Программа наставничества
материал

Желновакова Инна Михайловна

       Одной из основных проблем современной школы можно по праву считать дефицит педагогических кадров. Причин у данного положения вещей много, начиная от, мягко говоря, низкого престижа профессии учителя у современной молодежи, заканчивая банальными вопросами заработной платы. Кроме того, многие педагогические институты получили в недавнем прошлом статус университетов и поэтому занимаются подготовкой уже не «учителей», а «математиков», «физиков», «лингвистов» и т.д.

             В связи со сложившимся положением необходимо создать молодому учителю, приступившему к работе после окончания вуза, комфортные условия работы, помочь сделать первые шаги в педагогической карьере. Поэтому в каждом образовательном учреждении при приеме на работу молодого специалиста за ним закрепляют педагога-наставника.

           Внедрение наставничества направлено на максимальное раскрытие потенциала каждого наставляемого, что является неотъемлемой частью успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях. Главной задачей данного процесса является создание благоприятной среды для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации для каждого молодого специалиста.

            Данная программа разработана с целью описания системы организации традиционной модели  наставничества «Учитель – учитель» и может быть реализована в общеобразовательном учебном заведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva._zhelnovakova_i.m.doc407 КБ

Предварительный просмотр:

‌Министерство просвещения Российской федерации

‌Министерство образования и науки Республики Адыгея‌‌

‌"Адыгейская республиканская гимназия"‌

ГБОУ «АРГ»

 «Программа наставничества»

Учитель физики

высшей квалификационной категории

Желновакова Инна Михайловна

г. Майкоп‌ 2023‌

  1. Пояснительная записка.

       Одной из основных проблем современной школы можно по праву считать дефицит педагогических кадров. Причин у данного положения вещей много, начиная от, мягко говоря, низкого престижа профессии учителя у современной молодежи, заканчивая банальными вопросами заработной платы. Кроме того, многие педагогические институты получили в недавнем прошлом статус университетов и поэтому занимаются подготовкой уже не «учителей», а «математиков», «физиков», «лингвистов» и т.д.

             В связи со сложившимся положением необходимо создать молодому учителю, приступившему к работе после окончания вуза, комфортные условия работы, помочь сделать первые шаги в педагогической карьере. Поэтому в каждом образовательном учреждении при приеме на работу молодого специалиста за ним закрепляют педагога-наставника.

           Внедрение наставничества направлено на максимальное раскрытие потенциала каждого наставляемого, что является неотъемлемой частью успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях. Главной задачей данного процесса является создание благоприятной среды для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации для каждого молодого специалиста.

           В современной школе институт наставничества реализуется в различных формах – традиционное, сетевое, с привлечением всех участников образовательного процесса – руководитель образовательной организации, педагоги, ученики, студенты колледжей и ВУЗов, социальные партнеры и др.

            Программа наставничества создана для формирования системы взаимоотношений внутри образовательной организации и направлена на развитие личностей педагога-наставника и молодого учителя, формирование навыков, умений, компетенций, передачу опыта и знаний.

            Данная программа разработана с целью описания системы организации традиционной модели  наставничества «Учитель – учитель» и может быть реализована в общеобразовательном учебном заведении.

            В программе используются следующие понятия.

Наставничество – форма организации взаимодействия опытного учителя-наставника и молодого педагога, основной целью которого является передача опыта, формирование профессиональных навыков и компетентностей.

Педагог-наставник – учитель с хорошо сформированными навыками педагогической деятельности, имеющий желание поделиться опытом работы и своими умениями в ходе взаимодействия с молодым педагогом.

Наставляемый – молодой специалист (учитель, вновь приступивший к своим обязанностям), который в процессе общения с наставником формирует навыки педагогической деятельности, получает рекомендации методического, психолого-педагогического и коммуникативного характера.

Куратор – член администрации образовательной организации, в обязанности которого входит организация работы с молодыми специалистами, контроль системы наставничества в школе.

Педагог-психолог – член педагогического коллектива, занимающийся вопросами психологической адаптации молодого специалиста в новом коллективе.

  1. Цели и задачи программы, ожидаемые эффекты внедрения программы, риски реализации программы.

         Мы живем в XXI веке, это век информационных технологий, когда ответ на любой возникающий  вопрос можно получить в интернете в течение нескольких секунд. Поэтому таким ценным становится простое человеческое общение. «В общении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности», - писал Мишель де Монтель, выдающийся французский писатель и философ.

          Молодой педагог, закончивший вуз, попадает чаще всего в коллектив достаточно «взрослых» учителей, ему трудно наладить коммуникативные связи в новом социуме, где у каждого учителя большая педагогическая нагрузка, нет «окон» в расписании.

