Программа наставничества
методическая разработка

Фурман  Ирина  Фридриховна

Создание программы наставничества продиктовано новшеством времени. На сегодняшний день не только Национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Современному образованию нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Реализация программы по наставничеству позволит решить ряд выявленных проблем:

-  дефицит педагогических кадров, и как следствие, высокая загруженность педагогов;

- низкая вовлеченность педагогов в практики взаимодействия с коллективом, и как результат, психологически неустойчивая атмосфера в коллективе;

- сопротивление отдельных педагогов необходимости модернизации трудовой деятельности в связи с переходом на новые ФГОС;

- недостаточная мотивация к профессиональному росту путем повышения квалификации по программам учреждений профессионального образования в следствии сильной загруженности педагогов;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_-portal_programma_nastavnichestva.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №92»

Разработано и принято

Педагогическим советом

протокол № 1

от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 92»

Э.Э.Кожевникова 

Приказ № 14 от «01»сентября 2023г.

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

в рамках формы «учитель-учитель»

на 2023- 2025 учебный год

г. Кемерово

Пояснительная записка

Создание программы наставничества продиктовано новшеством времени. На сегодняшний день не только Национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Настоящая программа наставничества в рамках формы «учитель-учитель» разработана Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №92» (далее – Программа) разработана с целью достижения  результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Целевая модель).

Современному образованию нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

МБОУ «СОШ №92» характеризуется профессиональной и творческой командой педагогов, готовой к работе с инновационными образовательными программами и технологиями, актуальными для развития системы образования. Педагоги школы возглавляют методические объединения города, участвуют в конкурсах, регулярно проходят  курсы повышения квалификации, делятся опытом. Но необходимо отметить, что некоторые педагоги психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым стандартам, присутствует консерватизм. Редко обновляется коллектив молодыми специалистами, отмечается нехватка кадров, которая приводит к тому, что большая нагрузка ложиться на опытных учителей. Молодые  специалисты недостаточно мотивированы к профессиональному росту либо из-за отсутствия желания взаимодействовать с коллективом, либо из-за загруженности. Всё это в результате может привести к неустойчивой атмосфере в коллективе или к потере интереса к профессии со стороны молодого специалиста.

Реализация программы по наставничеству позволит решить ряд выявленных проблем:

-  дефицит педагогических кадров, и как следствие, высокая загруженность педагогов;

- низкая вовлеченность педагогов в практики взаимодействия с коллективом, и как результат, психологически неустойчивая атмосфера в коллективе;

- сопротивление отдельных педагогов необходимости модернизации трудовой деятельности в связи с переходом на новые ФГОС;

- недостаточная мотивация к профессиональному росту путем повышения квалификации по программам учреждений профессионального образования в следствии сильной загруженности педагогов;

Поддержка молодых специалистов, вновь прибывших педагогов, педагогов, имеющих трудности в реализации требований ФГОС – одна из ключевых задач образовательной политики.

Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого педагога, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Профессиональная помощь необходима не только молодым педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение педагогам. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в школе, а также оказывать методическую помощь в работе.

В связи с нестабильной периодически меняющейся ситуацией в части реализации ФГОС испытывать сложности в работе могут педагоги, имеющие вполне большой опыт работы. Сложность возникает при оформлении учебно-методической документации, а также применении на занятиях инновационных методов и электронных технологий.

Настоящая Программа позволит решить эти проблемы и  создаст необходимые условия для максимально полного раскрытия потенциала личности педагогов, а также позволит оказать помощь педагогам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Задачами Программы в МБОУ «СОШ №92» города Кемерово являются:

- ускорение процесса профессионального становления молодых педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью;

- адаптация молодых педагогов к условиям осуществления профессиональной деятельности и, как результат, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогов;

- формирование сплоченного грамотного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных педагогических работников, снижения текучести кадров;

- восполнение профессиональных и компетентностных дефицитов внутри педагогической среды одной образовательной организации.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Программа призвана обеспечить достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Целевой модели наставничества».

