Методическая разработка "ЭЗОП"
методическая разработка

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon verbalnaya_assotsiativnaya_metodika_ezop.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» 

(Ясвин В.А, Дерябо С.Д .)

Приложение 1.

        Вербальная ассоциативная методика

«ЭЗОП»

(Ясвин В.А, Дерябо С.Д Методики диагностики и коррекции отношения к природе, М,1995)

Цель: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы. Условно выделяют 4 типа таких установок:

  1. личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка);
  2. как объект изучения, знаний (когнитивная);
  3. как объект охраны (этическая);
  4. как объект пользы (прагматическая).

                ЭЗОП - это эмоции, знания, охрана, польза  - такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и 5 слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. На бумаге фиксируется только ответ. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 следующих, которое «больше всего к нему походит» (4 слова соответствуют четырем типам установки, 5 слово предлагается для отвлечения внимания - «мусорное»).  Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемых не остается времени осмыслить варианты и он должен выбрать тот, который «первым пришел в голову, как раз и характеризующий доминирующую у него установку».

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший условный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не 1, а два преобладающих типа установки.

Текст методики.

Инструкция: Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему подходит. В качестве ответа вы записываете только выбранное слово. Отвечать надо быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

ЛЕС

Поляна (К)

ЛОСЬ

Следы (И)

Муравейник (И)

Лесник (О)

Заповедник (О)

Трофей (П)

Дрова (П)

Камни

Песок

Рога (К)

ТРАВА

Поливать (О)

ОЗЕРО

Улов  (П)

Силос (П)

Шерсть

Кора

Острова (К)

Роса (К)

Моллюск  (И)

Стебель (И)

Очищать (О)

МЕДВЕДЬ

Паутина

ДЕРЕВО

Осень (К)

Хозяин (К)

Кольца (И)

Малина (И)

Вырастить (О)

Редкий (О)

Мебель (П)

Шкура (П)

Сено

БОЛОТО

Головастик (И)

УТКА

Запрет (О)

Заказник (О)

Жаркое (П)

Торф (П)

Рассвет (К)

Яблоки

Ветка

Туман (К)

Кольцевание (И)

РЫБА

Жабры (И)

САД

Берлога

Серебристая (К)

Цветущий (К)

Нерестилище (О)

Опыление (И)

Жарить (П)

Ухаживать (О)

Перо

Урожай (П)

БОБР

Ловкий (К)

ПРИРОДА

Красота (К)

Резцы (И)

Изучение (И)

Расселение (О)

Охрана (О)

Шуба (П)

Польза (П)

Грибы

Обработка результатов.

В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается).

К - природа воспринимается как объект красоты - эстетическая установка.

И - как объект изучения - когнитивная установка.

О - как объект охраны - этическая установка.

П - как объект пользы - прагматическая установка.

Ответы испытуемых записываются в графу соответствующего типа установки:

(Пример).

ТИП               Количество                            Доля                              ранг

К                           7                                        58 %                                1

И                           2                                        17 %                                3

П                           3                                        25 %                                2

О                           0                                           0                                   4

                Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимального возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3, 4.

                 Нужно обращать внимание на количество выбранных «мусорных» слов. Если их 3 и более, то результаты забраковывают, т.к. испытуемый, вероятно, стремился специально использовать наиболее неподходящие слова.

                 В приведенном примере у испытуемого доминирующей установкой является эстетическая (как объект красоты), а установка на природу  как объект охраны не проявляется вообще. Сопоставьте доминирующую установку, полученную по 11 пунктам и выбор в 12 пункте. В нем исследуемые установки даны открытым текстом    и экспериментальная ситуация является практическим получением ответа испытуемого на вопрос «Природа есть... (красота, изучение, охрана, польза)?» При этом  вступает в силу фактор «социальной желательности», единицы выбирают ответ «польза», т.к. откровенно прагматические установки на природу социально не одобряются. Существует интересный перевертыш: большинство тех, у кого в целом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ «охрана», ведь «Природу надо охранять!»; и наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ «охрана», характерна этическая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем достоверности методики: испытуемые не могут «расшифровать» стимульные слова и сознательно сфальсифицировать ответ.


Приложение 2.

Методика оценки общей одаренности

Уважаемые родители! Методика разработана для того, чтобы Вы могли разобраться в особенностях Вашего ребенка и иметь собственную оценку его одаренности.

Инструкция.

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

1. Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и т. д.).

2. Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают - важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

3. Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

4. Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

5. Способность к оценке. Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

6. Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

7. Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

8.Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

9. Требовательность к результатам собственной деятельности. Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу (график).

График. Методика оценки общей одаренности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...