Научно-исследовательские работы
учебно-методический материал

Халилова Камилла Александровна

Предварительный просмотр:

К. Халилова,

Челябинский педагогический колледж №1,

классный руководитель: Муталиева Л.С.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, она играет значительную роль в развитии личности человека, делая возможным его обучение, формирование навыков и усвоение нового опыта. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Одной из характеристик личности ребенка является темперамент, знания о нем помогают педагогу общаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, адекватно оценивать себя и других людей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность – это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознательной целью.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить, как постоянный процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению.

Стимулом к активной познавательной деятельности является мотивация. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой. Наиболее значимыми и действенными мотивами являются образовательные и познавательные мотивы, основанные на познавательном интересе и потребности в познании. Познавательный интерес – это избирательная направленность человека на предметы и предметы окружающей действительности. Для этой ориентации характерно постоянное влечение к знаниям, к наиболее полным и глубоким знаниям. Регулярно усиливающийся и развивающийся познавательный интерес становится основой положительного отношения к учебе.  

Познавательная деятельность приобретает ведущее значение в младшем школьном возрасте. Под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

В процессе практической деятельности формируются основные виды восприятия, а именно: восприятие глубины, направления и скорости движения, восприятие времени и пространства. Это процесс,  который является настоящей перцептивной деятельностью, представляющей собой процесс восприятия и включающей в себя целенаправленные действия и операции, ориентированной на решение задачи построения образа.

Это относится и к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Мышление и речь человека также представляют собой разновидности деятельности. Практическое мышление идентично практической деятельности. Воображение тоже связано с деятельностью. Человек не в состоянии вообразить или представить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Достаточно очевидным представляется факт, что разновидностями внутренней деятельности также являются воображение и память человека.

Каждый индивид имеет свою динамику протекания этих психических процессов. Этим характеризуется такое психическое свойство личности как темперамент.

Уже в начале ХХ века теория получила виток развития в работах И. П. Павлова. По его теории, темперамент – это психическое проявление типа высшей нервной системы. Он доказал существование 4 типов темперамента: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

Свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки. Поэтому возникает первоочередная необходимость учета свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.

Сангвиник в процессе обучения с увлечением берется за новое дело, всегда охотно старается отвечать на вопросы учителя, показывая этим свою активность. Любит работать в коллективе. Однообразная работа делает его несчастным. На интересных для него занятиях проявляет большую активность и работоспособность. Но если урок ему не интересен, он сразу же начинает мешать учителю-разговаривает с соседями, зевает. Мышление сангвиника живое, но поверхностное, внимание неустойчиво,

Флегматика отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу, без какой-либо живости, не проявляя ярких эмоций. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Это прилежный ученик, он любит изучать тему со всех сторон и точек зрения. Для флегматиков характерно медленное, спокойное течение мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа медленная, интонационно невыразительная. Внимание у флегматиков характеризуется стабильностью и слабой переключаемостью.

Холерики – это работоспособные и выносливые ученики. Несдержаны и непоседливв. Но в выполнении поручений проявляют уверенность, упорство.  У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет учеников, что для восстановления работоспособности они должны потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Меланхолик на занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Болезненно чувствителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Меланхоличные ученики – ученики со слабым типом нервной системы, быстро устают. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы на отдых. Меланхолики обычно резки и говорят вполголоса. Внимание такой ребенок может сконцентрировать только при отсутствии внешних раздражителей.

