Игры на развитие памяти у детей с речевыми нарушениями
методическая разработка на тему

дидактические игры на развитие памяти у детей с речевыми нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие разных видов памяти для детей с нарушениями речи

I. Игра «Кто больше запомнит»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание игры: предложить ребенку внимательно посмотреть на рисунок и постараться запомнить как можно больше деталей. После чего перевернуть страницу и дать следующее задание: «Теперь посмотри на этот рисунок и определи, чем он отличается от предыдущего. Перечисли предметы, которых не хватает».

Игра «Вершки и корешки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание игры: детям предлагаются рассмотреть изображения овощей (из2-х частей: корнеплод, листья). Затем картинки перемешиваются и детям предлагается подобрать к корнеплоду соответствующие листья.

Игра «Три слова »

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание игры: Детям дается установка внимательно прослушать и запомнить слова, которые будут названы. Называются три слова, затем дети воспроизводят слова, которые запомнили.

Игра «Что плавает, что тонет »

Цель: развитие зрительной памяти, логического мышления.

Описание игры: Проводится эксперимент с предметами, тонущими и не тонущими. Затем дети классифицируют предметы по признакам: тонет - не тонет.

Игра «Угадай что спрятано »

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание игры: перед детьми выставляются 5 игрушек, предлагается запомнить. Затем дети закрывают глаза, и убирается одна игрушка. Дети вспоминают, какие игрушки были и какая спрятана.

 Игра «Жадная жаба»

Цель: развитие слуховой памяти, умение выделять из текста слова с заданным звуком.

Описание игры: предложить ребенку запомнить слова со звуком [ж], которые встречаются в этой сказке. (Это может быть любая сказка и выбрать для запоминания слова можно с любым звуком).

Игра « Чего не стало»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание игры: предложить детям рассмотреть предметы на столе, дав установку на запоминание. Затем дети закрывают глаза и убирается один из предметов. Дети открыв глаза должны назвать этот предмет. Усложнить игру можно заменив предметы на аналогичные, но другого цвета или похожие.

II. Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти, особенности логической памяти.

Описание игры: на столе раскладываются в ряд картинки с различными изображениями. Ребенок должен запомнить расположение. Затем педагог меняет последовательность или убирает некоторые картинки. Ребенок должен вспомнить каких картинок не достает, и восстановить последовательность их расположения.

Игра «Запомни слова»

Цель: накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры: ведущий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот , кто потерял меньше фантов.

Игра «Пары картинок»

Цель: развитие логической памяти, внимания, способности установления опосредованной связи и умения пользоваться ими при воспроизведении.

Описание игры: предложить ребенку внимательно рассмотреть, познакомиться с этими картинками и постараться запомнить как можно больше картинок из одного ряда. Через 1-2 минуты убрать картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросить ребенка, чтобы он глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время для запоминания или отдаляя связи между картинками.

Игра «Запомни стихотворение»

Цель: развить произвольное запоминание.

Описание игры: ребенку предлагается прослушать и запомнить четверостишие. Желательно, чтобы он слышал их в первый раз. Затем, сразу же после прослушивания, ребенок должен воспроизвести их. В усложненном варианте он делает это после небольшой паузы.

Игра «Удивительные портреты»

Цель: развитие памяти, внимания.

Описание игры: показать ребенку портрет, составленный из овощей, фруктов, злаков, растений, со словами: «Внимательно посмотри на него, запомни и после этого переверни страницу. Представь портрет с предыдущей страницы и перечисли, из каких овощей, фруктов, злаков и растений составлено лицо?  Если не знаешь всех названий – нарисуй».

Игра « Запомни и назови»

Цель: обучение понимать мнемическую цель от взрослого, осознавать различия между воспроизведением и запоминанием.

Описание игры: детям предлагаются картинки с единичными предметами, задаются вопросы описательного характера. Затем картинки закрываются и задаются вопросы как при анализе картинки. После каждого ответа проверяется его правильность.

Игра « Раскрась петушка»

Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.

Описание игры: Детям предлагается раскрасить петушка, прикладывая разноцветные элементы. Дети анализируют изображение по вопросам воспитателя. Петушок закрывается и дети используя образцы закрашивают изображение.

Игра «Соберем урожай »

Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.

Описание игры: предлагается 3 корзинки с овощами. Дети соотносят каждый овощ с геометрической фигурой. Затем по наглядной опоре раскладывают овощи по корзинкам.

III. Игра «Магазин »

Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.

Описание игры: расставляются игрушки на полке и около каждой половина карточки, обращается внимание на то, что каждая игрушка обозначена карточкой. Ребенок должен найти вторую половину. Если ребенок нашел правильно, то может «купить» игрушку.

Игра « Теремок»

Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.

Описание игры: На доске выставляются  силуэты сказки и у каждого своя дорожка (из геометрических фигур) к теремку. Дети запоминают и выкладывают согласно образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей с функциональным нарушением зрения.

Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, наско...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями....

формирование произвольной памяти детей с речевыми нарушениями

Особенности формирования произвольной памяти у детей с ОНР...

Развитие изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями (заикание)

Теория и практические рекомендации развития изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями....

памятка для родителей "Игры для развития памяти у детей"

У малышей память непроизвольная, что значит, что ребенок не ставит перед собой задачу запомнить что-то определенное. При этом интенсивность запоминания и воспроизведения довольно высоки. Для успешност...

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....

Мастер-класс "Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями", Думитраш И.Н.

Включение материалов данного мастер - класса в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал учителей - логопедов, в том числе и не владеющих приемами смежных дисциплин ...