         Выделение в коллективе одного человека, готового ответить «новичку» на любые вопросы, сообщения в режиме 24/7 может решить многие возникающие вопросы. При организации данной работы основным фактором успеха можно считать подбор пары наставника и наставляемого, пары, в которой оба участника доверяют друг другу, взаимно обогащаются эмоционально, психологически и методически.

         Главная  идея программы наставничества – это организация общения всех участников образовательного процесса с целью формирования сплоченного коллектива, решения вопросов кадрового дефицита в каждом образовательном учреждении.

          Известный актер Евгений Леонов говорил: «Бывает достаточно одного доброго слова, чтобы почувствовать себя окрыленным». Если в педагогическом коллективе будет много окрыленных учителей, то они смогут сделать и своих учеников такими же окрыленными, успешными и счастливыми.

         Основной целью внедрения программы наставничества является помощь

 молодому педагогу в адаптации на новом рабочем месте, устранение его внутренних образовательных дефицитов, формирование умений решать любые профессиональные проблемы.

        Программа наставничества способствует решению следующих задач:  

      -   привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и

           зaкрепление учителей в образовательном учреждении;

      -  ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие

          способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него

          обязанности по занимаемой должности;

       - адaптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы

         и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого

         отношения к выполнению обязанностей учителя.1

      Ожидаемые эффекты внедрения программы наставничества:

      -    улучшение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров

           образовательного учреждения, формирование сплоченного педагогического

           коллектива;

     -    развитие методических, психолого-педагогических и управленческих навыков

          педагога-наставника;

     -    успешная адаптация молодого учителя в новом педагогическом коллективе;

     -   улучшение психологического климата в образовательной организации как результат

          работы по формированию коммуникативных навыков наставляемого учителя;

     -   формирование профессиональных навыков и компетентностей молодого учителя.

      Риски реализации программы педагогического наставничества:

      -   низкая мотивация педагогических работников;

      -   формальный подход к организации наставнической деятельности;

      -   низкий уровень финансирования для стимулирования наставников и наставляемых;

      -   недостаточный методический уровень созданных программ наставничества.

  1. Организация наставничества в образовательной организации.
  1. Нормативно-правовое обеспечение программы наставничества:

- Нормативно - правовые акты Российской  Федерации:

  Е.В. Лавреева, Л.В. Ларионова. Особенности взаимодействия: наставник – молодой педагог.

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- письмо Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;

- Нормативные акты образовательной организации:

- Положение о наставничестве;

- Дорожная карта внедрения Программы наставничества;

- Приказы по образовательной организации «О назначении куратора по реализации Программы наставничества», «О назначении наставников».

    2. Этапы реализации Программы наставничества.

     Программа наставничества рассчитана на реализацию в течение первого учебного года работы молодого учителя в школе и предполагает выполнение следующих этапов ее реализации.

  1. Подготовительный этап – август – начало сентября.

В ходе данного этапа происходит формирование базы данных образовательной

организации  с целью выявления педагогических дефицитов и сильных сторон педагогического коллектива. Оформляются нормативные акты образовательной организации по вопросам организации наставничества: приказом по школе назначается куратор данного направления работы из числа заместителей директора ОО. Определяются формы наставничества, ожидаемые результаты.

         Администрацией школы организовывается сбор данных о наставляемых и наставниках, формируются их запросы с целью оптимального подбора пары Наставник – Наставляемый.

  1. Основной этап реализации программы - сентябрь – май.

На данном этапе реализации программы проводятся следующие мероприятия:

- выбирается формат взаимодействия пары наставник-наставляемый;

- выполняется анализ сильных и слабых сторон наставляемого и наставника с целью постановки задач и направлений работы на конкретные периоды;

- наставникам предоставляются методические материалы по организации наставничества в образовательной организации, материалы лучших практик наставничества в школах республики, страны;

- организовываются и проводятся общешкольные мероприятия методической направленности с целью ликвидации педагогических дефицитов не только молодых педагогов, но и других членов педагогического коллектива;

- проводится регулярный мониторинг эффективности реализации программы наставничества в каждой закрепленной паре наставник – наставляемый;

- привлекаются социальные партнеры для работы по устранению конкретных педагогических дефицитов молодого учителя.

        III. Заключительный (аналитический) этап реализации программы – май-июнь.

Завершение учебного года – первого года работы молодого учителя (учителя, приступившего к работе в школе после перерыва в педагогической деятельности) связано с проведением мероприятий аналитического характера, целью которых станет мониторинг эффективности работы пары наставник-наставляемый.

          Можно выделить следующие мероприятия данного этапа:

- проводятся мониторинговые исследования  с целью изучения влияния программы на участников программы;

- выполняется сбор документов обратной связи (анкеты, опросники и др.) от куратора, наставника и молодого специалиста для определения эффективности использованных методов;

- формирование базы наставников образовательной организации, получившим по итогам мониторинга наиболее высокие оценки куратора, наставляемых;

- трансляция удачных практик организации наставничества на сайте образовательной организации, на официальных страницах школы в социальных сетях;

- стимулирование педагогов-наставников в ходе отчетного мероприятия по итогам года -награждение лучших наставников грамотами образовательной организации, представление кандидатур наиболее успешных наставников для награждения грамотами муниципальных и региональных органов управления образованием.

      3. Средства, формы и методы реализации программы.        

        Формы реализации программы наставничества:

- индивидуальная - в ходе которой одному наставнику из опытных педагогов закрепляется в пару один молодой специалист (или учитель, приступивший к педагогической деятельности после длительного перерыва);

- групповая, в случае если один педагог-наставник организовывает сопровождение группы молодых учителей, обладающих одинаковыми педагогическими дефицитами.

         Кроме того, в связи с активным внедрением в нашу жизнь современных образовательных технологий, актуальной формой реализации программы стала онлайн-работа с наставляемыми через социальные сети, скайп и т.д.

          В ходе реализации модели наставничества «Учитель-наставник – молодой учитель» используются следующие методы работы:

- информирование, в том числе в форме инструктирования;

- консультирование;

- посещение уроков молодого специалиста, их самоанализ, проведение анализа уроков наставником, рекомендации по организации и проведению уроков;

- посещение уроков наставника с целью изучения применения в ходе урока педагогических технологий, методов и приемов обучения;

- комплексные методы – участие в семинарах, вебинарах, творческих мастерских, мастер-классах, работа в творческих группах и др.

          Дорожная карта реализации программы наставничества «Учитель-учитель».

№ п/п

Направления деятельности

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Ожидаемый результат

  1. Подготовительный этап

1.

Оформление документации

1. Положение о наставничестве;

2. Приказ о назначении куратора наставничества в ОО.

3. Приказ об организации работы по наставничеству;

4. План работы по наставничеству в ОО.

Август – начало сентября

Директор ОО,

Куратор

В ОО сформирована нормативно-правовая база по наставничеству

2.

Диагностическая деятельность

1. Выявление педагогических затруднений молодого специалиста (беседа, анкетирование)

2. Организация отбора учителей на роль наставников, изучение их психологической готовности к данной работе (анкетирование, собеседование)

Начало сентября

Куратор, педагог - психолог

Определены запросы молодых специалистов

Создана база учителей-наставников

3.

Подготовка наставников

1. Проведение обучающих мероприятий для наставников в ОО, организация участия наставников в обучающих мероприятиях муниципального и регионального уровней (семинары, вебинары и др.)

Начало сентября

Директор ОО, куратор

Учителя-наставники проходят дополнительную подготовку

4.

Информационная деятельность

1. Ознакомление с основными локальными актами школы, инструкциями, документами.

2. Проведение инструктажей по охране труда, по заполнению классного электронного журнала, журналов внеурочной деятельности

Август

Начало сентября

Директор ОО, заместители директора по УВР

Педагог-наставник

Сформированы знания нормативной базы ОО

Сформированы навыки работы со школьной документацией

5.

Организационная деятельность

1. Планирование деятельности, подготовка рабочего места, тайм-менеджмент.

2. Организация оптимальных и безопасных условий (среды) деятельности наставляемого.

Начало сентября

Педагог-наставник

Выработаны навыки планирования рабочего времени

Рабочее место молодого педагога соответствует требования безопасности труда

  1. Основной этап

1.

Консультирование

1. Консультативная помощь по разработке рабочих программ по предметам, по составлению программ внеурочной деятельности

2. Разработка образцов конспектов уроков (с учетом требований ФГОС).

Сентябрь

Педагог-наставник

Подготовлены рабочие программы, соответствующие требованиям

Созданы конспекты уроков в соответствии с ФГОС

2.

Консультирование

Индивидуальные консультации по вопросам педагогической деятельности, методики преподавания предметов

В течение года

Педагог-наставник

Повышение уровня методических компетенций

3.

Методическая помощь

1. Организация посещения молодым специалистом уроков опытных учителей

2. Посещение учителем-наставником уроков молодого специалиста

В течение года

Педагог-наставник

Повышение уровня методических компетенций

4.

Методическая помощь

1. Организация работы с обучающимися разного уровня мотивации, разного уровня предметных результатов.

2. Организация работы с обучающимися с ОВЗ

3. Методика организации и проведения оценочных процедур

В течение года

Педагог-наставник

Повышение уровня методических компетенций

5.

Методическая помощь

1. Содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся. Методика проведения родительских собраний.

2. Консультирование по вопросам проведения внеклассных мероприятий, классных часов.

3. Планирование воспитательной работы с классом на год. Особенности составления плана воспитательной работы с учетом рабочей программы воспитания.

В течение года

Педагог-наставник

Повышение уровня методических компетенций

6.

Психологическая поддержка

1. Выявление и разрешение проблемных и конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.

2. Посредничество во взаимодействии молодого учителя и коллектива (обучающихся, педагогов, родителей, интернет-партнеров, представителей внешнего контекста).

В течение года

Педагог-наставник

Педагог-психолог

Отсутствие конфликтных ситуаций

7.

Методическая помощь

1. Круглые столы, мастер-классы по обмену опытом.

2. Выездные методические дни.

3. Проведение предметных недель.

В течение года Ежемесячно

Администрация ОО

Повышение уровня методических компетенций

8.

Формирование социальных связей

1. Организация работы с муниципальными и региональными инновационными и экспериментальными площадками для организации интенсивов, семинаров и мастер-классов.

2. Организация работы  с центрами психолого-педагогической помощи.

3. Работа с центрами дополнительного образования.

В течение года

Администрация ОО

Повышение уровня методических компетенций

9.

Диагностическая деятельность

1. Работа с региональными центрами повышения квалификации учителей  с целью экспертизы и методического сопровождения созданных программ наставничества

В течение года

Администрация ОО

Проведение экспертизы программ наставничества

10.

Самообразование, повышение квалификации

1. Помощь в выборе темы по самообразованию и организации работы по самообразованию.

2. Прохождение курсовой подготовки.

3. Участие молодого педагога в конкурсном движении.

4. Привлечение педагога к активному участию в инновационной работе школы, региона.

В течение года

Администрация ОО

Педагог-наставник

Повышение уровня квалификации молодого учителя

III. Заключительный (аналитический) этап

1.

Диагностическая деятельность

1.  Проведение выходного анкетирования по проделанной работе;

 2. Оформление отчетной документации;

3.  Работа с отзывами;   издание приказов по итогам деятельности

Май

Администрация ОО

Подготовлены и обработаны материалы итоговой диагностики

2.

Аналитическая деятельность

1. Презентация методической базы наставников организации; 2. Поощрение лучших наставников школы на уровне организации;

3. Представление лучших практик организации  наставничества на муниципальном и республиканском уровнях.

Май

Администрация ОО

Проведение педагогических советов, совещаний учителей

3.

Информационная деятельность

Трансляция опыта организации наставничества  на сайте ОО, в социальных сетях.

Май

Администрация ОО

Оформление отчетов

4.

Аналитическая деятельность

Пересмотр существующей модели наставничества с целью ее усовершенствования на основе анализа обратной связи наставников и наставляемого, а также с учетом лучших практик по укреплению системы сохранения и передачи знаний.

Май

Администрация ОО

Оформление отчетов

Ожидаемыми результатами внедрения  системы наставничества являются:

- разработка, апробация и внедрение персонализированных программ наставничества для педагогических работников с учетом потребностей их профессионального роста и выявленных профессиональных дефицитов;

- создание электронного банка наставничества, доступного для взаимодействия педагогов в рамках наставнических практик вне зависимости от их места работы и проживания;

- создание материалов мониторинга оценки эффективности осуществления персонализированных программ наставничества;

- увеличение доли педагогов, вовлеченных в процесс наставничества;

- сокращение времени на адаптацию молодого педагога в профессиональной среде;

- снижение «текучести» педагогических кадров, закрепление молодых педагогов в образовательной организации.

Ожидаемые эффекты от внедрения  системы наставничества:

- повышение профессионального мастерства педагогов, развитие профессиональных инициатив и активности;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при решении новых или нестандартных задач;

- построение открытой среды наставничества педагогических работников, партнерского взаимодействия среди всех субъектов наставнической деятельности.

Схема 1. «Лестница успеха» молодого учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Круглова, И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя автореф. канд. пед. наук / И. В. Круглова. – Москва, 2007. – 162 с.

2. Лапина, О. А. Наставничество: вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения / О. А. Лапина, Л. А. Магальник. – Москва: Школьные технологии, 2001. – 204 с.

3. Макарова, Т. Н. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя / Т. Н. Макарова, В. А. Макаров // Завуч. Управление современной школой. – 2007. – № 2. – 102 с.

4. Махмутов, М. И. Педагогика наставничества / М. И. Махмутов. – Москва: Советская Россия, 1981. – 286 с.

5. О школе и учителе: сборник постановлений и материалов. – Москва, 1938. – 240 с.

6. Смольникова, Н. С. Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания / Н. С. Смольникова. – Москва, 1984. – 384 с.

7. Щербакова, Т. Н. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Международной научной конференции. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения: 21.02.2021).

8.  Е.В. Лавреева, Л.В. Ларионова. Особенности взаимодействия: наставник – молодой педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества

Программа«Наставник молодого педагога»...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....

Программа "Наставничество"

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...

Программа наставничества

Программа наставничества молодых специалистов...

Программа наставничества

Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...