Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал

Мункуева Соелма Бадмаевна

Преимущества ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий на уроках

русского языка и литературы

        Информационные технологии активно внедряются в практику образовательных учреждений. Курсы  по информационным технологиям ( «Начинающий пользователь программного комплекса»,  «Использование информационных технологий в деятельности учителя предметника по дистанционному обучению учащихся малокомплектных школ")  позволили мне эффективно использовать эти технологии в образовательном процессе.

Мною, как учителем русского языка и литературы, проводится большая работа по информатизации образовательного процесса.

Преимущества ИКТ:
– оперативность в обновлении информации; 
– свободный доступ к любому источнику информации; 
– яркий красочный мир мультимедиа; 
– наглядность и творческий стиль работы. 
         Использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельности учащихся. ИКТ эффективно используются при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации. 

       В практике работы активно применяю информационные  технологии, позволяющие  выйти за рамки учебника и разнообразить учебную и внеурочную деятельность по предмету.

1.Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, приближенному к программированному обучению с разветвленной программой.

2.Программы - тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал  учащимися уже усвоен.

3.Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Это тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и тестовыми.

4.Демонстрационные программы — это материалы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу также можно отнести и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и использования для творческой работы учащихся.

5.Имитационные и моделирующие программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

6.Информационно-справочные материалы необходимы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. Мультимедиа-учебники - это комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

       Применение современных электронных учебников позволяет учащимся мобильно работать на уроках русского языка и литературы, лучше запоминать материал. В своей работе я использую образовательные компакт-диски, в каждый из которых входят иллюстрированные учебные материалы, учебно-справочный текст, практические упражнения, закрепление теоретический знаний, тестовые задания предназначены для самопроверки, самоконтроля и оценки полученных знаний, имеются ссылки на сайты сети Интернет, краткий справочник.

Таким образом, благодаря разнообразию функций, выполняемых мультимедиа учебником, на практике  их можно применять по нескольким направлениям.

    Безусловно, эффективное использование ИКТ приводит к активизации деятельности учащихся. Ценно то, что уроки наполняются дополнительной информацией, дети учатся сами отбирать материал и концентрировать на нем свое внимание, учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения. Это помогает развивать учебные умения: составлять планы, готовить сообщения, презентации и т.д

      Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

       Создание уроков–презентаций дает возможность мне использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. 

       Примером использования ИКТ на уроках русского языка и литературы  является работа над учебными проектами. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по русскому языку и литературе. Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов: прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов. А также форм самостоятельной познавательной и практической деятельности; развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана. 

      Информационные технологии удачно применяются и во внеурочное время. В рамках предметной недели проводятся турниры, КВНы и здесь не обойтись без компьютерных технологий. В качестве аргументации, более убедительно выглядит то, что наглядно, ярко, доступно.

        В результате использования информационных технологий на уроках у учащихся наблюдается:

• повышение интереса к изучению русского языка и литературы  и успеваемости; 
• более полное усвоение теоретического материала; 

• овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; 

• умение кратко и четко формулировать свою точку зрения. 

Методические приемы в рамках применения ИК-технологии

При объяснении нового материала на уроке:

- мультимедийная лекция с использованием компьютерного программного обеспечения, специальные программы (н-р, «SMART Notebook»), которые позволяют интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс. Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения, рассчитанными на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами;

- интерактивные приемы с использованием интерактивной доски, что помогает учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Интерактивная доска позволяет преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами, позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

- готовые диски «Уроки Кирилла и Мефодия», предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у учащихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;

- свой дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, так как учащимся  более привычно получать информацию в структурированном виде;

- опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную презентацию. Это позволяет повысить эмоциональный фон учащихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать учащихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний;

- метод проектов для активизации деятельности учащихся, отработки исследовательских навыков с обязательной защитой на уроке.

На этапе закрепления знаний, отработки навыков:

- использование Интернет-ресурсов учащимися и учителем - сайт газеты «1 сентября. Литература», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР (school-collection.edu.ru), электронные словари и энциклопедии, где учащиеся  могут найти много дополнительного материала, углубить знания по теме;

- использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, конспектов уроков для интерактивной доски, так и разработанных учащимися презентаций, что позволяет вовлечь их в активную деятельность по подготовке занятия, повысить производительность труда учителя и ученика;

- создание учащимися своей схемы или своего алгоритма для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание личностно значимым для ученика.

На этапе обобщения и систематизации полученных знаний:

- интегрированные уроки с использованием ИКТ, направленные на активную самостоятельную выработку учащимися нового знания, освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся. Каждый интегрированный урок завершается созданием творческой работы – эссе, «записки на манжетах», страница из дневника и др.

- использование интерактивной доски как средства для выхода в Интернет (просмотр художественных и документальных фильмов по программе, электронные словари и т.п.)

- разные виды заданий для интерактивной доски, что дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода. Большой спектр интерактивных приемов - работа с цветным маркером, мобильные схемы, вставка анимации, аудио- и видео- файлов, работа со «шторкой», возможность изменять любой текст на экране и др. – превращают урок в живой, творческий процесс, где в центре личность ученика.

На этапе подготовки домашнего задания:

- создание учащимися презентации, буклета, веб-страницы, с обязательным определением временных рамок, количества источников информации (можно предложить адреса нескольких сайтов), программу реализации задания (Word, PowerPoint), объем отчетного документа.

Результативность. О результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

1. Победы и призовые места моих воспитанников в творческих конкурсах, фестивалях, проектах, предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней (в том числе сетевых и дистанционных).

2. Высокое качество знаний по русскому языку и литературе:

3. Высокие результаты ЕГЭ по русскому языку

4. Успешная социализация выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад о применении ИКТ на уроках русского языка и  литературы...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы поднимает учебный процесс на качественно новый уровень...

Внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Проблема ...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы ...

«Информационные технологии на уроках русского языка и литературы»

Статья посвящена педагогическому проекту по внедрению информационных технологий в образовательное пространство урока русского языка и литературы....