Исследования данной темы подчеркивают важность работы над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности, так как темперамент влияет на познавательную сферу школьников

Библиографический список

  1. Архипенко Я. Н.  Темперамент и особенности его проявления у младших школьников // [сайт] 2022.  – URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/temperament_i_osobennosti_ego_proyavleniya_u_mladshih_shkolnikov/ (дата обращения: 15.02.22).
  2. Белоусова, А. К. Возрастная психология. / А. К. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 500 с.
  3. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков.– Москва: Просвещение, 1968. – 176 с.
  4. Коломенских, Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских. Минск: Университетское, 1988. – 512 с.
  5. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. И. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. И. Колюцкий. – учеб пособие. – Москва: Сфера, 2001. – 464 с.
  6. Обухова, А. С. Психология детей младшего школьного возраста /  А. С. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 424 с.
  7. Особенности проявления темперамента младших школьников в процессе обучения // Библиофонд: [сайт]. 2022. – URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=73222 (дата обращения: 05.03.22).
  8. Эльконин, Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. – Москва: Просвещение,2016. – 442 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

1.1 Активизация познавательной деятельности школьников как педагогическая проблема

5

1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста

6

1.3 Характеристика индивидуально-психологических особенностей школьников

9

1.4 Возможности активизации познавательной деятельности школьников через учет индивидуально-психологических особенностей

17

Выводы по 1 главе

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний, обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.

Проблема развития познавательной деятельности достаточно разработана такими учеными, как Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Л. Выготский, Н.Ф. Талызина, Г. Щукина и др. Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно – техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Исследование познавательных процессов младшего школьника является важным аспектом в понимании личности учащегося, его успешности, учебных трудностей.

Работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и своеобразия психологии подросткового коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива.

Одной из характеристик личности ребенка является темперамент – совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом. Важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, на отношение к учебе в целом. Изучением темперамента занимались Гиппократ, И. П. Павлов, Б. М. Теплов и другие учёные.

Если дети отличаются типами темперамента, а значит и темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т.д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же – наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темперамента школьников в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявления в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребёнку в полной мере освоить материал.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Активизация познавательной деятельности школьников через учет индивидуально-психологических особенностей».

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить влияние индивидуально-психологических особенностей на активизацию познавательной деятельности школьников.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучить возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.
  3. Охарактеризовать индивидуально-психологические особенности человека.
  4. Рассмотреть возможности активизации познавательной деятельности школьников через учет индивидуально-психологических особенностей.
  5. Сделать выводы и наметить перспективы исследования.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

  1. Активизация познавательной деятельности школьников как педагогическая проблема

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса. К тому же она играет значительную роль в развитии личности человека, делая возможным его обучение, формирование навыков и усвоение нового опыта. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Прежде всего необходимо выяснить, что входит в понятие активизации познавательной деятельности обучающихся.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Во-вторых, что представляет собой познавательная деятельность? [13].

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

В-третьих, отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.

Активность – это внутренняя (умственная) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Человеческая деятельность очень разнообразна, но более подробно мы рассмотрим познавательную деятельность младших школьников. Деятельность – это активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Р.С. Немов размышлял: «деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [13, с. 52].

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, трансформирует свои способности, сохраняет и улучшает природу, строит общество, создает то, чего не было бы в природе без его деятельности. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своих естественных ограничений. В результате продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, инструменты воздействия на себя и природу. Используя эти инструменты, он построил современное общество, города, материальную и духовную культуру и, конечно, изменил себя [12].

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Активизировать – усиливать (усилить активность), сделать более деятельной, активной. Активизировать – переводить учащихся с воспроизводящего уровня учебно-познавательной деятельности на творческий уровень. Активизацию можно определить, как постоянный процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

Стимулом к активной познавательной деятельности является мотивация. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика человека, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, в различных видах деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо вообще не осуществляется, либо оказывается крайне неустойчивой. А. Н. Леонтьев писал: «Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность – это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» [9, с. 47].

Г.И. Щукина исследует группу мотивов, которые в той или иной степени могут быть присущи младшему школьнику, при этом замечает, что познавательная деятельность детей продиктована сразу многими мотивами. Автор выделяет такие мотивы познания, как социальные, познавательные, нравственные, мотивы общения, мотивы самообразования.

Наиболее значимыми и действенными мотивами являются образовательные и познавательные мотивы, основанные на познавательном интересе и потребности в познании. Познавательный интерес, в свою очередь, лежит в основе познавательной активности, самостоятельности школьников в процессе обучения.

Ш.А. Амонашвили разработал проблему познавательной активности и познавательного интереса в обучении шестилетних детей. Интерес к учебе срастается со всей жизнью младшего школьника: небрежный поворот метода, однообразие техники могут поколебать интерес, который все еще остается довольно хрупким. Сегодня проблема усвоения новых знаний все больше изучается в контексте различной деятельности школьников, что дает возможность учителям и педагогам творчески формировать и совершенствовать творческие способности учащихся, обогащая личность, воспитывая активный настрой. К жизни. В основе познавательной деятельности лежит познавательный интерес [3].

Познавательный интерес – это избирательная направленность человека на предметы и предметы окружающей действительности. Для этой ориентации характерно постоянное влечение к знаниям, к наиболее полным и глубоким знаниям. Регулярно усиливающийся и развивающийся познавательный интерес становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес также благоприятно влияет на течение мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. По мнению исследователей, под влиянием познавательного интереса учебная деятельность даже у отстающих детей оказывается наиболее продуктивной. Познавательный интерес к рациональной педагогической организации деятельности младших школьников, целенаправленной и регулярной учебной деятельности должен стать устойчивой чертой личности учащегося и оказать мощное влияние на его развитие.

Познавательная деятельность – одна из ведущих форм деятельности, стимулирующая учебную деятельность, основанную на познавательном интересе [1].

 Переход ребенка в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Учебная деятельность приобретает ведущее значение в младшем школьном возрасте. Для ее эффективного построения необходим учет возрастных особенностей этого возраста.

  1. Возрастные особенности младшего школьного возраста

В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6-7 до 9-10 лет. Изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых, появление новой значимой фигуры в жизни ребенка – учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений со сверстниками и ряд других перемен позволяют говорить о том, что младший школьный возраст – это не просто период присутствия ребенка на определённой ступени образования, а психологически и социально особенный период жизни [8].

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным.

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно на половину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

В классической возрастной периодизации, сложившейся в русле культурно-исторического подхода и детально проработанной Д. Б. Элькониным, под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться [12].

В периодизации Л. С. Выготского школьный возраст (от 8 до 12 лет) наступает после кризиса 7 лет. Детская непосредственность в указанное время утрачивается. Это происходит в результате дифференциации внешней и внутренней жизни. Появляется логика чувств, обобщения, переживания ребенка приобретают смысл. Кроме того, возникает самооценка. Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л.С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.

Э. Эриксон определил период от 6 до 11 лет как  латентную стадию. Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности и он осваи­вает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов, поддерживают в нем чувство компетентности. На­смешки дома и в школе, неудачи в учебе и дружбе со сверстниками способствуют развитию у ребенка чувства неполноценности, которое будет трудно преодолеть на следующих стадиях развития.

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования [14].

Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь – выступают как важнейшие компоненты деятельности. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются, формируются, приобретают свои важнейшие качества.

В процессе практической деятельности формируются основные виды восприятия, а именно: восприятие глубины, направления и скорости движения, восприятие времени и пространства. Это процесс,  который является настоящей перцептивной деятельностью, представляющей собой процесс восприятия и включающей в себя целенаправленные действия и операции, ориентированной на решение задачи построения образа [9].

Это относится и к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Мышление и речь человека также представляют собой разновидности деятельности. Практическое мышление идентично практической деятельности. Воображение тоже связано с деятельностью. Человек не в состоянии вообразить или представить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Достаточно очевидным представляется факт, что разновидностями внутренней деятельности также являются воображение и память человека.

Каждый индивид имеет свою динамику протекания этих психических процессов. Этим характеризуется такое психическое свойство личности как темперамент.

1.3 Характеристика индивидуально-психологических особенностей школьников

С давних времен многие учёные замечали, что люди отличаются друг от друга своим поведением, по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных соотношениях с окружающим миром. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, то есть, основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека, с обменом веществ в организме. В психических разделениях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Проявление этих особенностей зависит от ситуации, привычек и так далее. Но начинают они проявляться уже в годы детства, и сразу же отличаются особым постоянством и обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности [13].

Понимание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности) важны и педагогу, так как эти знания способствуют формированию высокой психологической культуры отношений: умению общаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, адекватно оценивать себя и других людей.

Идеи и учение о темпераментах возникли еще в древности и в своих истоках

восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики:

  1. Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим».
  2. Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и  подвижным.
  3. Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере.
  4. Флегматик: преобладание лимфы, которая делает человека спокойным и медлительным

Гиппократ   связал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Он считал, что при правильном смешении этих жидкостей, человек будет здоров, а при неправильном – болен. Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. [12].

Уже в начале ХХ века теория получила новый виток развития в работах И. П. Павлова, который, наблюдая за рефлекторными реакциями собак, заметил существенные различия в поведении разных особей. В ходе дальнейших наблюдений и исследований, Павлов пришел к выводу, что данные различия обосновываются за счет особенностей протекания свойств нервных процессов. По теории Павлова, темперамент – это психическое проявление типа высшей нервной системы. Павлов выделял 3 свойства нервной системы:

  1. Возбуждение (сила или слабость). Показывает способность нервных клеток выдерживать сильное возбуждение, не переходя в противоположную стадию.
  2. Сила торможения (уравновешенность и неуравновешенность). Определяет способность к образованию тормозных процессов.
  3. Подвижность и инертность нервных процессов. Показывает скорость смены первых двух процессов в нервной системе.

Соотношение силы первых двух свойств определяет уравновешенность или неуравновешенность человека. Третье свойство определяет скорость изменения поведения человека, в зависимости от перемены жизненных условий. Наиболее важной характеристикой нервной системы является сила процесса возбуждения, отражающая ее работоспособность, проявляющаяся также в способности выдерживать высокую интенсивность процесса возбуждения, и соответственно, в способности не переходить в так называемое охранительное торможение [13].

И. П. Павлов доказал существование 4 типов темперамента, отличающихся по силе нервной деятельности в сопоставлении их с гиппократовской системой. Приведем краткое описание типов темперамента человека.

Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.

Холерик — горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.

Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях [11].

Меланхолик — чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения.

Критерии

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Эмоциональность

Слабая, кратковременная

Сильная, кратковременная

Слабая, длительная

Сильная, длительная

Коммуникабельность

Умеренная

Высокая

Невысокая

Низкая

Способность к адаптации

Отличная

Хорошая

Медленная

Трудная

Терпение

Умеренное

Невысокое

Высокое

Невысокое

Особенности речи

Быстрая, громкая

Громкая, четкая

Спокойная, невыразительная

Тихая, неуверенная

Мимика и жестикуляция

Бурная

Развиты хорошо

Минимальные

Сдержанны или не проявляются

Самооценка

Несколько завышена

Значительно завышена

Реальная

Заниженная

Экстраверсия/интроверсия

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

Отношение к критике

Спокойное

Агрессивное

Безразличное

Обидчивое

Встретить человека с «чистым» типом темперамента практически невозможно — каждый из нас представляет определенную смесь сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Как правило, один из типов преобладает, а другие, соответственно, выражены менее ярко, вплоть до минимальных значений.

И для того, чтобы обучение и воспитание ребёнка младшего школьного возраста проходило успешно, учителю необходимо учитывать эти особенности темперамента каждого ученика. Это поможет ему создать оптимальные условия для всего детского коллектива.

1.4 Возможности активизации познавательной деятельности школьников через учет индивидуально-психологических особенностей

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т.д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот.

Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки. Поэтому возникает первоочередная необходимость учета свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, в ходе оценки школьной успеваемости ребенка [16].

В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения.

Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника.

Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика.

В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий.

В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться посредством тренировок у учащихся-холериков формировать поведение, компенсирующее недостаточность тормозного процесса. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими учащимися, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно [15].

быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это усилит его возбуждение. Воспитанию темперамента способствует воспитание эмоций и чувств.

Холерики вспыльчивы, не сдержанны, обидчивы, могут сказать воспитателю дерзость, проявить непослушание. Надо помочь таким детям в обретении сдержанности, самообладания и без нужды не задевать их самолюбия. Школьник с холерическим темпераментом способен продуктивно трудиться более длительное время, но зато для восстановления его трудоспособности необходим более длительный отдых. Холерику нужны редкие длительные перерывы в работе. Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой проступок его должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.

Ученик меланхолического темперамента при напряженной работе быстро утомляется, потому что нервные клетки его мозга расходуют и без того малый запас реактивного вещества и переходят в тормозное состояние. Для меланхоликов – обладателей слабой нервной системы – полезны частые перерывы в работе для восстановления реактивного вещества нервных клеток и поддержания их работоспособности [17].

Меланхолики впечатлительны и легкоранимы, застенчивы, склонны к замкнутости, неуверенности и страху. Резкий тон травмирует ребенка, усиливает процесс торможения, который и без того преобладает у меланхолика. В ответ на повышенный тон в обращении с ним меланхолик умолкает, теряется, иногда плачет. Надо помочь таким детям преодолевать робость, неуверенность и другие астенические чувства и эмоции; чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе. При доброжелательном отношении учителя и класса, под влиянием систематической тренировки в преодолении недостатков темперамента дети-меланхолики приобретают жизненно ценные нравственные и волевые черты характера. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. На учащихся меланхолического типа темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

     Внимание учителя должны привлекать учащиеся-флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – большую подвижность, активность, важно не допускать у него потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать быстро с одной задачи на другую. Флегматики обладают пониженной эмоциональной возбудимостью, медлительностью, на уроках спокойны, дисциплину нарушают редко. Вывести их из эмоционального равновесия могут только очень сильные воздействия. Если флегматика тренировать в быстром темпе выполнения работы, он радуется своим успехам, теснее сближается с классным коллективом. При ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение.

  У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения; необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Сангвиники в эмоциональном отношении менее уязвимы, чем меланхолики. Выражение «с него как с гуся вода» более всего применимо к сангвинику. Строгое замечание, повышенный тон учителя часто оказывают на него дисциплинирующее влияние. Строгость, требовательность и постоянный контроль учителя за работой и поведением детей-сангвиников дают нужный эффект в их воспитании [6].

Учет типов темперамента поможет спланировать педагогу групповую форму работы. Это необходимо учитывать, как в учебной, так и во вне учебной деятельности.

Повышение эффективности обучения в школе является одним из центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится учителю. Большое значение придается умению учителя вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам.

Выводы по 1 главе

Первая глава нашего исследования была посвящена активизации познавательной деятельности школьников через учет индивидуально-психологических особенностей.

В первом параграфе мы обратились к такой педагогической проблеме как активизация познавательной деятельности школьников. Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности. Мы рассмотрели различные точки зрения исследователей на понятие «активизация познавательной деятельности», условия обучения, активизации и активности. Стимулом к активной познавательной деятельности является мотивация, а в основе познавательной деятельности лежит познавательный интерес.

Во втором параграфе мы рассмотрели возрастные особенности младшего школьного возраста. Именно в этот период происходят важные изменения в физическом, психофизиологическом, а также психическом развитии ребенка, обеспечивающем возможность систематического обучения в школе. Мы познакомились с возрастными периодизациями Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Э. Эриксона. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования. Ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь – выступают как важнейшие компоненты деятельности. Психические процессы не просто участвуют в познавательной деятельности, они в ней развиваются, формируются, приобретают свои важнейшие качества [1].

В третьем параграфе мы познакомились с характеристикой индивидуально-психологических особенностей школьников. Каждый индивид имеет свою динамику протекания этих психических процессов. Этим характеризуется такое психическое свойство личности как темперамент. И. П. Павлов доказал существование 4 типов темперамента, отличающихся по силе нервной деятельности. Эти знания помогают педагогу общаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, адекватно оценивать себя и других людей.

В четвертом параграфе нами были рассмотрены возможности активизации познавательной деятельности школьников через учет индивидуально-психологических особенностей. Свойства темперамента проявляются в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки. Так, например, сильные типы темперамента (холерический, сангвинический, флегматический) хорошо выдерживают значительные и относительно длительные нагрузки, но их способности должны быть реализованы там, где нужна будет работа в группе, где нужно будет или лидерствовать, или заниматься презентацией достигнутого результата.  А вот меланхолики легко утомляемы, им не всегда комфортно в команде, где они, как правило, находятся на «вторых ролях».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Познавательная деятельность, несомненно, является одной из ведущих форм деятельности школьников, и поэтому активизация познавательной деятельности-составная часть совершенствования способов обучения. Исследования доказывают, что учет индивидуальных особенностей школьников в образовательном процессе достаточно эффективен, потому что темперамент оказывает огромное влияние на поведение, общение и деятельность. В человеке можно сформировать и развить многое, но изменить индивидуально-психические свойства, в частности, темперамент, невозможно.

             Теоретические исследования данной темы подчеркивают важность работы над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.

             Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности, так как темперамент влияет на познавательную сферу школьников, и высокой оценки заслуживает учитель, способный принимать во внимание индивидуальные особенности темперамента. Несомненно, что и в рамках музыкального образования необходимо обращать внимание на закономерности связи темперамента и познавательных процессов.

Цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены. В курсовой работе мы планируем разработать методические рекомендации для учителей по учету особенностей проявления темперамента на уроках музыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию. / Г. С. Абрамова. – М., 1995. – 237 с.
  2. Архипенко Я. Н.  Темперамент и особенности его проявления у младших школьников // [сайт] 2022.  – URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/temperament_i_osobennosti_ego_proyavleniya_u_mladshih_shkolnikov/ (дата обращения: 15.02.22).
  3. Белокурова А. К. Возрастная психология. / А. К. Белокурова. М. : Феникс, 2012.
  4. Белошистая, А. В., Левитас В. В. Развитие логического мышления младших школьников. М. : Изд-во МПСУ, 2012. – 104 с.
  5. Выготский,  Л. С. Лекции по психологии /Л. С. Выготский. – СПб.,  1997. – 144 с.
  6. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков.– М., 1968. – 176 с.
  7. Коломенских, Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских. – Минск, Университетское, 1988. – 512 с.
  8. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. И. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. И. Колюцкий. - учеб пособие. М. : Сфера, 2001. – 464 с.
  9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 115.
  10. Обухова, А. С. Психология детей младшего школьного возраста /  А. С. Обухова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. – 424 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
  12. Фридман, Л. М. Психопедагогика общего образования / Л. М. Фридман. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 286 с.
  13. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 512 с.
  14. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 639.
  15. Эльконин, Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М. : Просвещение,2016. – 442 с.
  16. О четырех типах темперамента // [сайт]. 2020. – URL:  https://zen.yandex.ru/media/id/5937b4607ddde8524b45d24d/o-chetyreh-tipah-temperamenta-5b91930436233e00ad8761ab (дата обращения: 26.03.22).
  17. Голова Е. Н. Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения // [сайт]. 2020. – URL:   https://infourok.ru/aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-novogo-pokoleniya-4690118.html (дата обращения: 26.03.22).
  18. Особенности проявления темперамента младших школьников в процессе обучения // [сайт]. 2022. – URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=73222  (дата обращения: 05.03.22).
  19. Познавательная сфера деятельности детей младшего школьного возраста // [сайт]. 2020. – URL: https://infopedia.su/6x9cbe.html (дата обращения: 12.04.22).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...