Порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.
учебно-методический материал

Малютина Ольга Викторовна

Одной из основных технологий, способствующих включению обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс, является технология разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (в том числе обучающегося с инвалидностью) в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки. Общий порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута может быть реализован следующим образом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.

Одной из основных технологий, способствующих включению обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс, является технология разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (в том числе обучающегося с инвалидностью) в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки. Общий порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута может быть реализован следующим образом.

 Подготовительный этап. 

Основные вопросы данного этапа:

Для кого будет разрабатываться ИОМ? Каков первый шаг? Какова правильная последовательность действий? Какая организационная задача будет решаться на каждом этапе деятельности?

Направления деятельности на данном этапе: 

Определение проблемной ситуации. Определение проблемной ситуации. Проведение первичного заседания ППк. Получение официального согласия родителей на создание специальных образовательных условий и прохождение ПМПК. Наличие заключения ПМПК или ППк о необходимости создания для данного обучающегося специальных образовательных условий.

  1. Если ребенок поступает в ОО.
  1. Педагоги ОО выявляют трудности в обучении у ребенка (через наблюдение, педагогическую диагностику), на основании чего обращаются за помощью к специалистам внутреннего психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
  2. Специалисты ППк ОО, с разрешения родителей (в присутствии родителей), индивидуально или коллегиально проводят первичную диагностику актуального состояния ребенка и составляют заключение, в котором прописывают свои рекомендации.
  3. Специалисты ППк ОО проводят просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) ребенка в целях формирования у них мотивации для прохождения ребенка через психолого-медико-педагогическую комиссию.

В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением ППк о необходимости прохождения обследования на ПМПК родители выражают свое мнение в письменной форме. Обучение и воспитание ребенка осуществляется по образовательной программе, которая реализуется в образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. На ППк определяются возможные варианты поддержки ребенка — по решению ППк возможно сопровождение ребенка тьютором, психологом, логопедом, индивидуальные и групповые занятия с педагогом во внеурочное время. 

  1. Специалисты ППк ОО готовят пакет документов на ребенка для предоставления в ПМПК (характеристики, заключение ПМПк ОО, результаты деятельности ребенка и т.д.).
  2. Родители ребенка обращаются в ПМПК, после прохождения которой ребенок получает статус «ребенок с ОВЗ» и рекомендации, в которых прописаны вариант АООП, СОУ для включения ребенка в образовательную среду образовательной организации. В соответствии с рекомендациями образовательная организация будет создавать условия, адаптировать образовательную программу, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, составлять индивидуальный учебный план и т.д.
  3. С заключением ПМПК, в котором прописаны необходимые для ребенка специальные условия, родители обращаются к администратору ОО, в которой обучается ребенок, ответственному за сопровождение обучающихся с ОВЗ.
  4. Родители (законные представители) представляют в образовательную организацию оригинал заключения ПМПК и заявление на создание специальных условий образования и воспитания.
  5. Администратор ОО, ответственный за работу с обучающимися с ОВЗ, вносит необходимые данные в комплексную систему по информатизации «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ), выбирая необходимую кодировку детей с ОВЗ или инвалидностью.
  6. Администратор ОО (председатель ППк) организует с привлечением специалистов ППк, педагогов, родителей разработку, реализацию и контроль реализации необходимых условий для включения ребенка в образовательную и социальную среду ОО, порядок осуществления которых оформляется в ИОМ. А также анализирует «внутренние» ресурсы ОО и при необходимости разрабатывает и реализует варианты сетевого взаимодействия с ресурсными образовательными организациями для сопровождения ребенка в соответствии с рекомендованными ему ПМПК специальными образовательными условиями.

в ОО есть необходимые специалисты (психологи, логопеды, дефектологи и т.д.) и педагоги дополнительного образования

в ОО нет необходимых для работы с данным ребенком специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т.д.) и в ОО нет штатных педагогов дополнительного образования

- разрабатывать ИОМ будут штатные специалисты ОО, совместно с педагогами ОО;

- реализовывать коррекционно-развивающую работу можно на базе ОО, силами штатных специалистов ОО;

- программы дополнительного образования ОО может реализовывать силами штатных педагогов дополнительного образования.

Организация взаимодействия ОО со следующими организациями, на базах которых работают специалисты нужной квалификации:

- образовательные организации, реализующие АООП для детей с ОВЗ разных категорий (СКОУ);

- психолого-педагогические центры;

- методические центры;

- центры дополнительного образования;

- спортивные школы.

Реализация ИОМ в этом случае будет проходить по договору о сетевом взаимодействии.

"...в ОО есть необходимые специалисты (психологи, логопеды, дефектологи и т.д.) и педагоги дополнительного образования в ОО нет необходимых для работы с данным ребенком специалистов (психологов, логопедов, дефектоло-гов и т.д.) и в ОО нет штатных педа-гогов дополнительного образования— разрабатывать ИОМ будут штатные специалисты ОО, совместно с педаго-гами ОО;— реализовывать коррекционно-развива-ющую работу можно на базе ОО, силами штатных специалистов ОО;— программы дополнительного обра-зования ОО может реализовывать си-лами штатных педагогов дополнитель-ного образования;— за обеспечение среды необходимы-ми техническими средствами, методи-ческими пособиями отвечают руково-дитель и администрация ОООрганизация взаимодействия ОО со следующими организациями, на базах которых работают специалисты нуж-ной квалификации:— образовательные организации, реализующие АООП для детей с ОВЗ разных категорий (СКОУ);— психолого-педагогические центры;— методические центры;— центры дополнительного образования..." 

2. Диагностический этап разработки ИОМ. 

Основные вопросы данного этапа:

Какие особые образовательные потребности, интересы, сложности в освоении программы есть у ребенка? Какие запросы есть у родителей? Какие рекомендации прописаны в заключении ПМПК? Какие особенности выявляются при диагностике образовательных потребностей специалистами и педагогами? Как соотносятся результаты диагностики субъектов образовательного процесса?

Направления деятельности на данном этапе:

Определение организационных моментов для разработки ИОМ на конкретного ученика. Изучение сопроводительных документов на ребенка. Организация встреч с ребенком и родителями для прояснения интересов ребенка и запросов родителей. Проведение углубленной диагностики ООП ребенка педагогами и специалистами. Порядок действий на данном этапе

2.1. ИОМ для обучающегося с ОВЗ/инвалидностью разрабатывается в срок не более 3 недель с момента представления родителями (законными представителями) в образовательную организацию оригинала заключения ПМПК и заявления на создание специальных образовательных условий.

2.2. Определение директором ОО куратора обучающегося с ОВЗ/инвалидностью. В зависимости от кадровых ресурсов ОО и рекомендаций ПМПК это могут быть ведущий специалист, классный руководитель, тьютор.

2.3. Изучение куратором заключений (рекомендаций) ПМПК по обеспечению специальных условий обучения и воспитания обучающегося или ИПР/ИПРА обучающихся с инвалидностью.

2.4. Организация куратором диагностики особенностей развития ребенка с ОВЗ (обследование специалистами ППк ОО, в том числе педагогами, классным руководителем, воспитателем, тьютором).

2.5. Определение вместе с ребенком его индивидуальных ООП, в том числе интересов, образовательных задач.

2.6. Обсуждение в процессе консультирования с родителями ООП ребенка и уточнение их образовательных запросов.

2.7. Междисциплинарное обсуждение результатов диагностики на психолого-педагогическом консилиуме. Разработка заключения. Заполнение ИОМ в части, связанной с психолого-педагогической характеристикой обучающегося.

3. Проектировочный этап.

Основные вопросы данного этапа: 

Какие цели будут реализовываться для конкретного ученика (с учетом его интересов, запроса родителей, образовательных стандартов)? Какие образовательные результаты и за какой период планируется достичь? Какое содержание образования, коррекционно-развивающей работы и в каких условиях будет реализовываться? Кто будет участвовать в реализации ИОМ? Как можно контролировать процесс усвоения содержания ИОМ? Как оценивать качество усвоения содержания ИОМ и его эффективность для обучающихся?

Направления деятельности на данном этапе: 

Конкретизация ключевых целей и задач ИОМ, образовательных результатов, а также выделение временного периода, на который он составляется. Проектирование содержания ИОМ с выделением в нем необходимых структурных компонентов (образовательного, социального, коррекционно-развивающего и иных (при необходимости)). Планирование необходимых условий и форм реализации ИОМ. Постоянное взаимодействие с самими обучающимися и их родителями (законными представителями) для уточнения содержания ИОМ. Анализируется ресурсный потенциал образовательной организации для разработки ИОМ (методический, кадровый, организационный, нормативный и т.д.). Определяется сфера и зона ответственности всех членов команды при разработке ИОМ. При необходимости дорабатываются все необходимые условия (привлекаются на договорной основе внешние специалисты, назначается координатор по инклюзии, разрабатываются положения о ППк, ИОМ и т.д.). Разрабатывается определенная форма ведения ИОМ в печатном и/или электронном виде. Планируется система критериев и показателей качества разрабатываемого ИОМ. Планируется система промежуточного и конечного мониторинга по оценке эффективности ИОМ.

Порядок действий на данном этапе:

3.1.ИОМ разрабатывается и реализуется педагогическими работниками образовательной организации, принимающими непосредственное участие в создании специальных образовательных условий для конкретного обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.

3.2. На основе комплексной диагностики определение на ППк с привлечением родителей индивидуальных планируемых результатов образования (они должны быть конкретны, измеряемы и соответствовать уровню развития ребенка).

3.3. В соответствии с запланированными результатами определение индивидуальных условий обучения и воспитания в соответствии с рекомендациями ПМПК/ИПР/ИПРА обучения по АООП:• определение формы обучения (очная, очно-заочная), формы реализации образовательной программы (группы общеразвивающей, комбинаторной, компенсирующий, оздоровительной направленности, группа кратковременного пребывания, автономный класс, ресурсный класс, обучение на дому и др.), определение задач по предметным областям и формированию УУД и ЖК в соответствии с планируемыми образовательными результатами, определение специальных методов, подходов, технологий обучения, методов и способов оценки образовательных результатов, условий проведения промежуточной и итоговой аттестаций;

• планирование направлений коррекционно-развивающей работы: определение целевых ориентиров коррекционно-развивающей работы: конкретизация и детализация направлений КРР, рекомендованных ЦПМПК, постановка задач КРР; определение курсов и программ КРР; определение организационных условий реализации КРР;

• планирование содержания психолого-педагогического сопровождения учащегося/воспитанника, в том числе тьюторского сопровождения.

3.4. Структурирование процесса обучения, развития и воспитания обучающегося с ОВЗ/инвалидностью и закрепление ответственности и единого регламента деятельности всех участников образовательного процесса в индивидуальном учебном плане. Утверждение ИУП, а также внесение изменений в ИУП производится после заключения ППк, утверждается директором ОО и согласуется с родителями (законными представителями) обучающихся (переход на обучение по ИУП происходит только по заявлению родителей).

3.5. Разработка логистики (очередности и организационных форм) урочной и внеурочной деятельности, оказание специальной и психолого-педагогической поддержки обучающемуся с ОВЗ/инвалидностью в образовательной организации, разработка при необходимости индивидуального расписания. Родители и ребенок участвуют в разработке индивидуального расписания.

3.6. Разработка рабочих программ учебных предметов и коррекционно-развивающих курсов, оценочных материалов.

4.Этап реализации ИОМ

Основные вопросы данного этапа: 

Как организуется включение ребенка с ОВЗ в реализацию маршрута? Как организуется включение родителей в реализацию маршрута? Как организуется образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение ребенка и родителей? Какие методические разработки необходимы для реализации задач, сформулированных в ИОМ? Как происходит коррекция задач, если промежуточные результаты не достигаются? Как происходит взаимодействие педагогов и специалистов при согласовании действий в решении задач ИОМ?

