгу, обернув фольгой лист картона в несколько слоев). Так же сильно отражают свет метализированные подложки. Они часто остаются на кухне от нарезки рыбы или колбасы. Они же бывают золотого оттенка, и это добавляет вам пространство для эксперимента - попробуйте использовать отражение с теплым оттенком.http://static2.vigbo.com/u19719/22860/blog/1707623/538499/5691569/500-3307ac4d76264155cdcb73797abf9c93.jpg

Рассеиватель нужен для того, чтобы смягчить односторонний световой поток из окна и немного его перенаправить. Понаблюдайте, как по-разному ложится свет в комнате с раскрытым окном и с закрытым тюлью. С тюлью он мягче, рисунок нежнее, цвета чуть теплее. Для домашних съемок можно использовать тот же тюль, только проследите, чтобы на ней не было сильного кружевного рисунка, иначе тень от него будет оставаться на поверхности ваших моделей. Удобнее брать кальку - с ее помощью можно сделать несколько заготовок и закрепить их кнопками на плотной раме, картонной или деревянной. Попробуйте понаклонять рассеиватель под разным углом или закрыть им только часть изображения - эффект будет меняться. Например, рассеиватель может закрывать задний план картинки, тогда объект на переднем плане будет выглядеть более контрастно. С помощью цветной кальки можно добиться интересных оттенков.http://static2.vigbo.com/u19719/22860/blog/1707623/538499/5691794/500-d6bc8c77fb023a6fb822bab72d75762f.jpg

Те же отражатели или просто книги можно использовать и не по назначению, создавая тень там, где вам нужно. Нежные белые зефирки сильнее привлекут внимание, если затемнить все остальное пространство кадра и сделать их выступающими из темноты. Вспомните того же Караваджо.

Источник

Объекты в кадре

 

В первую очередь, просто покажите объект как он есть - без посторонних предметов. Выберите тот ракурс, в котором легко читается форма. Подумайте, как будут смотреть на этот предмет его обладатели. Например, брошь не имеет смысла снимать сбоку с уровня стола, а многоуровневый торт - сверху. Для начала используйте центральную композицию - усложнить кадр вы сможете потом. Избегайте сложных углов съемки и оптических искажений, зрителю для оценки изделия они не полезны. Сделайте общий план, не обрезайте объект границами кадра. Сделайте кадр макро, показав фактуру. Для презентации товара нет ничего удачнее сочетания этих двух кадров - как в практическом смысле, так и в художественном.

Следите за резкостью: размытый передний план вызывает тревожность у зрителя и ощущение неаккуратности. Даже если вы снимаете калейдоскопы или подзорные трубы, ближняя к зрителю часть должна быть самой резкой частью в кадре. В случае, если вам нужно добиться резкости по всей поверхности кадра, сделайте несколько снимков: с резкостью на первом плане, посередине, на заднем плане. Ничего не меняйте, кроме настроек резкости, не ходите и не трогайте штатив в промежутке между этими тремя кадрами. При таком раскладе в фотошопе или любой программе для стекинга вы сможете слить эти три картинки в одну полностью резкую.

Хорошо работает принцип контраста: используйте фон, который максимально выделяет ваш объект. Голубые кружки будут хороши на рыжем дереве, фигурка белого медведя - на темно-синей ткани, кожаный рюкзак винного цвета - на кремовом фоне. Избегайте совпадения цвета объекта и фона, либо используйте это постоянно как художественный прием. Помните о том, что если фон яркий, то он оставит заметный рефлекс на теневой стороне объекта.http://static2.vigbo.com/u19719/22860/blog/1707623/538499/5714774/500-1415dbec9a37b3bb77036c1c69ef2fd0.jpg

 

Решив эти задачи, можно постепенно усложнять композицию. Подумайте, в какой среде будет использоваться ваше изделие, где оно будет жить? В детской комнате, в кафе, в трюмо среди других украшений? Попробуйте включить в кадр типичные черты этой среды, предметы, ткани. При такой работе главное правило - избегать перегруженных композиций. Помните, что чем меньше размер итогового изображения, тем меньше деталей в нем должно быть. Сразу прикидывайте в уме - что вам нужно для инстаграма или конкурса, а что пойдет на толстенный слайдер на главной странице сообщества творческого объединения и соразмеряйте сложность композиции с размером картинки.

 

Для хороших снимков поделок важно осознанно проводить процесс съемки: выделять его среди будней и не снимать на ходу. Хватит и света от окна, если экспериментировать и управлять им с помощью рассеивателей и отражателей. Эти инструменты не нужно покупать, они есть дома у каждого. Минималистичную и простую композицию кадра выстроить проще, чем голландский натюрморт и она лучше покажет работу. А потом можно и усложнять себе задачу.

Педагог: Теперь подведём итог. 

Что вам понадобится для предметной съемки? (ответы педагогов)

Для предметной съемки вам понадобятся:

  • фотоаппарат/телефон,
  • штатив,
  • фон,
  • рассеиватели,
  • отражатели.

Каким может быть место съемки? (ответы педагогов)

Место съемки – площадка около окна, которую можно обойти с разных сторон.

Какое главное требование к фону? (ответы педагогов)

Фон – любой, главное, чтобы не совпадал по цвету с объектом съемки.

Дополнительные объекты – по желанию.

На что нужно обращать в первую очередь при настройке фотоаппарата? (ответы педагогов)

При настройке фотоаппарата использовать ручной режим. Особенно тщательно контролировать:

  • ISO, чтобы избежать шумов.
  • Баланс белого, чтобы избежать желтизны/синевы и передать настоящие цвета объекта.
  • Место фокусировки – важно, чтобы в фокусе был либо весь объект целиком, либо передний план.
  • Если вы снимаете на телефон – либо используйте режим «PRO», в котором настройки можно регулировать вручную, либо будьте готовы к постобработке в редакторах.

Педагог: Теперь перейдём с вами к практике.

В практической части наша с вами главная задача – запомнить на какие детали нужно обращать внимание в первую очередь и поэкспериментировать с положением рассеивателей и отражателей, чтобы понять каких эффектов можно добиться.

Ход практической части.

  1. Подбор фона исходя из объекта съёмки.
  2. Расстановка составляющих (расстеиватель, камера, штатив, фон и др) участниками МК с корректировкой педагога.
  3. Определение ракурса съемки.
  4. Настройка фотоаппарата.
  5. Съемка общих и крупных планов.
  6. Корректировка положения светообразующих элементов.
  7. Добавление декора.
  8. Рассмотрение полученных снимков и обратная связь по ним от педагога.

Педагог: Итак. Сегодня мы с вами рассмотрели основные моменты, которые будут полезны для вас при съемке творческих работ небольшого формата. Но прежде, чем закончить наш мастер-класс, мне хотелось бы услышать полезен ли был для вас этот мастер-класс, чего, может быть, не хватило в моем повествовании и что для вас было самым актуальным. (ответы педагогов)

Педагог: Благодарю вас, коллеги, за то, что посетили мой мастер класс. Надеюсь, что теперь вы будете фотографировать творения свои и своих учеников гораздо красивее, чем прежде. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова

Мастер-класс для музыкальных руководителей на тему "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова...

Мастер - класс "Межполушарное взаимодействие, как основа интеллекта".

Мастер - класс знакомит педагогов с возможностями использования кинезиологических упражнений на уроках, что позволяет создать благоприятные условия для успешного обучения в современной ситуации и...

Мастер-класс "Кооперативное обучение как основа формирования коммуникативных навыков"

Мастер-класс посвящён технологии кооперативного обучения, которое заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в соединении всех форм урока и позволяет активизировать работу каждого ученика....

Мастер – класс «Достижение образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных УУД на уроке английского языка в 9 классе по теме «Конфликты и их решение»

Цели: Осуществление выбора наиболее эффективных способов для достижения образовательных результатов;Задачи: соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельнос...

Мастер – класс «Организация подготовки учащихся к предметным олимпиадам»

Данная презентация содержит практический материал по подготовке учеников к олимпиадам различного уровня...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

Мастер – класс «Организация подготовки учащихся к предметным олимпиадам»

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев...