ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, КАК УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал (10 класс)

Трибунская Елена Жановна

В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, КАК УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Выступление Трибунской Е.Ж.

«Нет на свете ни одного утёса или башни такой высоты, на которую кто-нибудь не мог бы взобраться, если только у него есть ноги. Следует лишь устроить надлежащим образом лестницу или образовать удобные, высеченные в скале в надлежащем направлении и расстоянии ступени» -

так образно выразил суть индивидуального подхода

Ян Амос Коменский. 

Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетия будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. В связи с этим от школы требуется формирование у учащихся таких черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство нового, чувство выбора.

В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

• с психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника.

• с социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;

 • с дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе. В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения, построения "индивидуального образовательного маршрута".

Индивидуальный подход обеспечивает:

• устранение трудностей в учении отдельных школьников.

• возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Изучение ребенка процесс непрерывный, развивающийся. Он предполагает выявление :

• особенности умственного развития;

• внимания, памяти, мыслительных процессов;

 • усвоение учебного материала – самостоятельность, темп работы;

• речь, начитанность, общий кругозор.

 • знаний ученика и его отношения к учению;

• качество знаний по предметам;

• уровень общеучебных умений

  1. Между индивидуализацией и дифференциацией не проводится четких различий, они используются в качестве синонимов.
  2. Индивидуализация рассматривается как стратегия достижения целей обучения.

Индивидуализация рассматривается с самых общих положений, подразделяясь по иерархии субъекта приложения на дифференциацию (внешнюю), на внутригрупповую (внутриклассную) и, собственно, на индивидуальную работу с каждым отдельным учеником.

Индивидуализация и дифференциация при формировании познавательных универсальных учебных действий основана на самой внутренней дифференциации УУД. Так познавательные УУД имеют следующую общую структуру:

  • работа с информацией
  • осознанное разграничение различных видов информации (модель, эксперимент, наблюдение, справочная информация и т.п.)
  • методы представления информации (таблица, текст, диаграмма и т.д.)
  • методы поиска информации (справочная литература, наблюдение, прямой эксперимент, интернет-технологии и т.д.)
  • методы анализа информации (аналогия, эвристический подход, прогностический подход и т.д.)
  • работа с учебными моделями
  • понятие идеи модели как идеализации объективного мира
  • исследование явлений и процессов с помощью моделей
  • конструирование собственных моделей
  • работа со знаково-символическими средствами
  • понятие символов как обозначение абстрактных объектов и операций над ними
  • ориентирование в знаково-символьной системе предмета
  • знаково-символьное представление выводов и решений
  • выполнение логических операций
  • сравнение и вычленение признаков объектов (выделение групп сходных объектов среди множества, объединение объектов по комплексу признаков, вариативность признаков)
  • разграничение существенного и побочного в каком-либо необходимом контексте
  • подведение явления под понятие
  • установление причинно-следственных связей (явных или неявных)
  • понятие о возможной неоднозначности задачи
  • исследовательская деятельность
  • формирование проблематики (постановка задачи, формулирование целей и вопросов)
  • обоснование того или иного решения поставленной задачи
  • преобразование моделей под конкретную проблемную ситуацию
  • построение модели и плана эксперимента
  • творческая вариативная деятельность (усложнение или упрощение целей или метода эксперимента)

Типы дифференцированных заданий:

            1. Учащиеся с преобладанием зрительной и слуховой памяти (психофизическим особенностям носит адаптационно-развивающий характер) получают следующее задание: «В предложенном тексте найдите и исправьте ошибки».


«Среди животного мира Земли есть необычная группа, занимающая особое место. Это приматы, к которым относят обезьян и человека (ошибка 1. а также полуобезьян).

Приматы произошли от древних хищных млекопитающих (ошибка 2. от насекомоядных млекопитающих), так как имеют стройное гибкое тело, могут питаться другими животными и имеют клыки.

Высшие приматы подразделяются на три семейства: Широконосые, Узконосые и Человекоподобные (ошибка 3. это надсемейства).

Все широконосые обезьяны имеют широкую носовую кость, седалищные мозоли и защечные мешки (ошибка 4. это признаки узконосых обезьян).

К узконосым обезьянам относят ревунов, мартышек и павианов (ошибка 5. ревуны – это широконосые обезьяны). Они все имеют длинные хватательные хвосты (ошибка 6. это признак широконосых обезьян). 

Человекоподобные обезьяны и человек, возможно, имели одного общего предка, так как отличаются анатомически только по величине мозга и тазовым костям».

  1. дифференциация по обученности учеников предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке и коррекции изученного материала. Одним из вариантов коррекции является тренировочный тест.
  2. дифференциация по специальным способностям (по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям). На уровне класса это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, написать стихотворение, сказку или рассказ и т.д.


           4. дифференциация по познавательным способностям – это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации можно отнести и уровневую дифференциацию. Чаще всего эта форма дифференциации используется мною на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся. Ученику дается право самому определить «зону своего ближайшего развития» на уроке, то есть он выбирает те задания, которые, на его взгляд, соответствуют его возможностям и потребностям.

ВЫВОД:

Усвоение понятий

Причинно-следственные связи

Формирование умений и навыков

Мировоззренческие идеи

 

1

ученик знает основные определения, понятия, может оперировать ими в знакомой ситуации

ученик может выявить причинно-следственные связи с помощью учителя

ученик знает состав и последовательность действий, использует умения по образцу

первоначальное фиксирование прямых и обратных связей между объектами и явлениями

 

 

 

2

ученик знает определения, понятия, их содержание существенных признаков, связей и отношений между признаками, умеет использовать понятия в новой ситуации

ученик умеет самостоятельно выявить причинно-следственные связи в репродуктивной ситуации

ученик умеет использовать умения и навыки в конструктивной ситуации

активная мыслительная деятельность, анализ, абстрагирование, обобщение, систематизация объектов и явлений.

 

3

ученик умеет самостоятельно применять понятия в новой ситуации

творческое применение знаний, перенос приемов по установлению п.с. связей в новую учебную ситуацию

ученик практически использует умения и навыки в любой учебной ситуации

Самостоятельное обобщение мировоззренческих идей и свободное применение знаний к новым объектам и явлениям

Уровень учебных достижений                         Уровень усвоения учебного

                                                                                                 материала

I Низкий 1-2 балла                                                    Знания –знакомства
   (рецептивный)                                                                     (узнавание)
Вопросы так или нет. Назвать… Показать.. Подчеркнуть… Найти… Выписать ..Отметить.. Относиться ли….? Являются ли…? Соответствуют ли..?

II Удовлетворительный 3-4балла                            Знания-копии
    (рецептивно-продуктивный)              (неосознанное воспроизведение  на уровне памяти)
Выписать названия…Завершить предложение…. Дать определение….Вставить пропущенные слова.. …Перечислить…..Указать…. Привести примеры…….Найти соответствие…. Как называют ?…..Наука изучает…..Объект состоит из…..


III Средний 5-6 баллов                                                Знания-умения
(рецептивно-продуктивный)                       (воспроизведение на уровне  понимания)
Почему….? Зачем…? Как….? По какой причине…? Что такое…? Выделить… Охарактеризовать…. Описать…. Сформулировать…. Проанализировать.   ,Доказать…. Составить схему…. Перечислить отличия….. Выбрать правильный вариант ответов (их несколько) Почему нельзя….? Какую функцию не выполняет …?

IV Достаточный  7-8 баллов                                       Знания-навыки
     (продуктивный)                                (применение знаний  в знаковой ситуации)
Можно ли…… и почему? Сформулировать и объяснить… Сравнить… Объяснить… Привести примеры, которые доказывают, иллюстрируют… объяснить…. Доказать….. Сделать сравнительную характеристику….Почему считают….? Какая главная причина....? Какая главная особенность…?

Высокий 9-10 баллов                                       Знания-трансформации
  (продуктивный, творческий)           (применение знаний в незнакомой  ситуации)
Предложить… Исследовать…. Придумать….. Как представляете…? Представить что…. Привести доказательства….. Как решить проблему? Предложить способ… Что произойдет если…: Смоделировать процесс… Сконструировать прибор…. Спроектировать опыт… Описать возможные результаты… Один ученик считает… Другой ученик считает… Рассудить… Привести собственные примеры…. Дать оценку….

ПРИМЕРЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ:

Задания I уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.

  1. Какие из углеводородов, формулы которых приведены ниже, являются предельными: C7H14, C2H2, C8H18, C6H6, C10H22?
  2. Составьте молекулярную формулу углеводорода гомологического ряда этена, содержащего а) 15 атомов углерода; б) 20 атомов углерода.
  3. Ниже нарисованы формулы изомеров пентана:

http://festival.1september.ru/articles/312828/img3.jpg

Какие из них отличаются между собой только на бумаге? Сколько изомеров имеет пентан?

Правильность выполнения задания учащиеся проверяют по записи на доске.

Такие задания включают базовый стандарт, и поэтому при выполнении данных заданий у учащиеся получают оценку “3” или “зачет”. Но так как большинство учащихся такая оценка не устраивает, они стремятся повысить свои результаты и с этой целью переходят ко второму уровню.

Задания второго уровня, как правило, носят причинно-следственный характер, т.е. перед учащимися стоит вопрос “почему?”.

**

  1. Составьте формулу гомолога для вещества:

http://festival.1september.ru/articles/312828/img4.jpg

  1. Укажите, какие из веществ являются изомерами:

http://festival.1september.ru/articles/312828/img5.jpg

  1. Составьте структурные формулы изомеров, соответствующих формуле C6H12.

Учащиеся выполняют задания у доски по очереди.

Для выполнения таких заданий учащиеся опираются на знания, которые получили на уроке, а также пользуются дополнительными источниками. При выполнении заданий II уровня учащиеся получают оценку “4”.

Задания третьего уровня носят исследовательский характер:

  1. Сколько веществ изображено следующими формулами:

  1. Напишите структурные формулы галогенопроизводных предельного углеводорода, имеющего состав С4Н5Сl.
  2. Решите задачу: какой объем воздуха расходуется при полном сгорании 1л. метана?

Задания 1 уровня:

 У какого из металлов II группы главной подгруппы кальция или бария, ярче выражены металлические свойства? Запишите уравнения реакций взаимодействия бария с хлором и с водой.

Задания 2 уровня:

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3

Превращение 1 рассмотрите в свете ОВР.

Задания 3 уровня:

Запишите уравнения химических реакций, соответствующих схемам:

А) Mg0 → Mg+2

Б) Са → ? → СаСО3 → СО2

1. В две пробирки поместите алюминиевую проволоку, добавьте в одну 1 мл соляной кислоты (1:2), в другую – 1 мл соляной кислоты (1:5). Наблюдения запишите в отчете, объясните, почему скорости взаимодействия металла с кислотой  в этих случаях неодинаковые. В выводах отметьте, от чего зависит скорость химической реакции, какой закон устанавливает эту зависимость. Составьте уравнение реакции, проставьте степени окисления элементов, укажите окислитель и восстановитель.

2. В пробирку внесите небольшое количество оксида меди (II) и добавьте 1 мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать о скорости химической реакции? Закрепите эту пробирку в пробиркодержателе и нагрейте в пламени спиртовки. По каким изменениям можно судить о протекании химической реакции? Что можно сказать о скорости реакции? От какого фактора данный опыт устанавливает зависимость скорости реакции? Какой ученый сформулировал правило, устанавливающее эту зависимость? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

3. В одну пробирку положите кусочек мела, в другую – порошок мела. Аккуратно прилейте в две пробирки раствор соляной кислоты. По каким признакам можно судить о протекании химической реакции? Отметьте наблюдения в отчете. В выводах объясните почему скорость взаимодействия соляной кислоты с кусочком и порошком мела различная? От чего зависит скорость реакции? Для каких реакций этот фактор имеет значение? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Дополнительное задание:

решите задачи

1. При повышении температуры в  реакторе на 20˚ скорость химической реакции возросла в 6,5 раза. Во сколько раз замедлится реакция, если снизить температуру на 30˚?

 2. Как изменится скорость реакции синтеза аммиака из азота и водорода, если увеличить давление в 4 раза?

Задания по теме: Строение атома

1. Дать характеристику химического элемента под порядковым номером 3.

2. Расположить символы хим. элементов в порядке уменьшения металлических свойств атомов: C, O,Li, F,B, N,Be, Ne.

Используя алгоритм, обучающиеся дают ответ, правильность которого проверяем по слайдам презентации.

Затем обучающиеся выполняют задания по «образцу», в совместной деятельности с учителем и самостоятельно.

Задания:

1. Дать характеристику химического элемента с порядковым номером 5,11,15 и т. д.

2. Расположить символы химических элементов в порядке усиления металлических свойств атомов: Rb, Li, K, Fr, Na, Cs. Назвать самый активный металл.

3. Укажите, какой из химических элементов является более активным металлом и почему? А) магний, кальций, барий;

Б) натрий, магний, алюминий;

II этап – частично – поисковый способ деятельности, решение нестандартных задач с применением мыслительных действий.

Должны знать: понятие электронный подуровень, электронная формула, электронно - графическая формула атома элемента, валентные электроны.

Должны уметь:

1. Изображать электронную конфигурацию атома, составлять электронную формулу атома, изображать электронно-графическую формулу атома элемента.

2. Определять по электронной схеме, формуле положение металла в ПСХЭ.

3. Называть валентные электроны.

Для выполнения задания необходимо обратиться к алгоритму, увидеть нестандартность задания, найти элементы стандартного задания, выйти на связь между ними, осуществить преобразования, выполнить задание.

Задания:

1. Дана электронная формула атома:1s22s22p63s2 . Назвать элемент, предположить его свойства.

2. Дана валентная электронная конфигурация атома:…3s2 .Назвать элемент, дать характеристику его положения в ПСХЭ.

3. Дана электронная формула атома:1s22s22p63s23p4. Назвать валентные электроны, определить местоположение элемента в ПСХЭ, предположить его свойства.

4. Охарактеризуйте хим. элементы, в атомах которых электроны распределены по энергетическим уровням следующим образом:

А)2,8.3; Б)2,5.

Составьте электронно-графическую формулу для металла.

Новый способ деятельности и новые нестандартные задания отрабатываются по той же схеме нарастания самостоятельности: по «образцу», в «сотворчестве, выполнение самостоятельной работы на уровне самостоятельного творчества. При выполнении самостоятельной работы обучающимся предлагаются работы на двух уровнях сложности: выполнение стандартных заданий и нестандартных заданий, ученик выбирает задание сам. Учитель осуществляет контроль и оценку выполнения заданий, освоения способов познавательной деятельности и владеет информацией о продвижении каждого обучающегося.

III этап – эвристический способ деятельности при выполнении усложнённых заданий.

Должны знать: особенности строения и свойства атома, иона.

Должны уметь: изображать схему строения, электронную конфигурацию атома, иона.

Задание 1. Мы знаем, что натрий химически активен, бурно взаимодействует с водой, и в то же время тот же натрий входит в состав поваренной соли (NaCl) и мы используем его в тарелке с супом. Как вы объясните этот факт?

Учащиеся используют логическую цепочку рассуждений: определить задание повышенной сложности, увидеть элементы усвоенных знаний, найти связь между ними, осмыслить критерии, выбрать вариант действия. Критерии находят вместе с учителем, на основе ранее получ

Задание 2. Калийная соль (KCl) является калийным удобрением, его раствор используют для подкормки растений. Почему при растворении в воде удобрения бурных реакций не происходит? Калий как активный металл должен бурно реагировать с водой.

Задание 3. Ион какого щелочного металла имеет такое же электронное строение как атом аргона.

Задание 4. Составьте схему электронного строения иона алюминия. Атом какого благородного газа имеет такое же строение электронной оболочки?

IV этап – исследовательский способ познавательной деятельности при выполнении внепрограммных заданий.

Предлагается логическая цепочка рассуждений: определить внепрограммное задание, выделить проблему, определить связь проблемы с ранее изученным, выбрать критерии, выбрать вариант действия.

Задание 1.Элементы хлор и марганец находятся в одной группе периодической системы. Установите и объясните их сходство и различие.

Выделение проблемы: хлор и марганец находятся в седьмой группе, число валентных электронов равно семи, но химический элемент хлор – неметалл, а химический элемент марганец - металл.

Выдвижение гипотезы: если число валентных электронов одинаковое, можно предположить их неодинаковое расположение по электронным орбиталям в атоме.

Определение критериев: положение в периодической системе (стандартные задания), строение атома (нестандартные задания), валентные электроны (усложнённые задания).

Выход на решение проблемы.

Задание 2. Элементы сера и хром находятся в одной группе периодической системы. Установите и объясните их сходство и различие.

На итоговой самостоятельной работе обучающиеся выбирают самостоятельно задания, определяя способ познавательной деятельности и сложность задания:

1.Иод не является металлом, но почему он обладает характерным металлическим блеском?

2. Укажите, какой из химических элементов образует более активный металл и почему?

Магний, кальций и барий.

3.Чем объясняются общие физические свойства металлов, образованные химическими элементами разных групп и периодов периодической системы химических элементов.

4. Покажите стрелкой направление уменьшения радиусов металлов: а) в группах, б) в периодах периодической системы химических элементов. Как это сказывается на свойствах металлов - простых веществ?

Теория электролитической диссоциации

В зависимости от подготовленности класса предложенные задания можно использовать при блочном изложении нового материала или при проведении урока обобщения и систематизации знаний 9 класс (возможно 10-11 класс)

I репродуктивный

       Усвоить понятие катионы, анионы, электролиты неэлектролиты , сильные и слабые электролиты, диссоциация, уравнение диссоциации, реакции ионного обмена.

II конструктивный

       Сформировать умения составлять уравнения диссоциации, уравнение реакций ионного обмена, приводить примеры.

III творческий

       Совершенствовать навыки планирование ответа, составления опорного конспекта самоконтроля и взаимоконтроля, учащиеся сами выбирают уровень сложности. Учитель объясняет новый материал на высоком уровне, не допуская при этом перегрузки. Затем предлагает выполнить проверочный тест.

1. Какие частицы являются катионами:

а) Ca2+  ; б) OH-  ; в) SO42- ; г) Н+

2. Какие вещества в ионном уравнении реакции записываются в виде молекул:

H2 S + Pb (NO3 )2 = PbS+2 HNO3

а) H2 S ; б) Pb (NO3 )2 ; в) PbS; г) HNO3  ?

3. Растворы каких электролитов можно взять для получения Ca CO3:

а) Ca(OH)2 и CO2 ;                                  в) Ca SO3   и   Na2CO3;

б) CaCl2  и BaCO3;                                   г) Ca Cl2  и Na2 CO3;

Ребята, выполнившие  все задания правильно, получают карточку III творческого уровня и работают в группах самостоятельно

III уровень

1. Вам предложены кристаллические вещества: оксид железа (III); хлорид железа (II), сульфат железа(III), гидроксид натрия, хлорид натрия. Какие из них являются электролитами? Растворы каких электролитов вы используете для получения  Fe (OH)2? Осуществите реакцию,  и запишите уравнения этой реакции в молекулярной и ионной (полной и сокращенной) формах.

 2. Какие из перечисленных ионов не могут одновременно находиться в растворе? Почему? Ответ подтвердите сокращенным ионным уравнением.

NO3-; Ba 2+; Ag+; Cl-; OH-; H+; Al3+;.

       Оставшимся, учитель кратко повторяет объяснение материала,  дает аналогичный тест. Справившиеся с заданиями ученики,  получают карточку II уровня.

1. Изучите взаимодействие между растворами:

а) сульфата натрия и хлорида бария;

б) серной кислоты и гидроксида натрия.

Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной полной и сокращенной формах.

2. напишите молекулярные и ионные уравнения, соответствующие данным кратким:

Ag+ Cl = AgCl↓                                          Al3++ 3OH-= Al(OH)3

После третьего объяснения учителя и работы консультантов остальные получают карточку I уровня.

1. Выпишите формулы электролитов и напишите уравнения их диссоциации: FeO;  Fe Cl2; NaOH; О2; HCl. 

2. Проведите химическую реакцию между соляной кислотой и гидроксидом натрия (NaOH + несколько капель фенолфталеина + HCl). Что наблюдали? Запишите уравнения реакций в молекулярной и полной ионной формах: NaOH + HCl→.

Задания по биологии

Обнаружен неизвестный науке вид живого существа. Он образует плёнку из клеток размером от 0,5 до 2 см при росте на твёрдых поверхностях, органов и разнообразных тканей не имеет. Живёт и размножается только в присутствии органических веществ - на старых пнях, на деревяшках, на шляпках грибов. Способен к активному движению – ползёт в сторону света. При исследовании строения клеток обнаружено оформленное ядро. Сделайте предположение о принадлежности этого существа к одному из известных царств – растений, животных, грибов или бактерий. Докажите своё мнение.

- задания нестандартные: Какие факты свидетельствуют о единстве происхождения всех живых организмов?

задания усложнённые: Докажите, что клетка является целостной биологической системой.

- внепрограммные задания: прочитайте статью «Фагоцитоз. Пиноцитоз», рассмотрите рисунки на стр.22 – 23 учебника.

1.Дайте определение фагоцитоза, пиноцитоза.

2 Назовите органоид, который участвует в данных процессах?

3. Какое значение имеет фагоцитоз, пиноцитоз для клетки и для организма в целом?

Выполнить задание: Как вы думаете, почему у растений не обнаружен фагоцитоз?

Способыпознавательной деятельности(уровень творчества)

Уровни сложности заданий

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Задания

Репродуктивный

Стандартный

(задания включают определения, свойства)

Называть неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;

1.Опишите, какими свойствами должны обладать органические вещества.

2.Перечислите роль белков (углеводов, жиров) для клетки.

3.Дайте определение белков, углеводов, жиров.

4.Перечислите значение воды и минеральных солей для клетки.

Частично- поисковый

Нестандартный (задания, мыслительных преобразований: «пошаговые» преобразования исходной информации, сведение её к известным понятиям).

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам, липидам.

Находить информацию в тексте учебника и других дополнительных источниках материал о химическом составе клетки.

1.Найти лишнее слово из списка, дать объяснение выбора:

А) белок гемоглобин, углевод крахмал, поваренная соль, свиной жир.

Б) Вода, углерод,водород, кислород, азот.

2. Что общего между липидами и углеводами? Назвать различия между ними.

3. Что общего между липидами, углеводами и белками? Назвать различия между ними.

Эвристический

Усложнённый

(задания проблемного характера, не выходящие за пределы школьной программы)

Характеризовать биологическую роль белков, жиров, углеводов.

При погружении клеток в кислоту они погибают, а при погружении клеток в воду они остаются живыми. Почему?

Исследователь-ский

Внепрограммный (проблемные задания)

Доказывать наличие органических и минеральных веществ в клетке.

.Предложите план, по которому можно в лабораторных условиях определить химический состав пшеницы.

Индивидуальная работа с учащимися – получение дополнительных заданий.

         1 уровень: подготовка сообщения на определенную тему.

         2-3 уровень: подготовка реферата, подготовка презентации

«Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.

Основными видами домашнего задания являются:
Изучение материала по учебнику.
Выполнение различных письменных и практических работ (упражнений).
Написание сочинений и других творческих работ.
Подготовка различных схем, диаграмм.
Подготовка гербариев по биологии.
Проведение наблюдений за являниями природы, а также различных опитов по химии, физике и др.

К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся относятся следующие:
в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;
не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;

по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;

давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;
приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.»

Например, сформулировать это так: «На дом – для тех, кто учится на 4 – параграф такой-то, номера такие-то. На пять – подойти за индивидуальным заданием. Остальные ребята дома припоминают, о чем мы говорили на уроке. Но пересказывать будут в подробностях»… Как правило, это подстегивает. Забыв, о чем говорилось на уроке, ученик лезет за подсказкой в учебник. А нам это как раз и нужно! 


В своей работе мы – учителя – должны помнить, что каждый ребенок – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Таким образом, уровневую дифференциацию можно назвать верным шагом к тому, чтоб сделать ведение уроков химии интересным и в какой-то мере увлекательным для всех учащихся, тем самым, вовлекая их в образовательный процесс. Дифференцированный подход позволяет каждой личности самореализовываться, удовлетворять потребности каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также учит адекватно оценивать свои знания.
Необходимо признать тот факт, что уровневая дифференциация, как метод улучшения качества получаемых знаний, дает существенные результаты, а главным положительным итогом дифференцированного подхода к обучению учащихся на уроках химии является рост познавательного интереса к предмету
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения эффективности обучения

Педсовет был посвящен эффективности обучения и вопросам создания для этого необходимых условий. В докладе рассматриваются вопросы дифференциации и индивидуализации обучения....

Доклад к педсовету «Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе».

«Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе»....

Создание условий самореализации учащихся на уроках математики путем использования элементов современных технологий

В данной работе рассматривается понятие «самореализация», обосновываются особенности самореализации   школьников в учебном процессе, а также даются  различные методы обучения, способств...

Индивидуализация обучения на уроках английского языка в современной школе

Индивидуализация образования в современной школе.Индивидуализация обучения на уроках английского языка. Учитель английского языка Милашус Ж.В. Основным направлением современного обучения и в...

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе....