Организация РППС в ДОУ для развития изобразительной деятельности детей
электронный образовательный ресурс

Варвара Александровна Вотякова

Рисование, лепка, аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Оно увлекательно, интересно, познавательно и очень полезно для детей и взрослых. Если в группе детского сада привильно организовать пространство для изобразительной деятельности  - то мы получим уникальную базу для развития всех качеств подрастающей личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей

Вотякова Варвара Александровна

Предметно-развивающая среда – это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Она должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование и дидактические материалы должны служить развитию ребенка. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает комфортную, благоприятную среду для жизнедеятельности детей в ДОУ.

Центр изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса для изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельности детей.

Целью центра изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности и активности.

При создании центра нужно учитывают следующие требования:

Насыщенность. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Благодаря этому можно обеспечить творческую активность воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства. Предоплагает возможность изменения ППС в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса могут преобразовываться самыми разными способами (например, группа может превратиться в «выставочный зал», «галерею», «художественную мастерскую» и т.п.)

Полифункциональность материалов. Предполагает возможность использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работы. Наличие в группе «полифункциональных» (не обладающих жестко закрепленным способом предметов и материалов).

Вариативность среды. Наличие различных пространств для изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-пространственной среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды.  Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование были в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ОВЗ. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы после работы убирать на место: во-первых, потому что порядок во всем обеспечивает красоту и уют, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому что они могут понадобиться для занятий другим детям. Расходные материалы должны быть эстетичными, чистыми, целыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность. Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (ножницы, карандаши) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах.  В организации центра ИЗО деятельности высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона.

Оборудование общего назначения:

- доска для рисования мелом;

- губка;

- наборы белого и цветного мела;

- мольберт односторонний или двусторонний;

- наборное полотно 60*50 или 80*50;

- фланелеграф, магнитная доска;

- стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала;

- подставка для размещения работ по лепке;

- счетная лесенка для рассматривания;

- указка;

- валик для нанесения краски на бумагу;

- настольная точилка для карандашей;

- бак, с плотно прилегающей крышкой для хранения глины;

- фартук для педагога;

- фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические требования  к предметно-развивающей среде организации центра изобразительной деятельности

  1. Единый стиль в оформлении его привлекательности для детей.
  2. Наличие соответствующих декоративных моментов.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия взрослого и ребенка.
  4. Учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.
  5. Количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом).
  6. Наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество и внешний вид.
  7. Педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания).
  8. Доступность материала для детей, удобное расположение.

В младшем дошкольном возрасте все материалы для самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям, они должны иметь постоянное место расположения. Для детей младшего и среднего возраста материалы можно размещать на открытых полках. Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида красок – гуашь и акварель. В начале года детям можно давать 2-3 цвета краски, а к концу год 4-6 цветов. Кисточки предпочтительны размеров №12-14, такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Для рисования нужна плотная, немного шероховатая бумага (полуватман). Заменить ее можно плотной, писчей бумагой. Размер бумаги для рисования – А4, так как он соответствует размаху детской руки. Стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтоб одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

В среднем дошкольном возрасте предметно-пространственная  среда организуется по принципу полузамкнутых микро пространств, для того чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

Рисунки, пластические работы детей четырех лет уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка.

Представления о предмете во многом отличаются  от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы. В данном возрасте детей нужно учить технике закрашивания. Это можно сделать не только с помощью самостоятельно нарисованного рисунка, но используя специальные трафареты, альбомы. В уголке изодеятельности должны быть представлены следующие изобразительные и пластически е материалы: сангина, соусы, угольный карандаш, соленой тесто и т.п.  В средней группе дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из 12 карандашей. Способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету, даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость, чувство удовлетворения от своего труда. Для этого требуется палитры, большое количество белил и т.п.

Обучение на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П».  За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя. Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, разнообразная бумага. Баночки для промывания кистей (большая 0,5 – для промывания «по-черному» и маленькая 0,25 – для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтоб по окончании занятий дети могли убрать их на место.

Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать их домой или оставить в группе.

На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, кисточки, клей, тряпочки и др). Наряду с цветной бумагой можно использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики и т.п.

В работе с детьми 4-5 лет может применяться клей ПВА. Желательно разлить его во флакончики с кисточками.

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» детей: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться в подгруппы по интересам.

Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы, подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Все острые предметы должны убираться в закрывающийся ящик. Во время работы с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение техники безопасности.

Дети данного возраста чаще предпочитают работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количество детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительным местным освещением).

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботиться о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий и т.п. это дает возможно почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможно трудовая деятельность.

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей  и др.)

На следующей полке помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем – все для работы с «бросовым» материалом (коробки, веревочки, ниточки, кусочки такни и т.п.)

В старшей и подготовительной группе для рисования используют набор карандашей из 12 цветов и более. Гуашь – 5-6 цветов, для получение недостающего цвета дети могут смешивать краски на палитре. Акварель можно использовать полумягкую 8- 12 цветов и более. Необходимо планировать обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кист очку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтоб просвечивала бумага и был виден цвет). Не следует допускать, чтобы дети рисовали акварельными красками также как и гуашевыми. Рисуя красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым графитным карандашом. Для этого лучше использовать карандаши М2.

Также возможно использование восковых мелков. Их преимущество в том, что они могут давать линию карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша.

Для рисования красками используются круглые, волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом, разной толщины.

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью

Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства

Для детей младшего дошкольного возраста – 2-3 вида народных игрушек, с которыми дети могли бы действовать (Богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резаная игрушка (лошадки) и т.п.).

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3-4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п. При этом желательно, чтобы детей в  первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые работали в данном регионе, городе, поселке.

Репродукции с произведений живописи, книжная графика

С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

Учитывая требования к полифункциональности, трансформируемости и динамичности развивающей среды возможно использование разнообразных ширм. Они удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности. Напольная ширма предназначена для театрализованных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, театральных постановок и использованием различных ширм.

Дидактическая ценность ширм: используются как средство обучения ребенка.

Эстетическая ценность: они являются средство художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства, творчества.

Трансформируемость: дают возможность изменить предметно-пространственную среду, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.

Вариативность и доступность: появляется возможность создания различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных видов театра и атрибутов к ним, периодическая сменяемость материалов – стимулирует разнообразную детскую активность. Возможно использование как напольных, так и настольных ширм.



Предварительный просмотр:

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей

Вотякова Варвара Александровна

Предметно-развивающая среда – это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Она должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование и дидактические материалы должны служить развитию ребенка. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает комфортную, благоприятную среду для жизнедеятельности детей в ДОУ.

Центр изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса для изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельности детей.

Целью центра изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности и активности.

При создании центра нужно учитывают следующие требования:

Насыщенность. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Благодаря этому можно обеспечить творческую активность воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства. Предоплагает возможность изменения ППС в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса могут преобразовываться самыми разными способами (например, группа может превратиться в «выставочный зал», «галерею», «художественную мастерскую» и т.п.)

Полифункциональность материалов. Предполагает возможность использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работы. Наличие в группе «полифункциональных» (не обладающих жестко закрепленным способом предметов и материалов).

Вариативность среды. Наличие различных пространств для изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-пространственной среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды.  Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование были в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ОВЗ. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы после работы убирать на место: во-первых, потому что порядок во всем обеспечивает красоту и уют, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому что они могут понадобиться для занятий другим детям. Расходные материалы должны быть эстетичными, чистыми, целыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность. Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (ножницы, карандаши) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах.  В организации центра ИЗО деятельности высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона.

Оборудование общего назначения:

- доска для рисования мелом;

- губка;

- наборы белого и цветного мела;

- мольберт односторонний или двусторонний;

- наборное полотно 60*50 или 80*50;

- фланелеграф, магнитная доска;

- стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала;

- подставка для размещения работ по лепке;

- счетная лесенка для рассматривания;

- указка;

- валик для нанесения краски на бумагу;

- настольная точилка для карандашей;

- бак, с плотно прилегающей крышкой для хранения глины;

- фартук для педагога;

- фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические требования  к предметно-развивающей среде организации центра изобразительной деятельности

  1. Единый стиль в оформлении его привлекательности для детей.
  2. Наличие соответствующих декоративных моментов.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия взрослого и ребенка.
  4. Учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.
  5. Количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом).
  6. Наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество и внешний вид.
  7. Педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания).
  8. Доступность материала для детей, удобное расположение.

