Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения».
статья

Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения».

Слайд 2

Одной из задач уроков трудового обучения является у учащихся формирование технико- технологических знаний. Знания, полученные на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта обучающихся и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач ( т.е. ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).

По окончании курса трудового обучения школьники должны владеть знаниями о различных материалах, инструментах и приспособлениях, станках и технологических процессах.

Слайд 3

Решению данной задачи помогает соблюдение нескольких требований:

  • Излагаемый учебный материал должен быть доступным.
  • Знания не должны быть перегружены большим количеством новых понятий.                                                    
  • Новый материал должен быть увязан с усвоенным ранее материалом.                                                                
  • Изучение нового материала выстраивается в логической последовательности.  

4. Слайд  «Получение» - «обработка» - «применение».

Основной объем знаний учащиеся получают при объяснении нового материала. При подаче теоретического материала в основном мы используем словесные и наглядные методы – это беседа, объяснение или рассказ, сопровождаемые просмотром  плакатов, презентаций, видеосюжетов.  

          Затем  полученные знания учащиеся должны обработать. Это самый сложный и длительный процесс, на него отводится больше времени и сил учителя. На этом этапе учащийся должен научиться воспроизводить знания, который он получил. Здесь учитель применяет различные приемы: графики, знаки, таблицы, схемы, символы, т.е.  всё то, что поможет ученику научиться воспроизводить изученный материал.    

   Последний этап при формировании знаний – этап закрепления  – это обобщение  и систематизация полученных знаний и перенос их в новую ситуацию, в т.ч. в практическую деятельность. Этот этап происходит  и во время повторения материала, во время практической работы или после неё.

5. Слайд

Формируемые на уроках труда знания можно разделить условно на три группы. Изделия или объект, инструменты и оборудование, технология.

6. Слайд

При изучении изделий используем как один из приемов обучения анализ изделия. Он проводится по нескольким пунктам, в процессе отработки каждого пункта происходит изучение знаний изделий по видам, назначению, по материалам и т.д.

Например, при изучении швейного изделия «юбка» детально формируются понятия о назначении, составных частях юбки, о тканях и их свойствах, о видах отделки и количестве   денежных средств  затраченных  на это изделия.

7. Слайд 

Большое значение отводится изучению инструментов. Теоретический материал в этом разделе подается с усложнением. В младших классах учитель знакомит учащихся с ручными инструментами и формирует понятие о них. Дети знакомятся с их назначением и применением. Объясняя назначение конкретного орудия труда, учитель рассказывает о технологических операциях, которые могут выполняться с его помощью, показывает практическое выполнение этих операций.

Все инструменты учитель показывает учащимся в натуре. Рисунки, схемы или макеты могут служить лишь дополнительными средствами наглядности.

Понятие (шпатель)

Обобщающая группа (малярный инструмент)

Назначение (для очистки поверхностей)

Составные части ( ручка и полотно)

В старших классах ученики более подробно знакомятся с особенностями этих инструментов.

Например, более подробно классифицируем виды инструментов.                         По материалам (металлический, деревянный, резиновый, пластмассовый)                                                                                                                 По внешнему виду (фасадный, малярный,  угловой, шпатель-скребок)                                                           По применению  (для нанесения плиточного раствора, для выполнение сплошного шпаклёваная, для затирки швов…и т.д)                                                                                                 Составные части ( ручка - деревянная, пластмассовая.. , полотно- стальное, резиновое…)

8. Слайд 

Существует несколько правил подачи нового термина или понятия. 1.Название учитель записывает на классной доски или показывает школьникам соответствующую карточку, обращая внимание на трудные для написания и произношения слова.                                                                                                2.Новые термины ученики повторяют несколько раз вслух.                                      3.Новые слова записываются в рабочие тетради или в специальные словарики.

9. Слайд

При отработке понятий начинаем с простых заданий и постепенно переходим к   более сложным:

1 этап – задание с пропущенным словом.  

Пример. Кельма - это ручной инструмент штукатура.                                                               Таким образом отрабатываем обобщающие понятия.

2 этап. Увеличиваем количество пропущенных слов.                                                             Пример. Кельма - это ручной инструмент штукатура, предназначен для размешивания и нанесения строительных растворов на поверхности.                          Здесь, наращиваются уточняющие определения и расширяется поле знания о видах выполняемых им работ.

