Развитие изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями (заикание)
учебно-методический материал на тему

Кушнер Мария Николаевна

Теория и практические рекомендации развития изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования

    Дети с речевыми нарушениями являются особой категорией детей. Заикание - это достаточно распространенное нарушение речи у детей, проявляющееся в расстройстве координации речевых актов. Существует множество теорий по поводу механизма заикания, но до последнего времени заикание характеризуется  как сложное речевое расстройство, которое требует дальнейшего углубленного изучения. Коррекция заикания требует комплексного подхода: медикаментозное лечение, психологическая и логопедическая коррекция.   Комплексное воздействие дает возможность улучшить коммуникативную функцию речи, положительно воздействовать на личность заикающегося ребенка, научить ребенка приемам саморегуляции в трудных речевых ситуациях. Очень часто заикающееся дети находятся во власти отрицательных эмоций, волнения, излишнего возбуждения, двигательного беспокойства, что мешает сосредоточиться, сформулировать свои мысли и как следствие -  плаксливость, раздражительность и даже агрессия. Как известно, главным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. Поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить детей освобождаться от мышечного и нервного напряжения. Преодолеть это поможет  изобразительная, творческая  деятельность, включенная в комплекс коррекционных мероприятий по коррекции заикания.

  Детская изобразительная деятельность, а именно рисование наряду с игровой деятельностью  является ведущей на протяжении всего детства. Помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности, в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистерверг считал: «Тот,  кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов смотрит».

   Психомоторные особенности данной категории детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и продуктивной. Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдаются несовершенства моторики и как следствие несформированность изобразительной деятельности. Это приводит к однообразию изображаемых предметов, наличию шаблонов, которые повторяются из рисунка в рисунок. Отсюда и узость тематики рисунков и схематизм. Таким образом, без целенаправленного обучения изобразительная деятельность заикающихся детей не будет формироваться в должной мере, и не будет иметь развивающего характера. Однако, если не стимулировать развития познавательных процессов мелкой моторики, а именно, интереса к самой изобразительной  деятельности, положительных результатов не будет. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

  Актуальность данного выбора заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятным видом деятельности для детей с речевыми нарушениями

      Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных графических навыков и умений. Для детей с речевыми нарушениями эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется.

      Выбор нетрадиционных техник рисования неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами.

      Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат рисования не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу. Приобретенный опыт рисования в нетрадиционных техниках, помогает преодолеть страх работы с красками в традиционных техниках.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

В процессе реализации данной программы  ожидаемыми результатами являются:

•        Расширение представлений об окружающем мире,  предметах и явлениях.

•        Развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов.

•        Обогащение эмоционального спектра, умение выражать свои эмоции.

•        Снижение тревожности.

•        Формирование адекватной самооценки.

•        Обогащение сенсорного опыта.

•        Развитие интереса к изобразительной деятельности, творчеству.

•        Повышение самооценки, уверенности в своих возможностях.

•        Развитие активности и самостоятельности.

•        Формирование графических образов и представлений.

•        Развитие общей ручной умелости, «тонкой» моторики.

   Структурной особенностью программы является принцип последовательности, и строится  на основе знакомого содержания с последующим углублением, детализацией  и расширением темы. Темы в каждом блоке проставлены с учетом общей дидактики и педагог сам определяет последовательность их прохождения, опираясь на возможности выбранной  художественной техники ее выразительных особенностей, времени проведения занятия, а также учитывая  возраст и уровень развития детей.

Виды изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования):

•        Пластилинография . Создание изображения (объемного ,плоского) с помощью пластилина и дополнительного материала (природного, бросового и пр.)

•        Печать от руки. Прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка.

•        Создание изображений с помощью штампов, клише.

•        Рисование с помощью трафаретов,  шаблонов, природного материала.

•        Кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки. Дорисование до узнаваемого образа.

•        Монотипия на стекле, на пленке, бумаге.

•        Рисование сухой  кистью методом тычка.

•        Сырая акварель. Создание изображения на мокром листе бумаги.

•        Изображение восковыми мелками и акварелью.

•        Обрывная  аппликация.

•        Конструирование из бумаги с элементами оригами.

•        Объемная аппликация. Комбинирование с рисованием.

•        Изображение в виде коллажа.

•        Граттаж.  Процарапывание изображения по красочному слою.

•        Техника штриха.

•        Комбинирование техник. Сотворчество.

      На занятиях дети знакомятся с сенсорными качествами предмета, учатся создавать простые графические образы, предметные и сюжетные изображения.

       Учебный материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. В работе используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, игры, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, совместная работа.

    На занятиях дети знакомятся с сенсорными качествами предмета, учатся создавать простые графические образы, предметные и сюжетные изображения.

      Занятия проходят в форме совместной деятельности детей и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе. В процессе рисования или изготовления поделки, в форме диалога обсуждаются и предварительный замысел, и возможность исполнения и достижения наилучшего материала, а также и заключительный этап, обсуждение полученного результата. Решаются и частные задачи развития речи: дыхательная гимнастика  при выдувании краски, (техника «кляксография»),дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, осуществляется своеобразная дыхательная гимнастика. Формируется и активный и пассивный словарь, за счет использования слов, обозначающих свойства и качества предметов, способов действий и т.д.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, а также создать благоприятную психофизиологическую базу для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Использование мнемотехники для составления описательных рассказов, разучивании стихотворений, автоматизации и дифференциации звуков. Данная  статья содержит теоретический и практический материал ...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.

Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...

Игры на развитие памяти у детей с речевыми нарушениями

дидактические игры на развитие памяти у детей с речевыми нарушениями...

Мастер-класс "Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями", Думитраш И.Н.

Включение материалов данного мастер - класса в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал учителей - логопедов, в том числе и не владеющих приемами смежных дисциплин ...

Методическое сообщение на тему: «Этапы развития изобразительной деятельности детей»

Изучение этапов развития детского изобразительного творчества поможет в разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие детей разного возраста....

Организация РППС в ДОУ для развития изобразительной деятельности детей

Рисование, лепка, аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Оно увлекательно, интересно, познавательно и очень полезно для детей и взрослых. Если в группе детского сада привильно организовать ...