МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
методическая разработка

Хаустова Елена Владимировна

Использование межпредметных связей на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._mezhpredmetnaya_integratsiya.docx5.89 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Выступление на ШМО  Хаустовой Елены Владимировны - учителя математики

Еще в прошлом веке педагоги неоднократно высказывали предположение об объединении нескольких предметов, мотивируя это тем, что сведение их воедино должно облегчить усвоение разнородных фактов. Однако этот вопрос так и остался открытым. И сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. В лучшем случае можно видеть интеграцию родственных предметов, и исключительно в редких случаях два преподавателя, ведущих совершенно различные предметы, сотрудничают на одном занятии.

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: научно-техническая революция и социальный прогресс потребовали существенного изменения содержания и методов обучения. Мы являемся свидетелями того, как потребности современной практики вызвали к жизни новые «синтетические» науки: математическая логика, радиохимия, геофизика, социальная психология и многие другие.

Знаменитые педагоги, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Методологическая, образовательная, воспитательная, развивающая функции интеграции в обучении обеспечивают существование интеграции как полноправного процесса в обучении.

Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира.

Образовательная функция интеграции заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера.

Воспитательная функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.

Интеграция в обучении позволяет выполнить и развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.

Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов.

 Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

Формы интегрированных уроков могут быть различны.

Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трех элементов:

  • знания и умения из первой предметной области,
  • знания и умения из второй предметной области,
  • интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.

Следует отметить, что использование межпредметных связей на уроке значительно повышают познавательный интерес учащихся.

Большой интерес у учащихся вызывают обобщающие уроки математика – информатика ("Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft  Excel" 9 класс, "Решение неравенств с одной переменной" 8 класс, "Решение уравнений" 9 класс, "Решение квадратных уравнений" 8 класс, "Графики функций и их свойства" 9 класс, "Циклические алгоритмы. Построение графиков тригонометрических функций"  10 класс). Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

Интеграция в обучении позволяет выполнить и развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.

Использование межпредметных связей в обобщающем повторении играет большую положительную роль не только в повторении и закреплении определенных тем и разделов, но и в усвоении важнейших обобщающих понятий, встречающихся в разных предметах, и может осуществляться в таких формах, как олимпиады, открытые занятия, тесты, деловые игры и т.д.

Реализация межпредметных связей при обучении играет исключительно важную роль в превращении знаний в убеждения. Если при подготовке к восприятию, при изучении нового материала использование знаний из смежных предметов помогало усвоению новых знаний, то в процессе обобщающего повторения это использование должно окончательно убедить учеников во взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.

Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.

Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся

Использование межпредметных связей на уроках, показывает, что повышается познавательный интерес учащихся, а как следствие познавательная активность и познавательная деятельность учеников.

Несмотря на отсутствие четких взаимосвязей в программах и учебниках, каждый из нас имеет широкие возможности для реализации межпредметных связей в процессе обучения. И это должно диктоваться, прежде всего, заботой о формировании диалектического мировоззрения учащихся. Для этого нужно, чтобы содержание образования и методы обучения были органически взаимосвязаны и взаимозависимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"К межпредметной интеграции знаний"

Задача учителя не только в том, чтобы вооружить учащегося определенными знаниями по своему предмету. Наша цель - сформировать у ученика картину мира как единой гносеологической системы...

Развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции

В настоящее время проблему воспитания высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов,  невозможно ...

Методический сборник "Профессионально-ориентированный подход к обучению на основе межпредметной интеграции"

Содержит методические материалы для преподавателей  по внедрению технологии интегрированного обучения....

Межпредметная интеграция в процессе обучения иностранным языкам

Использование в процессе обучения иностранному языку межпредметных связей обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности, предоставляя каждому ученику возможнос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

В публикации оражены основные моменты проблемы интегрирования различных школьных дисциплин с математикий в современных условиях....