Содержание  программы

Пункт программы

Содержание

Наименование

программы

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

в рамках формы «учитель-учитель»

Куратор

Заместитель директора по научно-методической работе Фурман И.Ф. Куратор по наставничеству, назначенный приказом директора.

Участники

Педагоги МБОУ «СОШ №92»

Проблема, решаемая в Программе

Поддержка молодых специалистов, вновь прибывших специалистов, а также педагогов, испытывающих трудности в части реализации ФГОС и инновационных образовательных ресурсов – одна из ключевых задач школы. Современной образовательной организации нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью педагога – длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на новые требования ФГОС, так как возрастает потребность к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. 

Цель Программы

Создание необходимых условий для максимально полного раскрытия потенциала личности педагогов, а также помощь педагогам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Задачи

- ускорить процесс профессионального становления молодых педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью;

    - адаптировать молодых педагогов к условиям осуществления профессиональной деятельности;

- формировать сплоченный грамотный коллектив за счет включения в адаптационный процесс опытных педагогических работников, снижения текучести кадров;

- восполнять профессиональные и компетентностные дефициты внутри педагогической среды одной образовательной организации.

Сроки реализации

2023 - 2025 учебный год

Нормативно-правовые основания для разработки программы

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

- Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");

- Устав ОУ

- Приказ Директора МБОУ «СОШ №92» об утверждении положения о внедрении целевой модели наставничества в ОУ

Социальные партнеры

Этапы реализации

I. Подготовительный этап (1 четверть)

II. Проектировочный этап (1,2 четверти)

III. Реализационный этап (2,3 четверти)

IV. Рефлексивно-аналитический этап (3 четверть)

V. Результативный этап (4 четверть)

Описание содержания формы наставничества по форме «учитель-учитель»

Форма наставничества «учитель – учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет),  нового специалиста (при смене места работы),  или педагога с недостатком определенных навыков, компетенций (вне зависимости от его профессионального опыта и возраста) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом/педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Вариации ролевых форм внутри модели «учитель-учитель» различаются. Данная Программа отражает деление форм в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника.

 В программе рассмотрены 3 варианта наставничества:

1. Взаимодействие «опытный педагог-наставник – молодой специалист-наставляемый». Это классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

2. Взаимодействие «опытный педагог-наставник – вновь поступивший на работу педагог». Вариант поддержки для приобретения начинающим работать в данной организации педагогом необходимых знаний, специфики работы, ведения документации, корпоративной этики данной образовательной организации.

3. Взаимодействие «лидер педагогов – педагог, испытывающий проблемы». Вариант поддержки, сочетаемый с профессиональной помощью, направлением педагога к достижению профессиональных высот, оказанию учебно-методической помощи по предмету и т.д. 

Область применения в рамках образовательной программы.

Форма наставничества «учитель – учитель» может быть использована как часть реализации программы повышения квалификации. Отдельной возможностью

 реализации программы наставничества является создание

педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, семинары, разработка методического пособия.

Ожидаемые результаты

Результатом правильной организации работы наставников и наставляемых будет:

для наставляемого

1.Социально-профессиональная активность наставляемого, включенность наставляемых в педагогическую работу, культурную жизнь МБОУ «СОШ№92».

2. Самостоятельное, качественное и ответственное выполнение наставляемым возложенных функциональных обязанностей.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии.

4. Появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов).

5. Участие педагогов в конкурсах и фестивалях профмастерства.

6. Успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

1. Повышение квалификации.

2. Эффективный способ профессиональной самореализации.

3. Достижение высокого уровня профессиональных компетенций.

для образовательной организации:

1. Улучшение психологического климата в образовательном учреждении, внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;

2. Успешная адаптация начинающих педагогов и увеличение числа закрепившихся в профессии педагогов в МБОУ «СОШ №92»

Механизм управления

Корректировка Программы осуществляется Педагогическим советом школы (Решение педагогического совета, протокол от 31.08.2023 г.)

