Учебная ситуация на уроках истории
материал

Бадмаева Эржена Цырендоржиевна

Учебная ситуация на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_situatsiya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная ситуация на уроках истории

Бадмаева Э.Ц., учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №1 г. Улан-Удэ

        Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д

        Мы рассматриваем учебную ситуацию как особую организацию учебного процесса примерно на 15, 45 или 90 минут. Главное в такой организации – результат и самостоятельная работа учащихся по поиску нового способа действий, формированию новых умений. Наша задача в том, чтобы организовать условия, провоцирующие детское действие.

        Заданной структуры учебной ситуации нет. Мы предлагаем следующие структурные элементы, которые могут варьироваться, но постоянными элементами будут планируемые результаты, система вопросов и заданий, система оценки.

Структура учебной ситуации:

  1. название учебной ситуации. Оно должно заинтриговать обучающихся, мотивировать их на учебную деятельность;
  2. учебная тема, в рамках которой может быть использована та или иная учебная ситуация;
  3.  планируемые результаты, которые будут достигнуты при решении учебной ситуации;
  4. 4) краткое описание самой учебной ситуации для обучающихся. Здесь указывается, что ученикам предстоит сделать и каким образом.

Это может быть индивидуальная работа или работа в парах/группе, в зависимости от того, каких результатов мы хотим добиться;

5) задания для обучающихся, выполнение которых и приведут к запланированным результатам.

        В учебной ситуации желательно прописывать каждое действие, которое ученик должен совершить, чтобы достичь запланированных результатов (особенно это касается учебных ситуаций для 5-7 классов; старшеклассники самостоятельно могут справиться с планированием). Важно: любое действие должно быть зафиксировано или в тетради, или в рабочем листе, поэтому мы рекомендуем использовать глаголы деятельности: сделать, записать, использовать, организовать, спланировать, составить, предложить, подготовить, провести, раздать, попросить, разработать, обеспечить, создать возможность, доказать и т.д. При этом следует обратить внимание на то, что задания должны быть последовательны;

6) критерии оценивания задания. Здесь следует уточнить. Оцениваться может одно конкретное задание, при выполнении которого обучающие применили новые умения, способы действия, открытые ими в ходе работы.

        Всю учебную ситуацию оценивать не надо. Если с учащимися заранее не будут обговорены критерии оценки, например, их творческих работ, то учителю необходимо предложить свои до начала работы над учебной ситуацией.

        Если учебная ситуация решалась в группе (а значит, и планируемый

результат – умение работать в группе), то учитель оценивает в ходе наблюдения определенные действия учеников, которые с помощью письменной работы проверить нельзя. Например: устанавливать рабочие отношения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать как задачу через анализ её условий; брать на себя инициативу в организации совместного действия и т.д.

Учебный предмет: история, искусство

Учебная тема: Искусство Европы 2-й половины XIX века

Возраст учащихся: 9 класс

Название учебной ситуации: «Информационные новости «Хроника событий»

Планируемые результаты:

формировать эстетическое отношение к миру, понимание эмоционального воздействия искусства;

находить, интерпретировать и оценивать информацию; анализировать произведения искусства, аргументированно строить устный монологический ответ; формулировать вопросы;

выявлять особенности творческой манеры художника.

 

Краткое описание ситуации № 1 (для учащихся)

Ваша роль. Корреспондент

Описание ситуации. Готовится очередной выпуск информационной передачи «Хроника событий». Речь пойдет о западноевропейском искусстве 2-й половины XIX века. Вам дали задание взять интервью у одного из представителей искусства реализма французского художника Оноре Домье.

Перед тем как ученик будет выполнять задание, ему предлагаются вопросы, направленные на выявление реперных точек в жизни и творчестве художника О. Домье.

Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы, которые помогут вам в составлении интервью

- Кому в первую очередь будет адресовано интервью?

- Почему текст начинается с описания литографии?

- Что становится предметом изображения в произведениях О. Домье?

- О каких исторических событиях упоминается в тексте?

- Как художник реагировал на происходящие события?

- Как вы понимаете слова Ван Гога, который в одном из писем брату сообщал: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо они — открыватели новых путей».

Результат: текст интервью с художником

Группы читательских умений, формируемых во время выполнения заданий Умения

Вопрос\задание

Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

Кому в первую очередь будет адресовано интервью?

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

Почему текст начинается с описания литографии?

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Что становится предметом изображения в произведениях О. Домье?

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

О каких исторических событиях упоминается в тексте?

Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов

Как художник реагировал на происходящие события?

Соотносить вербальную и визуальную информацию

Соотнесите текст и произведение О. Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1884 года». https://muzei-mira.com/kartini_francii/2234-ulica-transnonen-15-aprelya-1834-goda-onore-dome-opisanie.html Какие детали указывают на страшные события?

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Как вы понимаете слова Ван Гога, который в одном из писем брату писал: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)

              На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...

Формирование проблемных ситуаций на уроках истории

Статья, посвящённая некоторым аспектам организации проблемного обучения на уроках истории....

Учебная ситуация на уроках английского языка

Данный материал содержит информацию о том, что такое учебная ситуация....

Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».

Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....

Коленченко Е.М. Проблемная ситуация на уроках истории

Предлагаются приемы создания проблемных ситуаций на уроке истории, которые подведут учащихся к необходимости решить проблему с помощью проектов на примере темы "Движение декабристов....

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...