Мастер-класс "Секреты детской памяти. Играем и развиваем"
методическая разработка

Кузнецова Татьяна Владимировна

На мастер-классе были представлены игры и упражнения, направленные на развитие памяти дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sekrety_detskoy_pamyati.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов ДОУ на тему:

«Секреты детской памяти.

Играем и развиваем»

Подготовила и провела:

Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог

Дата проведения: 17.01.2024 г.

г. Гусев

        Цель: ознакомление воспитателей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание информации дошкольниками.

        Задачи:

1. Активизировать инновационные идеи и технологии, способствующие развитию детской памяти;

2. Познакомить педагогов с дидактическими играми. Направленными на развитие у детей разных видов памяти;

3. Дать рекомендации педагогам по использованию дидактических игр для развития памяти у дошкольников с ОВЗ.

        Практическая значимость: мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

        Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • получение педагогами представления о методике работы с дидактическими играми и упражнениями на развитие детской памяти;
  • внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Оборудование: презентация на тему мастер-класса; игрушки для проведения игр.

Ход мастер-класса:

Слайд 1

Дефектолог:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе. Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Секреты детской памяти. Играем и развиваем». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми для развития детской памяти.

Слайд 2

        Период дошкольного детства – это время активного развития всех познавательных процессов, в том числе и памяти.

        Ежедневно, ребенок, гуляя в парке или играя на детской площадке видит, узнает и запоминает что-то новое. Но бывает и по-другому, например, Вы у ребенка спрашиваете: «Что ты сегодня делал в детском саду», а он отвечает «Я не помню».  И поэтому, нам взрослым, нужно уделять внимание развитию памяти малыша.

        Что же такое память?  Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Слайд 3

ВИДЫ ПАМЯТИ:

1. По сроку хранения информации:

  • мгновенная (0,1 – 3 сек.)
  • кратковременная (3 -30 сек)
  • долговременная (может храниться годами)

2. По объекту запоминания:

  • зрительная
  • слуховая
  • тактильная
  • вкусовая
  • обонятельная
  • двигательная
  • эмоциональная

3. По форме хранения информации в памяти:

  • образная
  • словесно-логическая        

4. По участию воли в процессах памяти:

  • произвольная (необходимы усилия)
  • непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

5. По участию мышления в процессах памяти:

  • механическая (простое заучивание)
  • логическая (запоминание смысла)

        У каждого из нас, какой-то вид памяти развит лучше, нежели другой. Кто-то из Вас может сказать про себя: «Я хорошо запоминаю новую информацию на слух». А кто-то скажет: «Мне достаточно один раз посмотреть на предмет, и я его запомнил».

        Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер (т.е. ребенок лучше запоминает ощущаемые предметы, образные картины и эмоционально окрашенные случаи и описания).

        Используя описанные ниже игры и игровые упражнения, Вы сможете помочь развить у ребенка слуховую и зрительную память. Но не забывайте, уважаемые родители, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка не нужно.

Слайд 4

Игры для развития зрительной памяти

1. Игра «Прятки»

Описание игры: разложите на столе перед ребенком несколько хорошо знакомых ему игрушек (до 5-ти шт.)  Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами спрячьте одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какую игрушку Вы спрятали.

2. «Что изменилось?»

Описание игры: разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте переставьте предметы местами. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось.

3. Игра «Дорога домой»

Описание игры: во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.

4. Игра «Что в мешочке?»

Описание игры: взрослый на глазах у ребенка кладет в непрозрачный мешочек 5 разных предметов. Затем ребенок должен вспомнить и перечислить, что лежит в мешочке.

5. Игра «Башня»

Описание игры: Взрослый, в присутствии ребенка, строит простую башню из кубиков и просит ребенка построить точно такую же.

6. Игра «У кого что было?

Описание игры: посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику - кубик, мишке – мячик, обезьянке – машинку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что держит в лапах зайчик, а что мишка, а что обезьянка.

7. Игра «Сказочная память»

Описание игры: если Ваш ребенок хорошо знает русские народные сказки, такие, например, как «Репка», «Колобок», «Теремок» то Вы можете поиграть в эту игру.

         Подготовьте карточки с изображением персонажей одной из этих сказок и расскажите с их помощью сказку. А затем попросите ребенка самостоятельно выложить карточки в нужном порядке, например, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.

Слайд 5

Упражнения для развития слуховой памяти

1. Игра «Слова»

Описание игры: предложите малышу запомнить 5 слов, которые не связаны по смыслу. Произносите слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу, а потом попросите малыша повторить все слова, сказанные вами.

2. Игра «Гуляем по зоопарку»

Описание игры: предложите ребенку закрыть глаза и пусть он представит, что гуляет по зоопарку. Дайте инструкцию «Я буду называть тебе животных, ты запоминай, кого я называю». Затем пусть ребенок откроет глаза и перечислит всех животных.

Список используемой литературы:

1. Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя.

2. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста.

3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности "Играй, двигайся, развивайся"

Занятие имеет целью продолжать формировать знания и представления о правилах подвижных игр, о необходимости соблюдения правил безопасности при занятиях физическими упражнениями; Содействов...

Проект "С пальчиками играем речь развиваем"

Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением руки, по средствам пальчиковой гимнастики, масс, игр, упражнений. Развитие графо моторных навыков....

Презентация "Играем пальчиками - развиваем речь"

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы, он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью....

Играя пальчиками, развиваем речь

Играя пальчиками, развиваем речь...

"В ИГРЫ ИГРАЕМ – ВНИМАНИЕ РАЗВИВАЕМ". (Рекомендации для родителей.)

Методические рекомендации социального педагога для родителей, чьи дети учатся в школе....

Буклет для родителей "В игры играем - память развиваем"

В своей работе использую памятки для родителей в виде буклетов....

«В игры играем – речь развиваем»

Начинаем говорить, играяИгра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог...