Мастер - класс
учебно-методический материал

Шарланова Людмила Шагдаровна

Мастер - класс по теме "Рефлексия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_refleksiya.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

       Для своего мастер- класса я выбрала  интересующую меня тему «Рефлексия».  

       Слайд 9 Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

        В связи с этим одной из задач образования  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению

             Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

       СЛАЙД 10  А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

        Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

         Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

         В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

         Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

         Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанно-го отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

       Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией

        Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

        Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

        Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

       Такая рефлексия отражает человеческую сущность: Слайд 11

 физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

 сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

 интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),

 духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

     Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

 

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния  Слайд 12

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности  

Что можно применять?

1.Притчи, можно с просмотром.

2.Стихи для эмоционального настроя  Слайд 13

3. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера

4. «Мои ожидания»: Слайд 14

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

Сегодня урок я начну словами фран. философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо

5. Техника «Шкала самооценки».

 Для этого прошу ребят в начале урока оценить себя, обозначив на шкале значком, на каком уровне находятся их знания по теме. В конце урока возвращаюсь к этому заданию. Дети видят, насколько пополнились их знания, объективно оценивают себя.

Техника «Я - исследователь»  Слайд 15

Знаю Хочу знать Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Это: карточки с изображением лица;                                                                                     показ большого пальца вверх или вниз;  

Слайд 16  «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

Слайд 17«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

 Рефлексия деятельности ( Слайд 18) Следующий вид – рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

1. Самооценка активности на каждом этапе урока.

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Слайд 19,20,21

Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

 «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  

 «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;        

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

СЛАЙД 22 Рефлексия содержания учебного материалаУчитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

    В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы: СЛАЙД 23

  1. Прием незаконченного предложения.

  Слайд 24.  1.Прием «Выбор афоризма или пословицы».

     Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.

Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

2.Рефлексия достижения цели.

 Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

3 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия

       4.«Мудрые совы»: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:

« + » - знаю « - » - не знаю

« ! »- узнал новое « ? » - удивило

После работы с текстом задаю вопросы:

- Выберите ту информацию, которая вам знакома.

- А какая информация ранее была неизвестна?

- Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас   неожиданными?

- У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?

- Что бы вы еще хотели узнать?

Слайд 25  На уроках лит.чтения…

Слайд 26 Сегодня на уроке я…. Научился…

                                              Было интересно..

                                              Было трудно…

                                              Мои ощущения…

                                               Этот урок дал мне для жизни….

                                               Больше всего понравились задания…

Слайд 27  Анкетирование

В папке есть таблица для оценивания работы проектной деятельности.( Приложение)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

    Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Я предлагаю поздороваться всем тем,

 Кто пришел с хорошим настроением.

 Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

 -Сейчас я вас научу  таблице умножения 9 на число на пальцах. Слайд 28,29                  

Возьмите , пожалуйста, памятки . Поработайте с ними.

 «Плюс- минус-интересно», каждый ответьте  на вопросы.

я написала на  букву П -  что мне понравилось ( умножать 9,на число, я думала, что никогда в жизни не выучу,

М -  мне вот не понятно, почему  у нас так мало пальцев, я бы еще  дальше умножал и умножал,  

 И- что интересно А можно я сестру научу так же умножать?

                        V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА

Прием « Все в ваших руках»  Слайд 30

Большой - для меня было важным и интересным:

Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию:

Средний - мне было трудно (мне не понравилось):

Безымянный – мое настроение:

Мизинец – мои предложения:

      Уважаемые коллеги ! Я предлагаю оценить мою сегодня работу. Перед вами яркая , солнечная полянка. Не хватает бабочек.

-Понравился Мастер – класс. Буду  применять рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки    цвета.

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять рефлексию среди учащихся не знаю, пусть прилетят бабочки… цвета

- Ничего не поняла по теме. Было  скучно, тоскливо , пусть прилетят бабочки….

                Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...