ОСОБЕННОСТИ ПРЕКТИРОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» В МБОУ СОШ № 24 Г.КРАСНОДАРА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Афиногенов Олег Сергеевич

В статье рассматриваются понятия проектирование. педагогическое проектирование, конкретные учебные ситуации. Даются рекомендации по проектированию конкретных учебных ситуаций в средней школе. Представляется материал по организации урока технологии в средней школе ( МБОУ СОШ № 24)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе обучения на уроках «технологии» важное место занимают действия педагога, связанные с проектированием процесса обучения и создания конкретных учебных ситуаций. Термин «проектирование» заимствован педагогикой из технической области знания, где он означает создание опережающей проекции того, что затем будет материализовано.

Проектирование и в частности педагогическое проектирование рассматривали многие ученые. Это В.П.Беспалько, М.В. Буланова-Топоркова и другие.

В.П.Беспалько связал проектирование с «конструированием сложных объектов». [1,c.411]. Он выделил 5 этапов проектирования:

1. Обсуждение цели создания проекта;

2. Создание предварительного эскиза объекта, определяющего в наиболее общих чертах его будущие характеристики;

3. Создание общего проекта объекта и выделение его составных частей;

4. Детальная проработка проекта во всех его аспектах, руководствуясь теми же вопросами и принципами;

5. Оформление проекта как целостности и контроль его качества.

Л.Д.Столяренко определила педагогическое проектирование как «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, иногда и родителей».  [5, с. 291].

М.В.Буланова-Топоркова поставила педагогическое проектирование наравне с организаторской, гностической, коммуникативной функциями педагога [4].

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогическое проектирование связано с моделированием, как  разработкой цели создания педагогических ситуаций и основных путей их достижения и конструированием как дальнейшей детализацией созданного проекта, определяющей дальнейшее его применение.

Не менее важную роль в педагогическом процессе играют конкретные учебные   ситуации.

Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются структурными единицами урока, методом с помощью которого педагог организует учебный процесс.

Признаками учебной ситуации выступают: целеположенность, мотивированность, предметность.

Здесь всегда присутствуют: выбор, неопределенность, неожиданность, конфликт, несоответствие.

Среди наиболее распространенных учебных ситуаций в педагогическом процессе можно выделить: ситуации стимулирования, ситуации выбора, ситуации успеха, конфликтные ситуации, проблемные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач, ситуации риска.[2, С.211]

Интерес представляет тот факт, что в конкретных учебных ситуациях предъявляемую учебную информацию обучаемый перерабатывает в своем сознании. Возможны разнообразные способы ее переработки, но из них должны быть выбраны или самостоятельно должны быть сконструированы, придуманы такие, которые наилучшим способом содействуют достижению поставленной цели, усвоению нового учебного материала. 

Здесь особое место занимают бинарные методы обучения, рассмотренные Махмутовым М.И., который связал процесс взаимодействия преподавания и учения с познавательной самостоятельностью учащихся»[3].

Рассмотрим на примере МБОУ СОШ № 24 г. Краснодара процесс проектирования конкретных учебных ситуаций.

В МБОУ СОШ № 24 основной целью организации процесса обучения на уроке «Технология» выступает развитие личности ребенка, формирование его универсальных учебных действий. Проектирование строится на основе клендарно-тематического планирования и поурочного плана (технологическая карта). Здесь заложены основная модель организации урока и предполагаемые действия как учителя, так и учащегося. Основной целью урока является достижение конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов.

Рассмотрим процесс проектирования инновационной деятельности на основе поурочного плана или технологической карты. Технологическая карта представлена в форме таблицы, которая включает технологию построения урока. В большинстве случаев это проблемно-диалогическая форма, сочетающая в себе бинарные методы обучения (сочетание теории и практики).

Важное место в ходе проведения урока занимает организационный момент, мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний. В процессе мотивации учебной деятельности учитель выдвигает гипотезу о назначении изучаемой темы: «А знаете ли Вы?». Учащиеся должны сами сформулировать тему урока. Большую помощь при этом оказывает созданная учителем презентация, первый слайд которой содержит подсказку темы урока. Далее, в процессе актуализации опорных знаний перед учащимися ставятся вопросы непосредственно связанные с изучаемой темой. Целью этого этапа является связать настоящую и предыдущую тему урока, сообщив кратко цель и задачи урока.

После этого идет теоретическая часть урока, где происходит процесс построения «нового» знания. Здесь идет объяснение нового материала, учитель создает условия позволяющие учащимся самостоятельно прорабатывать материал по тексту учебника с помощью ключевых слов. Одновременно, используя презентацию, учитель объясняет непонятные учащимся термины, раскрывает позиции урока, которые должны знать и понимать учащиеся.

 После этого происходит процесс практического освоения материала, в ходе которого учащиеся делятся на группы. Между ними проходят соревнования. Создается счетная комиссия под руководством учителя, который выступает в роли наблюдателя. Учащиеся самостоятельно изучают принцип действия инструментов, о которых им сообщались ранее теоретические сведения.

 Далее наступает процесс закрепления знаний (учащиеся работают в рабочих тетрадях), Целью этого этапа является развить у учащихся умение понимать изучаемый материал и аргументированно доказывать свою позицию.

После этого, на этапе подведения итогов урока (рефлексии), учитель руководит работой счетной комиссии по подсчету баллов по работе групп при ответах на вопросы, а также при выполнении практической работы, объявляет результаты и отметки за выполнение работы.

Называет команду-победительницу. Далее идут домашнее задание и добрые пожелания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ

1.Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. – М.: Народное образование, 2008. 512 с.

2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 304 с.

3.Махмутов М.И. Понятие о проблеином обучении. URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch8_2.html

4.Педагогика и психология высшей школы. // под ред. М.В. Булановой-Топорковой. URL:http: //www. psicholoqy.vuzlib.orq|book_o350_paqe_30.html

5.Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная ситуация на уроках английского языка по ФГОС

В данной в работе приведены  различные ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативного навыка, умению использовать изученные лексические единицы в предложенных  ситуация...

Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе .

Работа посвящена теоретическому рассмотрению проектирования конкретных учебных ситуаций как необходимого условия развития универсальных учебных действий в средней школе .и их реализации на уроках техн...

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» В МБОУ СОШ № 24 г. КРАСНОДАРА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО

Дается описание роли проектирования и конкретной учебной ситуации в педагогическом процессе, представлены разработки  проведения урока  по предмету "технология". На примере МБОУ СОШ № 24 г. ...

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС. Все учащиеся нашей школы имеют умственную отсталость разной степени ...

Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе

. В статье с разных сторон рассмотрено понятие «педагогическое проектирование». Даются ответы на вопросы: что же оно представляет собой; какова его сущность и содержание? Охарактеризованы ...

«РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПРЕДМЕТЫ НАРОДНОГО БЫТА ИЗ КЕРАМИКИ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС »

laquo;РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПРЕДМЕТЫ НАРОДНОГО БЫТА ИЗ КЕРАМИКИ»   В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС »...