Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения».
статья
Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения».
Слайд 2
Одной из задач уроков трудового обучения является у учащихся формирование технико- технологических знаний. Знания, полученные на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта обучающихся и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач ( т.е. ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).
По окончании курса трудового обучения школьники должны владеть знаниями о различных материалах, инструментах и приспособлениях, станках и технологических процессах.
Слайд 3
Решению данной задачи помогает соблюдение нескольких требований:
- Излагаемый учебный материал должен быть доступным.
- Знания не должны быть перегружены большим количеством новых понятий.
- Новый материал должен быть увязан с усвоенным ранее материалом.
- Изучение нового материала выстраивается в логической последовательности.
4. Слайд «Получение» - «обработка» - «применение».
Основной объем знаний учащиеся получают при объяснении нового материала. При подаче теоретического материала в основном мы используем словесные и наглядные методы – это беседа, объяснение или рассказ, сопровождаемые просмотром плакатов, презентаций, видеосюжетов.
Затем полученные знания учащиеся должны обработать. Это самый сложный и длительный процесс, на него отводится больше времени и сил учителя. На этом этапе учащийся должен научиться воспроизводить знания, который он получил. Здесь учитель применяет различные приемы: графики, знаки, таблицы, схемы, символы, т.е. всё то, что поможет ученику научиться воспроизводить изученный материал.
Последний этап при формировании знаний – этап закрепления – это обобщение и систематизация полученных знаний и перенос их в новую ситуацию, в т.ч. в практическую деятельность. Этот этап происходит и во время повторения материала, во время практической работы или после неё.
5. Слайд
Формируемые на уроках труда знания можно разделить условно на три группы. Изделия или объект, инструменты и оборудование, технология.
6. Слайд
При изучении изделий используем как один из приемов обучения анализ изделия. Он проводится по нескольким пунктам, в процессе отработки каждого пункта происходит изучение знаний изделий по видам, назначению, по материалам и т.д.
Например, при изучении швейного изделия «юбка» детально формируются понятия о назначении, составных частях юбки, о тканях и их свойствах, о видах отделки и количестве денежных средств затраченных на это изделия.
7. Слайд
Большое значение отводится изучению инструментов. Теоретический материал в этом разделе подается с усложнением. В младших классах учитель знакомит учащихся с ручными инструментами и формирует понятие о них. Дети знакомятся с их назначением и применением. Объясняя назначение конкретного орудия труда, учитель рассказывает о технологических операциях, которые могут выполняться с его помощью, показывает практическое выполнение этих операций.
Все инструменты учитель показывает учащимся в натуре. Рисунки, схемы или макеты могут служить лишь дополнительными средствами наглядности.
Понятие (шпатель)
Обобщающая группа (малярный инструмент)
Назначение (для очистки поверхностей)
Составные части ( ручка и полотно)
В старших классах ученики более подробно знакомятся с особенностями этих инструментов.
Например, более подробно классифицируем виды инструментов. По материалам (металлический, деревянный, резиновый, пластмассовый) По внешнему виду (фасадный, малярный, угловой, шпатель-скребок) По применению (для нанесения плиточного раствора, для выполнение сплошного шпаклёваная, для затирки швов…и т.д) Составные части ( ручка - деревянная, пластмассовая.. , полотно- стальное, резиновое…)
8. Слайд
Существует несколько правил подачи нового термина или понятия. 1.Название учитель записывает на классной доски или показывает школьникам соответствующую карточку, обращая внимание на трудные для написания и произношения слова. 2.Новые термины ученики повторяют несколько раз вслух. 3.Новые слова записываются в рабочие тетради или в специальные словарики.
9. Слайд
При отработке понятий начинаем с простых заданий и постепенно переходим к более сложным:
1 этап – задание с пропущенным словом.
Пример. Кельма - это ручной инструмент штукатура. Таким образом отрабатываем обобщающие понятия.
2 этап. Увеличиваем количество пропущенных слов. Пример. Кельма - это ручной инструмент штукатура, предназначен для размешивания и нанесения строительных растворов на поверхности. Здесь, наращиваются уточняющие определения и расширяется поле знания о видах выполняемых им работ.
3 этап. Кельма – это ручной инструмент штукатура состоит из ручки и стального полотна. Когда закрепляем знания о назначении предмета останавливаемся на изучении составных частей этого инструмента.
4 этап. Кельма - это ручной инструмент штукатура, предназначен для размешивания и нанесения строительных растворов на поверхности, состоит из ручки и стального полотна.
Объединяя назначения предмета и его составные части в старших классах, мы расширяем понятие.
Слайды примеры 10 11
12. Слайд Таким же образом выстраивается последовательность изучения механизмов и оборудования:
1.Вначале идет общее ознакомление учащихся с оборудованием с его назначением и способами применения.
13. Слайд Краскопульт.
2.На следующим этапе учащиеся знакомятся с основными частями конкретного оборудования. Например, краскопульт. Выделяют элементы в основных частях.
3. Формируется понятия о взаимосвязи и взаимодействии деталей в механизмах, станках и машинах.
Слайд 13.
Придерживаясь такой последовательности и широко применяя различные формы и методы обучения, можно сформировать у школьников устойчивые представления об орудиях труда, применяющихся на современных промышленных предприятиях.
Слайд 14. 15. 16. Примеры
Прочному усвоению технико-технологических знаний при изготовлении изделия или выполнении операций способствуют предметно-технологические и инструкционные карты.
Сложность в обработке и осознанном усвоении знаний учащимися побуждает учителя постоянно видоизменять задания, использовать такие формы подачи материала, которые способствуют повышению познавательной активности и мотивируют детей на работу.
Занимательные задания
Слайд 25. С помощью таблиц обобщаем материал.
Например,: Обобщаем понятия. Штукатурный раствор.
Классифицируем растворы по видам – простые, сложные.
Сравниваем по составам, компонентам.
Сравниваем по технологии приготовления. И тд.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача формирование технико- технологических знаний повышают общий уровень интеллекта обучающихся создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач
Требования к учебному материалу : Излагаемый учебный материал должен быть доступным. Знания не должны быть перегружены большим количеством новых понятий. Новый материал увязывается с усвоенным ранее материалом. Изучение нового выстраивается в логической последовательности.
Знания объяснение новый материал методы: словесные наглядны обработка приемы: графики знаки таблицы схемы символы закрепление До … После… Во время…
Инструменты, оборудование Т ехнология выполнения операций или технология изготовления изделия Изделия или объект Знания
А нализ изделия 1. Вид изделия -… 2. Назначение - … 3. Детали - … 4. Ткани - … 5. Отделка - … 6. Затраты - …
Понятие (шпатель) Обобщающая группа ( малярный инструмент) Назначение (для очистки поверхностей) Составные части ( ручка и полотно) Понятие ( шпателя) Обобщающая группа (малярные инструменты) Виды: По материалу (металлический, деревянный, резиновый, пластмассовый) По внешнему виду (фасадный, малярный, угловой, шпатель-скребок) По применению ( для нанесения плиточного раствора, для выполнения сплошного шпатлевания, для затирки швов…и т.д ) Составные части ( ручка - деревянная, пластмассовая.. , полотно- стальное, резиновое…)
Прочитай слова. Поставь ударения. Теплоизоляция Вставь пропущенные буквы (подбери проверочные слова) Т… плоиз … ляция Составь предложения. Теплоизоляция, служит, для ,защитный,- это материал, потерь, тепла, предотвращения, который. Теплоизоляция -это защитный материал, который служит для предотвращения потери тепла.
Кельма - это ручной ………..штукатура. Кельма - это ……… инструмент штукатура , предназначен для….. и …….строительных ……… на поверхности. Кельма – это ручной инструмент штукатура состоит из ……… и ………….полотна . Кельма - это ручной ……… штукатура, предназначен для ………… и ……………. строительных …………….. на поверхности, состоит из …………….. и стального ………………...
для вытягивания тонких линий. Малярные кисти для окраски ………….. отопления . это филенчатая кисть э то……... э то…….... Для окраски ………… Поверхностей.