Управление реализацией Программы осуществляется директором и  куратором по наставничеству (Приказ МБОУ « СОШ № 92__№24 от 01.09.2023 г.)

Источники финансирования

Бюджет: стимулирующий фонд;

Внебюджет: платные образовательные услуги.

Риски реализации Программы

- сдвиг сроков исполнения ключевых мероприятий

Программы наставничества, в связи с эпидемиологической обстановкой;

- недостаточная мотивация участников Программы

наставничества;

- форс-мажорные обстоятельства

Описание основной деятельности в рамках Программы

Реализация Программы представляет собой поэтапную работу на «внутреннем контуре» (внутри МБОУ СОШ № 92) и «внешнем контуре» (партнеры МБОУ СОШ № 92 – иные ОО (по согласованию). Инструментом реализации Программы являются базы наставляемых и наставников. Формирование наставнических пар или групп осуществляется куратором во взаимодействии педагогами и иными педагогическими работниками МБОУ СОШ № 92, располагающими информацией о потребностях педагогов и обучающихся как потенциальных участников Программы.

Этапы реализации Программы:

I. Подготовительный этап (сроки):

Проводимые мероприятия на подготовительном этапе:

- администрацией образовательной организации проводится предварительный анализ проблем, которые возможно решить программой наставничества;

- отбор наставников и наставляемых;

- подбор и закрепление наставников за наставляемыми (за наставляемым может быть закреплено несколько наставников, у наставника может быть несколько наставляемых);

- привлечение внешних ресурсов и партнеров, оформление договоров с партнерами Программы;

- обучение наставников наставнической деятельности, знакомство наставляемых с системой наставничества (повышение квалификации, переподготовка, стажировка);

- выявление наставником индивидуальных потребностей, мотивов, способностей и склонностей наставляемого, его актуального уровня развития посредством различных методов исследования.

Результат деятельности:

- составлена база наставляемых, карта аналитики областей запросов наставляемых;

- составлены приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;

- привлечены к наставнической работе социальные партнеры, составлены договоры/соглашения о взаимодействии;

-  наставляемые познакомлены с наставнической деятельностью, наставники прошли курсы/семинары/методические совещания по наставнической деятельности.

II. Проектировочный этап (сроки)

Проводимые мероприятия на проектировочном этапе:

- работа наставника и наставляемого с целеполаганием (постановка личностно значимой образовательной или воспитательной цели);

- определение ресурсов наставляемого;

- самоанализ наставляемого (соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями);

- конкретизация цели и задач взаимодействия в наставнических парах/группах, проектирование персонализированных программ наставничества (Приложение1).

Результат деятельности:

- определены личностно значимые образовательной или воспитательной цели наставляемых;

- проведен самоанализ индивидуальных потребностей наставляемого и внешних требований;

- составлены персонализированные программы наставничества.

III. Реализационный этап (сроки)

Проводимые мероприятия на реализационном этапе:

- организация и осуществление куратором наставничества в образовательной организации посредством реализации дорожной карты;

- сопровождение наставником индивидуальной образовательной программы наставляемого.

Результат:

- проведены все мероприятия, запланированные в индивидуальной образовательной программе наставляемого.

IV. Рефлексивно-аналитический этап (сроки)

Проводимые мероприятия на рефлексивно-аналитическом этапе:

- оценка эффективности построения и реализации индивидуальной образовательной программы (наставляемый осуществляет рефлексию позитивного опыта) (Приложение 2, Приложение 3), подготовка куратором отчета о реализации программы наставничества ОУ. (Приложение 4).

Результат:

- проведена оценка эффективности построения и реализации индивидуальной образовательной программы согласно критериям.

- составлен отчет о реализации индивидуальной программы.

V. Результативный этап (сроки)

- Оповещение участников наставнических пар/групп об окончании наставничества;

- Распространение, обобщение лучших практик наставничества на уровне образовательного учреждения/города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества

Программа«Наставник молодого педагога»...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....

Программа "Наставничество"

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...

Программа наставничества

Программа наставничества молодых специалистов...

Программа наставничества

Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...