Выпускной аттестационный проект «Инструментарий для аспектного анализа занятий в творческих объединениях художественной и физкультурно-спортивной направленности»
методическая разработка

Мусинова Елена Николаевна

Инстументарий для аспектного анализа занятий дополнительного образования - карты аспектного анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musinova_e.n._vap_aspektnyy_analiz_zanyatiya.docx54.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Архангельский областной институт открытого образования»

Кафедра педагогики и психологии

Дополнительная профессиональная образовательная  

программа профессиональной переподготовки

«Организация методической работы в системе дополнительного образования детей»

Выпускной аттестационный проект

 «Инструментарий для аспектного анализа занятий в творческих объединениях

художественной и физкультурно-спортивной направленности»

Автор: Мусинова Елена Николаевна,

методист филиала МБОУ «Емецкая СШ» – РЦДО

Подпись _________________

Научный руководитель:

Горячкова Светлана Александровна, заведующий кафедрой педагогики

и психологии АО ИОО, кандидат педагогических наук

Подпись _________________

Архангельск

2018


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОЕКТА        3

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА        7

2.1. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОПЫТА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ        7

2.2. ВЫБОР АСПЕКТОВ ДЛЯ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ        8

2.3. СОЗДАНИЕ КАРТ АСПЕКТНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ        11

3. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ        14

Приложение 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ        16

Приложение 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТНОГО АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ        17

        

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОЕКТА

Посещение и анализ занятий, проводимых педагогами – одно из основных звеньев в мониторинге и оценке качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ. Без этого невозможно совершенствование качества образовательного процесса.

Аспектный анализ занятий позволяет сфокусировать внимание и изучить особенности образовательного процесса под определенным углом зрения.

В филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова» – Районном Центре дополнительного образования (далее – РЦДО)  в настоящее время отсутствует система анализа занятий педагогов дополнительного образования с точки зрения отдельных аспектов.

Разработка инструментария аспектного анализа применительно к занятиям в образовательной организации позволит адаптировать анализ к решению конкретных затруднений педагогов.

Поэтому целью настоящего проекта была определена разработка инструментария для аспектного анализа занятий в творческом объединении.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. изучение методической литературы и опыта образовательной организации по данной теме;

2. выбор аспектов для анализа занятий по результатам внутреннего контроля в образовательной организации;

3. создание карт аспектного анализа занятий физкультурно-спортивной и художественной направленности.

Проект реализуется методистом, участниками проекта являются педагоги дополнительного образования РЦДО.

Сроки реализации проекта: май – октябрь 2018 года. Основные мероприятия проекта представлены в таблице 1.


Таблица 1

Основные мероприятия проекта

Выполняемая работа

Сроки

Участники

Результат

1.

Анкетирование педагогов дополнительного образования и анализ полученных результатов

Май

Мусинова Е.Н.,

педагоги ДО филиала МБОУ «Емецкая СШ» – Мусинова Е.Н,

педагоги ДО РЦДО

Определение возможного круга проблем для выбора аспектов для анализа занятий

2.

Посещение занятий педагогов дополнительного образования

Май –октябрь:

Мусинова Е.Н,

педагоги ДО:

Определение аспектов для анализа занятий, определение перечня вопросов

16.05.2018

Плотникова Е.С. (объединение «ОФП», спортивное направление)

19.05.2018

Короткая О.В. (объединение «Юный художник», художественное направление)

22.05.2018

Белоусова В.Е. (объединение «ОФП», спортивное направление)

08.10.2018

Жданова Ю.П. (объединение «Труляля», художественное направление)

09.10.2018

Джабраилов В.М. (объединение «Дзюдо», спортивное направление)

10.10.2018

Лукина М.А. (объединение «Художественное творчество», художественное направление)

12.10.2018

Кирчигин Е.В. (объединение «ОФП», спортивное направление)

3.

Подбор и анализ методической литературы

Май – Октябрь до 14.10.2018

Мусинова Е.Н.

Макет теоретической части

4.

Создание карт аспектного анализа

Октябрь

08.10.2018-14.10.2018

Мусинова Е.Н.

Карты аспектного анализа, описание практической части

5.

Оформление выпускного аттестационного проекта

Октябрь

до 16.10

Мусинова Е.Н.

Готовая работа

Продуктом проекта являются карты аспектного анализа занятий физкультурно-спортивной и художественной направленностей.

Реализация проекта не требует существенных материальных затрат и специального технического оборудования. Проект индивидуальный, реализуется методистом РЦДО. В качестве информационно-методических ресурсов используется литература по теме проекта и образцы карт аспектного анализа, представленные различными авторами, как основа для разработки продукта проекта.

Реализации проекта основывалась на следующих нормативных актах:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (1);

2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» (2);

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (3);

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (4);

5. Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (5).

К возможным рискам на стадии реализации проекта был отнесен риск нарушения сроков выполнения проекта по причине высокой загруженности исполнителя по месту работы.

В качестве ожидаемого результата была определена адаптация анализа занятий к решению конкретных затруднений педагогов РЦДО.

Как направление дальнейшего развития проекта можно рассматривать апробацию полученных карт аспектного анализа и их возможную корректировку, а также распространение проекта на занятия по программам научно-технической направленности и на новые аспекты анализа.


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОПЫТА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ

В ходе реализации проекта был проведен анализ литературы и нормативных источников. Определения основных терминов, используемых в проекте,  представлены в Приложении 1. Основные теоретические аспекты темы проекта представлены в приложении 2.

Реализация проекта предусматривала изучение опыта работы РЦДО в сфере анализа занятий. До настоящего времени в организации проводился только комплексный анализ занятий, без выделения каких-либо аспектов. Опыт аспектного анализа отсутствует.

Выбор направленности, в рамках которой разрабатывались карты аспектного анализа, ограничился занятиями по двум типам дополнительных общеразвивающих программ (далее – ДОП): художественной и физкультурно-спортивной направленности. Это обусловлено их преобладанием в общем количестве ДОП, реализуемых в РЦДО (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Количество ДОП, творческих объединений и обучающихся по направлениям деятельности на 15 сентября 2017 года (13)

 

Направление

Количество ДОП

Количество творческих объединений

Количество обучающихся

Физкультурно-спортивное

13

21

334

Художественное

7

10

189

Научно-техническое

4

3+2(индивидуальное обучение)

42

Всего:

34+2 (индивидуальное обучение)

565+2 (индивидуальное обучение)

2.2. ВЫБОР АСПЕКТОВ ДЛЯ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

Автор проекта не имеет большого опыта методической работы, поэтому было решено ограничить выбор двумя аспектами.

Выбор аспектов для анализа занятий предполагал основание на актуальных профессиональных затруднений педагогов РЦДО. В целях их выявления в рамках прохождения производственной практики «Деятельность методиста в организации дополнительного образования детей» по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых» 24.05.2018 было проведено анкетирование педагогов РЦДО. В образовательной организации на момент его проведения работало 8 педагогов. Результаты анкетирования сведены в таблицу 3.

Таблица 3.

Результаты проведения педагогической диагностики

Показатели оценки (трудовые действия)

Количество человек, отметивших показатель:

Необходима дополнительная информация

Испытывают затруднения

- определение педагогических целей и задач при разработке ДОП и планировании занятий  и досуговых мероприятий с обучающимися

1

-

-разработка дополнительной общеразвивающей программы (ДОП)

1

-

- разработка инструментария для оценки планируемых результатов освоения ДОП

2

-

- планирование занятий и (или) циклов занятий  в соответствии с ДОП

1

-

- проведение занятий в соответствии с  ДОП, в т.ч.

- с детьми, имеющими ОВЗ,

-------------------------------------------------------

- с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации,

-------------------------------------------------------

- с одаренными детьми

2

2

1

1

- стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях

3

-

- текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях

1

-

- контроль и оценка освоения обучающимися ДОП

1

-

- фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения ДОП

2

-

- анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки

1

-

- разработка сценариев досуговых мероприятий

1

-

- планирование подготовки досуговых мероприятий

2

-

- организация подготовки досуговых мероприятий

2

-

- проведение досуговых мероприятий с учащимися

1

-

- планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся

2

-

- проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся

1

-

- консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации

2

-

- ведение документации, обеспечивающей реализацию ДОП

1

-

        

Выбор показателей, которые вызывают затруднения в реализации, распределился более или менее равномерно (нет ярко выраженного выбора показателей большинством педагогов). В результате анализа полученных данных были выделены показатели, которые одновременно несколько педагогов РЦДО отметили как вызывающие затруднения или требующие дополнительной информации: по 37 % педагогов отметили показатель «стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях» и «проведение занятий с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации». Остальные показатели были отмечены одним или двумя педагогами.

Кроме анкетирования для определения аспектов для создания карт аспектного анализа было использовано посещение занятий по программам выбранной направленности. Сроки и перечень занятий представлены в Приложении 3. Всего было посещено 7 занятий (в мае – 3, в октябре – 4) по физкультурно-спортивной (4 занятия) и художественной направленности (3 занятия). По итогам посещения был сделан вывод о том, что из-за специфики ДОП для занятий разной направленности целесообразно выбрать различные аспекты анализа.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие: четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные); сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся; использование наиболее целесообразных методов обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии. (14)

В процессе посещения занятий физкультурно-спортивной направленности сложилось впечатление, что занятия такого типа имеют тенденцию к размытию структуры. Поэтому для занятий физкультурно-спортивной направленности был выбран аспект анализа «Структурная организованность занятия».

Для занятий художественной направленности был выбран аспект «Стимулирование и мотивация деятельности и общения», показавший во время анкетирования высокий уровень выбора.

2.3. СОЗДАНИЕ КАРТ АСПЕКТНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

После того, как были определены аспекты для анализа мероприятий, на основе имеющихся образцов карт аспектного анализа были предложены варианты для занятий художественной направленности (Таблица 4) и физкультурно-спортивной (Таблица 5). Идеи вопросов для карт анализа частично были взяты из периодической литературы (14). Точкой отправления в случае аспекта «стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях» была идея о том, что повышение уровня мотивации зависит от двух основных сфер – содержания занятия (обучающимся должно быть интересно) и психологической сферы.

Таблица 4

Карта

аспектного анализа занятия художественной направленности

(аспект – стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях)

Этап

Вопросы для анализа занятия

Возможные приемы работы педагога

Содержание занятия

Достаточно ли предложенного материала, чтобы вызвать заинтересованность им детей?

Учитываются ли индивидуальные и возрастные познавательные возможности детей?

Могут ли обучающиеся высказать свое отношение к теме?

Как производится оценка учебных достижений обучающихся?

Как производится поддержка ребенка в ситуации преодоления учебных трудностей?

Ориентировано ли занятие на связь с жизнью?

Учет возрастной психологии ребёнка - использование индивидуальности каждого в подборе заданий

Стимулирование различных точек зрения

Индивидуальный подход к результату каждого - Оценка является анализом выполненной работы - Использование стимулирующих методов оценивания

Психологическая часть

Часто ли изменяется эмоциональная окраска голоса?

Часто ли педагог говорит на повышенном тоне?

Как часто используются педагогом приемы невербального общения?

Какие приемы невербального общения используются?

Создаются ли ситуации успеха?

Как проходит общение педагога с обучающимися до и после занятия?

Применение приемов невербального общения (открытых жестов, мимики)

Побуждение детей к выражению положительных эмоций

Использование различных форм поощрений

Создание перспективы успешной деятельности

Минутки отдыха или расслабления на занятии

Таблица 5

Карта

аспектного анализа занятия

физкультурно-спортивной направленности

(аспект: «Структурная организованность занятия»)

Этап

Вопросы для анализа занятия

Возможные приемы работы педагога

Мотивационно-целевой

Являются ли цель и задачи понятными и посильно трудными для обучающихся?

Четкая формулировка целей и задач

                                      Реализация плана

Соответствует ли содержание занятия плану?

Соответствуют ли используемые методы обучения соответствие выдвинутым задачам?

Присутствует ли образовательная составляющая занятия?

Является ли оптимальным для проводимого занятия сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения?

Наблюдается ли положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение)?

Используется ли индивидуальная и групповая работа?

Осуществляется ли подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии?

Корректировка содержания

Корректировка используемых методов

Использование индивидуального образовательного маршрута

Аналитико-оценочный

Соотносится ли конечный результат с целью?

Отслеживание соотнесения конечного результата с целью на стадии проектирования занятия и при проведении его


3. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/  

2.  Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/

3.   Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155088/

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/

Литература

6.  Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001. – 200 с.

7. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Владос, 2003, 191 с.

8. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. – М., 2007. – 201 с.

9. Ромадина Л.П. Справочник завуча: организационно-методические и психолого-педагогические материалы / Л.П. Ромадина, – М.: Педагогический поиск, 2003. - 208 с.

10. Рудик Г.А. Развивающая педагогика. – Ижевск: НМЦ ПО, 2018. – 290 с.

11. Русинова Г.И., Тетенькин Б.С. Методические рекомендации по анализу урока для организаторов народного образования. – Киров, 2009. – 305 с.

12. Тетенькин Б.С. Психологические аспекты анализа занятия. – Киров, 2017. – 260 с.

13. Шамова Т.И. Педагогический анализ урока в системе управления школой. – М., 1987. – 130 с.

Интернет-источники

14. Сакович И.С. Анализ занятия в системе дополнительного образования // Национальный образовательный портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-subektov-vospitatelnogo-prostranstva-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya

15.  Официальный сайт Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования  «Архангельский областной институт открытого образования» [Электронный ресурс] – URL: http://www.ippk.arkh-edu.ru/

16. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/

17. Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет» [Электронный ресурс] – URL: http://ped-kopilka.ru/




Приложение 1.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Дополнительная общеразвивающая программа – основной документ, определяющий содержание дополнительного образования детей и взрослых.

Направленность (профиль) дополнительной образовательной программы – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. (10)

Занятие (в системе дополнительного образования) – основной элемент образовательного процесса, через который реализуется содержание дополнительной общеразвивающей программы.

Анализ занятия (урока) – это мысленное разложение проведенного занятия (урока) на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат деятельности педагога путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучащихся.

Аспектный анализ занятия – вид анализа, при котором происходит оценка определенного аспекта или стороны занятия (к примеру, целей, структуры, формы проведения, содержательной стороны занятия, деятельность учащихся или деятельность учителя и т.д.) (9)

Структура занятия – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.


Приложение 2.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСПЕКТНОГО АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

В области изучения методики аспектного анализа занятий существуют различные подходы.  

Современные исследователи, среди которых Г.А. Рудик (5) и Л.П. Ромадина (4), отмечают, что методологическая основа систематического подхода к аналитической деятельности учебного процесса сводится к определенной последовательности:

определение занятия как составной части цельного учебного процесса;

выяснение всех факторов, которые определяют эффективность занятия, и их нацеленность на результат;

обязательное указание цели, задач, методов и предполагаемых результатов занятия;

непосредственное проведение самого анализа (может быть комплексный анализ, может быть аспектный);

указание на положительные и отрицательные стороны проведенного занятия;

составление рекомендаций и выводов по данному занятию.

Т.И. Шамова в своей работе «Педагогический анализ урока в системе управления школой» (8) предлагает следующую классификацию видов анализа занятий:

а) структурный анализ;

б) комплексный анализ;

в) аспектный анализ.

Под аспектным анализом занятия Т.И. Шамова понимает такой вид анализа, при котором происходит оценка определенного аспекта или стороны занятия (к примеру, целей, структуры, формы проведения, содержательной стороны занятия, деятельность учащихся или деятельность учителя и т.д.).

Существует еще одна классификация видов анализа учебных занятий в системе дополнительного образования:

а) краткий или оценочный анализ;

б) поэтапный или структурный анализ;

в) системный анализ;

г) полный анализ;

д) структурно-временный анализ;

е) смешанный анализ;

ж) психологический анализ;

з) дидактический анализ;

и) комплексный анализ;

к) аспектный анализ.

Ю.А.Конаржевский, являющийся основоположником современной концепции педагогического анализа как функции внутришкольного управления, предлагает следующие виды аспектного анализа:

1. Анализ воспитательных аспектов урока.

2. Общедидактический анализ урока.

3. Анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков.

4. Анализ урока с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся. (3)

Кроме этого, в плане изучения основных подходов проведения аспектного анализа существует ряд примеров аспектов занятия, которые чаще всего подвергаются анализу в настоящее время:

  • освещение педагогом триединой задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная);
  • применение методов развивающего характера;
  • анализ способов активизации познавательной деятельности участников занятия;
  • аспекты развития познавательных интересов учащихся;
  • способы формирования общеучебных знаний, умений и навыков учащихся;
  • оценивание характера знаний, умений и навыков детей;
  • необходимость организации проблемного обучения на занятии.

Таким образом, изучение аспектного анализа занятий является в настоящее время активно развивающимся направлением в педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"

    Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины »  направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...

Исследовательская деятельность на занятии творческого объединения « Художественная соломка»

Исследовательская работа посвящена изучению способов окрашивания соломки злаковых культур. Интерес к этой проблеме возник от необходимости получить соломку различных цветов для придания большей вырази...

Методика проведения аспектного анализа занятий

    Раздел "Методика проведения аспектного анализа занятий" включает в себя рассмотрение разных видов анализов занятий, в том числе и критерии аспектного анализа. Приведены ...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...

ПРОГРАММА творческого объединения художественно-эстетической направленности «Бисероплетение»

Данная программа по своему функциональному назначению   является прикладной, то есть создает условия для овладения воспитанниками определенной совокупностью умений и способов действия,...

Формирование универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности

Выступление на педагогическом совете «Формирование универсальных учебных действий в раках реализации дополнительных образовательных программ»...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях в творческих объединениях художественной направленности»

Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологиина занятиях в творческих объединениях художественной направленности»...