В младшем дошкольном возрасте все материалы для самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям, они должны иметь постоянное место расположения. Для детей младшего и среднего возраста материалы можно размещать на открытых полках. Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида красок – гуашь и акварель. В начале года детям можно давать 2-3 цвета краски, а к концу год 4-6 цветов. Кисточки предпочтительны размеров №12-14, такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Для рисования нужна плотная, немного шероховатая бумага (полуватман). Заменить ее можно плотной, писчей бумагой. Размер бумаги для рисования – А4, так как он соответствует размаху детской руки. Стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтоб одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

В среднем дошкольном возрасте предметно-пространственная  среда организуется по принципу полузамкнутых микро пространств, для того чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

Рисунки, пластические работы детей четырех лет уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка.

Представления о предмете во многом отличаются  от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы. В данном возрасте детей нужно учить технике закрашивания. Это можно сделать не только с помощью самостоятельно нарисованного рисунка, но используя специальные трафареты, альбомы. В уголке изодеятельности должны быть представлены следующие изобразительные и пластически е материалы: сангина, соусы, угольный карандаш, соленой тесто и т.п.  В средней группе дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из 12 карандашей. Способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету, даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость, чувство удовлетворения от своего труда. Для этого требуется палитры, большое количество белил и т.п.

Обучение на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П».  За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя. Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, разнообразная бумага. Баночки для промывания кистей (большая 0,5 – для промывания «по-черному» и маленькая 0,25 – для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтоб по окончании занятий дети могли убрать их на место.

Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать их домой или оставить в группе.

На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, кисточки, клей, тряпочки и др). Наряду с цветной бумагой можно использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики и т.п.

В работе с детьми 4-5 лет может применяться клей ПВА. Желательно разлить его во флакончики с кисточками.

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» детей: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться в подгруппы по интересам.

Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы, подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Все острые предметы должны убираться в закрывающийся ящик. Во время работы с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение техники безопасности.

Дети данного возраста чаще предпочитают работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количество детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительным местным освещением).

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботиться о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий и т.п. это дает возможно почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможно трудовая деятельность.

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей  и др.)

На следующей полке помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем – все для работы с «бросовым» материалом (коробки, веревочки, ниточки, кусочки такни и т.п.)

В старшей и подготовительной группе для рисования используют набор карандашей из 12 цветов и более. Гуашь – 5-6 цветов, для получение недостающего цвета дети могут смешивать краски на палитре. Акварель можно использовать полумягкую 8- 12 цветов и более. Необходимо планировать обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кист очку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтоб просвечивала бумага и был виден цвет). Не следует допускать, чтобы дети рисовали акварельными красками также как и гуашевыми. Рисуя красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым графитным карандашом. Для этого лучше использовать карандаши М2.

Также возможно использование восковых мелков. Их преимущество в том, что они могут давать линию карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша.

Для рисования красками используются круглые, волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом, разной толщины.

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью

Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства

Для детей младшего дошкольного возраста – 2-3 вида народных игрушек, с которыми дети могли бы действовать (Богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резаная игрушка (лошадки) и т.п.).

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3-4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п. При этом желательно, чтобы детей в  первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые работали в данном регионе, городе, поселке.

Репродукции с произведений живописи, книжная графика

С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

Учитывая требования к полифункциональности, трансформируемости и динамичности развивающей среды возможно использование разнообразных ширм. Они удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности. Напольная ширма предназначена для театрализованных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, театральных постановок и использованием различных ширм.

Дидактическая ценность ширм: используются как средство обучения ребенка.

Эстетическая ценность: они являются средство художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства, творчества.

Трансформируемость: дают возможность изменить предметно-пространственную среду, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.

Вариативность и доступность: появляется возможность создания различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных видов театра и атрибутов к ним, периодическая сменяемость материалов – стимулирует разнообразную детскую активность. Возможно использование как напольных, так и настольных ширм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе.

Статья "Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе"....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Подход к ребенку, особенности его личности и психофизические способности. Особая методика и способы преподавания....

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Раскрывается понимание и значение культурного наследия для развития у детей творчества, проявления его в изобразительной деятельности.  Показана специфика работы педагога дополнительного образова...

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта

В статье проанализированы характерные черты изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта....

Развитие изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями (заикание)

Теория и практические рекомендации развития изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями....

Методическое сообщение на тему: «Этапы развития изобразительной деятельности детей»

Изучение этапов развития детского изобразительного творчества поможет в разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие детей разного возраста....