Что такое речь? Функции речи, виды.
презентация к уроку

Филина Вера Петровна

Функции речи, виды речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое речь?181.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Речь» Выполнила учитель: Филина ВП 2021г

Слайд 2

Что такое речь? Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом).

Слайд 3

Функции речи Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств, такие как восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Слайд 4

Виды речи Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь, также существует эгоцентрическая речь.

Слайд 5

Внешняя речь устная письменная

Слайд 6

Устная речь Диалогическая речь – разговор двух или нескольких лиц, говорящих попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и её результаты в значительной степени определяются высказываниями её участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определённый вопрос, тогда такая беседа носит целенаправленный характер. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность её к слушателю. Цель этой направленности – достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чём-либо. В связи с этим, монологическая речь носит развернутый характер и требует связного изложения мыслей.

Слайд 8

Письменная речь Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который прочтёт написанное только через некоторое время. Часто автор даже не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создаёт определённые трудности в построении письменной речи. Пишущий лишён возможности использовать интонацию, мимику, жесты для лучшего изложения своих мыслей. Так что письменная речь менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, понятной и полной, т.е. обработанной. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную подготовку над словесным выражением мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на её основе. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Слайд 9

Внутренняя речь Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развёрнутых словесных формулировок, к помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развёрнутой внешней речи, понятной для других.

Слайд 10

Эгоцентрическая речь Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Лев Семёнович Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации (перехода). Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Слайд 11

Речь Внешняя Внутренняя Письменная Устная Диалогическая Монологическая Эгоцентрическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку "Что же такое время" (развитие речи 6 класс)

Урок в рамках технологии РКМЧП. Материал оринтирован на развитие коммуникативной компетентности учащихся и творческих способностей....

ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные  цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий  характер: он позволяет совершенствовать  процес...

Такие разные части речи

Такие разные части речи...

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...