«Анализ эффективности деятельности творческих объединений»
методическая разработка

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерносятм образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Усть-Удинский районный Дом детского творчества

Доклад на профессиональном предметном сообществе

на тему:

«Анализ эффективности деятельности творческих объединений»

Подготовил:

Красотенко Олеся Витальевна

27.02.2023 г.

п.Усть-Уда

         Детское объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения. Поэтому его деятельность нуждается в документальной регламентации на каждом этапе работы с детьми.

         Для детского творческого объединения самым важным документом является дополнительная общеобразовательная программа. Она  определяет своеобразную «стратегию» работы объединения на весь период обучения. Педагог дополнительного образования в своей программе должен отражать  систему оценки ее результативности.

         Проблема выявления результативности работы детского творческого объединения может показаться надуманной, ведь дополнительное образование — это свободный выбор учащимися вида и профиля деятельности, совместное творчество учащегося и педагога, взаимная самореализация каждого из них, то как же  можно проверить результаты всего этого?  Но дополнительное образование — это не простая форма проведения детского досуга, это образовательный процесс. И его можно рассматривать с точки зрения общих требований к педагогической деятельности.

         Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса; оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с учащимися, результат обучения, развития и воспитания учащихся. Сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждений и детских объединений дополнительного образования детей называется результативность. Все это актуализирует необходимость ее системного выявления в образовательной сфере.

         Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности детского творческого объединения  как педагогическую проблему, необходимо проанализировать ряд аспектов.

         Во-первых, для кого необходима проверка результата работы детского творческого объединения учреждения допонительного образования детей? Можно сразу сказать, что результат работы и так виден - это выступления  и «победные , призовые места» на соревнованиях, участие  и «победные, призовые места» в выставках. Но в таких мероприятиях участвуют не все учащиеся детских творческих объединений, а лишь некоторая их часть, т.е. наиболее способные. А остальной контингент  детского объединения получается не охваченным.

         Во-вторых, что нужно и можно проверять у учащихся детских творческих объединений? Естественно, в сфере дополнительного образования детей нет и не может быть единых образовательных стандартов, как в общеобразовательной школе. Но ведь в каждой дополнительной общеобразовательной программе определены результаты обучения, развития, воспитания учащихся на каждый год обучения, которые могут стать для педагога неким «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся объединения по итогам учебного года.

         В-третьих, что необходимо проверить педагогу в своей работе с учащимися? Иногда в «текучке» занятий могут остаться незамеченными отдельные пробелы в теоретической подготовке учащихся, их практических умениях и навыках -  ведь в целом все справляются с заданиями. И далеко не каждый педагог дополнительного образования отчетливо понимает, что при выполнении практической работы многие учащиеся просто действуют «по-образцу», который дает взрослый. Работа «по-образцу» является необходимым  начальным этапом при освоении любой деятельности, но при отсутствии хорошей теоретической подготовки учащийся становится как бы привязанным к педагогу, а в дальнейшем не сможет работать самостоятельно. Не очень серьезной проблемой могут показаться незначительные технические погрешности  практической деятельности учащихся. Но, мелкие практические ошибки постепенно могут сформироваться в серьезные нарушения технологии исполнения различных видов работы. Выявить это можно лишь, если педагог имеет возможность одновременно в ограниченное время увидеть самостоятельную деятельность всех учащихся, тогда будут отчетливо видны все «пробелы».

         Поэтому в ходе проверки результативности необходимо обратить внимание на наличие у учащихся необходимых теоретических знаний и соответствие их практических умений, навыков  требованиям технологии конкретной деятельности.

         В-четвертых, как выявить результат работы детского объединения? Для этого можно использовать любые формы контроля, традиционные и нетрадиционные, позволяющие выявить соответствия программным требованиям реального уровня теоретической и практической подготовки учащихся.

         В тоже время педагогам необходимо осознать, что выставки, соревнования не могут решить проблемы выявления результатов подготовки каждого учащегося.

         В-пятых, как оценивать результаты работы детского творческого объединения? Здесь необходимо выделить минимум два аспекта - это критерии и формы оценки результатов освоения программы  каждым  учащимся  и оценку общего уровня освоения программы  всеми учащимися детского творческого объединения. Оба параметра оценки соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в дополнительной общеобразовательной программе, но отличаются по содержанию и качеству.

         Проверяя уровень освоения теоретических знаний  и приобретение практических умений,  навыков у учащихся,  требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в данной области деятельности и необходимыми техническими умениями и навыками. Очень важно продумать и форму оценки результатов учащихсяся. Она должна быть конкретна и понятна учащимся, отражать реальный уровень их освоения программы, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». В этом случае на помощь педагогу могут прийти 10-балльная  или любая другая система оценки, например,  вручения «знаков» определенного достоинстао и др. Главное , чтобы у учащихся формировалась адекватная самооценка собственных достижений, стремление к достижению еще более высоких результатов. Когда же надо подводить общие итоги диагностики результатов, необходимо обращать внимание на то, что сколько учащихся выполнили программу полностью, сколько - частично и т. д.; если оценивать результативность реализации любой дополнительной общеобразовательной программы, то 100% «обученности» быть не может, так как в объединении одновременно занимаются учащиеся с разными способностями, разного возраста.Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра и коррекции программы; требуется усложнить  или , наоборот, если программу освоили  менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном упрощении.

         Педагогу необходимо проанализировать и общий уровень теоретической и практической подготовки учащихся для того, чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы или недостатки.

В нашем учреждении на данный момент в каждой образовательной программе предусмотрены формы промежуточной аттестации. А также 2 раза в год проводится мониторинг качества обучения на сайте ДДТ, где проверяется уровень усвоения программы, соблюдение охраны труда, достижение детей на разных уровнях. Планируется разработка нормативного обеспечения процесса результатов на уровнен учреждения:

Положение об аттестации учащихся учреждения дополнительного образования детей и аналогичный документ в каждом детском творческом объединении.;

- на основании  Положения и дополнительной общеобразовательной программы далее составляется программа итоговой аттестации, включающая теоретические вопросы и практические задания (продумываются их содержание и форма);

- непосредственно для проведения итоговой аттестации создается комиссия, включающая представителей адмистрации, профсоюзного комитета, педагогов определенного профиля деятельности, а также издается соответствующий приказ по учреждению;

- завершается итоговая аттестация тщательным педагогическим анализом ее результатов.

         При правильной педагогической организации аттестации учащиеся не только не боятся проверки их знаний, умений, навыков, но стремятся проявить себя как можно лучше перед сверстниками и взрослыми, получить их одобрение и оценку.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность творческого объединения "Позитив" в I четверти.

Деятельность творческого объединения "Позитив" спортивной направленности в I четверти....

Новости о деятельности творческого объединения "Позитив"

Новости по дополнительному образованию...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение "Мастерок"

  Программа «Мастерок» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия художественной п...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение «Рукодельница» для 5 класса.

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для занятий с девочками 5 класса в рамках предмета "Технология". ...

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....