3 этап. Кельма – это ручной инструмент штукатура состоит из ручки и стального полотна.                                                                                                                                   Когда закрепляем знания о назначении предмета останавливаемся на изучении составных частей этого инструмента.

4 этап.  Кельма - это ручной инструмент штукатура, предназначен для размешивания и нанесения строительных растворов на поверхности, состоит из ручки и стального полотна.    

Объединяя назначения предмета и его составные части в старших классах, мы расширяем понятие.    

Слайды примеры 10 11

12. Слайд                                                                                                                                               Таким же образом выстраивается последовательность изучения механизмов и оборудования:

1.Вначале идет общее ознакомление учащихся с оборудованием с его назначением и способами применения.

13. Слайд   Краскопульт.

2.На следующим этапе учащиеся знакомятся с основными частями конкретного оборудования. Например, краскопульт. Выделяют элементы в основных частях.

3. Формируется понятия о взаимосвязи и взаимодействии деталей в механизмах, станках и машинах.

Слайд 13.

Придерживаясь такой последовательности и широко применяя различные формы и методы обучения, можно сформировать у школьников устойчивые представления об орудиях труда, применяющихся на современных промышленных предприятиях.

Слайд 14. 15. 16. Примеры 

Прочному усвоению технико-технологических знаний при изготовлении изделия или выполнении операций способствуют предметно-технологические и инструкционные карты.

Сложность в обработке и осознанном усвоении знаний учащимися побуждает учителя постоянно видоизменять задания, использовать такие формы подачи материала, которые способствуют повышению познавательной активности и мотивируют детей на работу.

Занимательные задания

Слайд 25. С помощью таблиц обобщаем материал.

   Например,: Обобщаем понятия. Штукатурный раствор.

                     Классифицируем растворы по видам – простые, сложные.

                     Сравниваем по составам, компонентам.

                     Сравниваем по технологии приготовления. И тд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения.

Слайд 2

Задача формирование технико- технологических знаний повышают общий уровень интеллекта обучающихся создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач

Слайд 3

Требования к учебному материалу : Излагаемый учебный материал должен быть доступным. Знания не должны быть перегруже­ны большим количеством новых понятий. Новый материал увязывается с усвоенным ранее материалом. Изучение нового выстраивается в логической после­довательности.

Слайд 4

Знания объяснение новый материал методы: словесные наглядны обработка приемы: графики знаки таблицы схемы символы закрепление До … После… Во время…

Слайд 5

Инструменты, оборудование Т ехнология выполнения операций или технология изготовления изделия Изделия или объект Знания

Слайд 6

А нализ изделия 1. Вид изделия -… 2. Назначение - … 3. Детали - … 4. Ткани - … 5. Отделка - … 6. Затраты - …

Слайд 7

Понятие (шпатель) Обобщающая группа ( малярный инструмент) Назначение (для очистки поверхностей) Составные части ( ручка и полотно) Понятие ( шпателя) Обобщающая группа (малярные инструменты) Виды: По материалу (металлический, деревянный, резиновый, пластмассовый) По внешнему виду (фасадный, малярный, угловой, шпатель-скребок) По применению ( для нанесения плиточного раствора, для выполнения сплошного шпатлевания, для затирки швов…и т.д ) Составные части ( ручка - деревянная, пластмассовая.. , полотно- стальное, резиновое…)

Слайд 8

Прочитай слова. Поставь ударения. Теплоизоляция Вставь пропущенные буквы (подбери проверочные слова) Т… плоиз … ляция Составь предложения. Теплоизоляция, служит, для ,защитный,- это материал, потерь, тепла, предотвращения, который. Теплоизоляция -это защитный материал, который служит для предотвращения потери тепла.

Слайд 9

Кельма - это ручной ………..штукатура. Кельма - это ……… инструмент штукатура , предназначен для….. и …….строительных ……… на поверхности. Кельма – это ручной инструмент штукатура состоит из ……… и ………….полотна . Кельма - это ручной ……… штукатура, предназначен для ………… и ……………. строительных …………….. на поверхности, состоит из …………….. и стального ………………...

Слайд 10

для вытягивания тонких линий. Малярные кисти для окраски ………….. отопления . это филенчатая кисть э то……... э то…….... Для окраски ………… Поверхностей.

Слайд 11

…………… Применяют в подвалах, складах и других подсобных помещениях . Применяют в ……………и общественных зданиях, ………….., садах… Применяют для отделки ………, ………….., административных зданий. По качеству работ штукатурка бывает: К лассификация штукатурки простая …………… 1 2 3

Слайд 12

Механизированное оборудование для малярных и штукатурных работ. ( подача материала с опорными словами). Название….Назначение…. Применение……

Слайд 13

Краскопульт – это … Преимущества работы – 1… , 2 … , 3 … . Краскопульт состоит из … . Ручной краскопульт 1…………….. 2…………….. 3…………….. 4…………….. 5…………….. 6…………….. 7…………….. 8…………….. 9…………….. 10…………… 11…………… 12……………

Слайд 14

Производство бумажных обоев.

Слайд 15

Облицовка вертикальных поверхностей.

Слайд 16

Приготовление штукатурного раствора на хлорированной воде. цемент известь песок растворомешалка 1 часть 1 часть 1 часть 6 частей хлорная известь 0,1 часть вода

Слайд 17

Последовательность каменной кладки складывается из следующих операций . 1. Установка порядовок и причалки. 2. Подача и раскладка раствора и кирпича. 3. Укладка кирпича в версты и забутку. 4. Околка ( рубка) кирпича. 5. Расшивка швов. 6. Контроль качества кладки.

Слайд 18

Подготовка краскопульта к работе. Налить окрасочный состав в емкость Начать окрашивание Присоединить к шланге удочку с форсункой Опустить фильтр в окрасочный состав Присоединить шланги к корпусу Осмотреть краскопульт Восстанови последовательность. Впиши в клетки цифры. 1 3

Слайд 19

Последовательность каменной кладки Впиши недостающие операции. 1. Установка порядовок и причалки. 2. …………………………………………….. 3. Укладка кирпича в версты и забутку. 4. Околка ( рубка) кирпича. 5. ……………………………………………. 6. Контроль качества кладки.

Слайд 20

? ? ? ? ? ? 1 ? Восстанови последовательность. Подготовка поверхности под улучшенную окраску.

Слайд 21

Нанесение клея на поверхность обоев. ? Распределяем клей зигзагообразными движениями. 1 Наносим широкую полосу клея в центре полотна. ? Тщательно промазываем кромку обоев. ? Растушевываем клей поперечными, а затем продольными движениями. Восстанови последовательность , найди соответствие.

Слайд 22

Водостойкость –это… 1. Обычные… 2. Влагостойкие… 3. Моющиеся… 4. Суперустойчивые Светостойкость –это.. 1.Низкая светостойкость 2.Хорошая светостойкость 3.Высокая светостойкость 4.Очень высокая светостойкость Экологичность - это.. Огнестойкость- это… Свойства обоев.

Слайд 23

Краски Водные Неводные К леевые Известковые Цементные Силикатные М асляные Эмалевые Правильно ли заполнена таблица?

Слайд 24

Виды штукатурных растворов Раствор 1 вяжущее 2 вяжущее Заполнитель ? Простые растворы Цементный Гипсовый песок Известковый известь Глиняный Сложные растворы Цементно- гипсовый песок Цементно- известковый цемент Известково- гипсовый гипс Цементно-силикатный цемент Заполни таблицу

Слайд 25

Впиши название частей краскопульта. н ш л а н г д л с й о с р н а г н е т а т е л ь н ы й

Слайд 26

Из предложенных вариантов , выбери окрасочный состав , которым можно окрашивать при помощи краскопульта. Отметь их Масляная краска Эмалевая краска Известковая краска Акриловая краска Водоэмульсионная краска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...

Выступление на спец. семинаре на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА»

Выступление на спец. семинаре на тему:"Формирование характера"...

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»

Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование регулятивных учебных действий на уроках профессионально - трудового обучения в основной школе" (2021 г.)

Данный материал содержит теоретическую часть этого вопроса и презентацию, в которой показаны некоторые приемы по формированию регулятивных учебных действий....