…………… Применяют в подвалах, складах и других подсобных помещениях . Применяют в ……………и общественных зданиях, ………….., садах… Применяют для отделки ………, ………….., административных зданий. По качеству работ штукатурка бывает: К лассификация штукатурки простая …………… 1 2 3
Механизированное оборудование для малярных и штукатурных работ. ( подача материала с опорными словами). Название….Назначение…. Применение……
Краскопульт – это … Преимущества работы – 1… , 2 … , 3 … . Краскопульт состоит из … . Ручной краскопульт 1…………….. 2…………….. 3…………….. 4…………….. 5…………….. 6…………….. 7…………….. 8…………….. 9…………….. 10…………… 11…………… 12……………
Производство бумажных обоев.
Облицовка вертикальных поверхностей.
Приготовление штукатурного раствора на хлорированной воде. цемент известь песок растворомешалка 1 часть 1 часть 1 часть 6 частей хлорная известь 0,1 часть вода
Последовательность каменной кладки складывается из следующих операций . 1. Установка порядовок и причалки. 2. Подача и раскладка раствора и кирпича. 3. Укладка кирпича в версты и забутку. 4. Околка ( рубка) кирпича. 5. Расшивка швов. 6. Контроль качества кладки.
Подготовка краскопульта к работе. Налить окрасочный состав в емкость Начать окрашивание Присоединить к шланге удочку с форсункой Опустить фильтр в окрасочный состав Присоединить шланги к корпусу Осмотреть краскопульт Восстанови последовательность. Впиши в клетки цифры. 1 3
Последовательность каменной кладки Впиши недостающие операции. 1. Установка порядовок и причалки. 2. …………………………………………….. 3. Укладка кирпича в версты и забутку. 4. Околка ( рубка) кирпича. 5. ……………………………………………. 6. Контроль качества кладки.
? ? ? ? ? ? 1 ? Восстанови последовательность. Подготовка поверхности под улучшенную окраску.
Нанесение клея на поверхность обоев. ? Распределяем клей зигзагообразными движениями. 1 Наносим широкую полосу клея в центре полотна. ? Тщательно промазываем кромку обоев. ? Растушевываем клей поперечными, а затем продольными движениями. Восстанови последовательность , найди соответствие.
Водостойкость –это… 1. Обычные… 2. Влагостойкие… 3. Моющиеся… 4. Суперустойчивые Светостойкость –это.. 1.Низкая светостойкость 2.Хорошая светостойкость 3.Высокая светостойкость 4.Очень высокая светостойкость Экологичность - это.. Огнестойкость- это… Свойства обоев.
Краски Водные Неводные К леевые Известковые Цементные Силикатные М асляные Эмалевые Правильно ли заполнена таблица?
Виды штукатурных растворов Раствор 1 вяжущее 2 вяжущее Заполнитель ? Простые растворы Цементный Гипсовый песок Известковый известь Глиняный Сложные растворы Цементно- гипсовый песок Цементно- известковый цемент Известково- гипсовый гипс Цементно-силикатный цемент Заполни таблицу
Впиши название частей краскопульта. н ш л а н г д л с й о с р н а г н е т а т е л ь н ы й
Из предложенных вариантов , выбери окрасочный состав , которым можно окрашивать при помощи краскопульта. Отметь их Масляная краска Эмалевая краска Известковая краска Акриловая краска Водоэмульсионная краска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»
Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...
Городской семинар по теме: «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении английскому языку»
Протокол №3 заседания ГМО учителей иностранного языка...
Выступление на спец. семинаре на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА»
Выступление на спец. семинаре на тему:"Формирование характера"...
Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»
Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование регулятивных учебных действий на уроках профессионально - трудового обучения в основной школе" (2017 г.)
В данном материале содержатся основные приемы работы по формированию РУД...
Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»
Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»...
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование регулятивных учебных действий на уроках профессионально - трудового обучения в основной школе" (2021 г.)
Данный материал содержит теоретическую часть этого вопроса и презентацию, в которой показаны некоторые приемы по формированию регулятивных учебных действий....