Направления деятельности на данном этапе: 

Организуется специальная образовательная среда, формируемая усилиями всех участников образовательного процесса. Реализуется психолого-педагогическая поддержка обучающегося в рамках направлений и задач, определенных ИОМ, оказывается психолого-педагогическая поддержка всем участникам инклюзивного образования, проводятся коррекционно-развивающие занятия, учителями, специалистами, воспитателями, родителями решаются задачи по обучению, развитию и социализации обучающегося с ОВЗ/инвалидностью, специалисты и педагоги совместно разрабатывают и планируют уроки исходя из принципов универсального дизайна обучения, проводится тьюторское сопровождение обучающегося2020.

Порядок действий на данном этапе

4.1. Организация деятельности ребенка в соответствии с задачами ИОМ, по разработанному ИУП (если таковой есть) и в соответствии с расписанием.

4.2. Организация деятельности педагогов, специалистов, тьютора в формах работы, разработанных в ИОМ, в соответствии с расписанием и графиком работы.

4.3. Участие родителей в реализации образовательных задач, разработанных в ИОМ в соответствии с рекомендациями, представленными в ИОМ.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Основные вопросы данного этапа: 

Какие образовательные результаты достигнуты (освоены все разделы, все ли запланированные виды деятельности реализованы)? Соответствуют ли ожидаемые результаты актуальным проявлениям обучающегося? Какие эффекты были обнаружены? Если результаты не достигнуты или достигнуты не в запланированном объеме, то что может быть предложено в качестве альтернативы? Все ли члены команды вовлечены в реализацию ИОМ? Все ли условия отвечают запросам обучающегося?

Направления деятельности на данном этапе: 

Проектирование и апробация промежуточной диагностики результатов реализации ИОМ посредством проведения опросов, интервью, бесед с самими обучающимися, их родителями (законными представителями), всеми членами школьной команды, принимающей участие в разработке ИОМ. Фиксация проблемных точек при реализации ИОМ и моделирование возможных путей разрешения возникающей проблематики. Координатор по инклюзии может инициировать возможный повтор заседания ППк для доработки ИОМ и обновления рекомендаций.

Порядок действий на данном этапе:

5.1. Мониторинг эффективности реализации содержания ИОМ на основе анализа результатов промежуточной и итоговой диагностики освоения обучающимся АООП, психолого-педагогической диагностики развития и социальной адаптации. Каждый член команды заполняет карту в виде таблицы, которая включает в себя разделы по соотношению планируемых ожиданий и реально достигнутых эффектов.

5.2. Каждый член команды по разработке ИОМ определяет сложившиеся на текущий момент времени сильные и слабые стороны обучающегося, а также составляет свои рекомендации по дальнейшему развитию обучающегося, что способствует осознанию перспектив его взросления и самостоятельности.

5.3. Обсуждение на ППк возможных вариантов изменения ИОМ с учетом мнения самого обучающегося и его родителей (законных представителей).

5.4. Определение сроков и разработка методического инструментария для оценки происходящей динамики (например, заполнение дневника социальной успешности обучающегося).

5.5. Включение планируемых изменений в ИОМ и распределение сферы ответственности за вводимые модификации среди специалистов.

5.6. При необходимости в изменении образовательного маршрута обучающийся с ОВЗ проходит ППк и направляется на ПМПК для проведения мониторинга учета рекомендаций комиссии (подтверждение, уточнение, изменение ранее выданных комиссией рекомендаций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

«Сопровождение одаренных детей через разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута»

Индивидуализация образования  является идеальной формой, ведущей одарённую личность по пути самореализации...

Программа региональной инновационной площадки «Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»

Разработка механизмов и инструментов реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся  по предметам естественнонаучного цикла....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка...

Карта для мониторинга реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ

-Личные данные,-рекомендации ПМПК,-мониторинг 0-9 классы,-психологическое развитие,-личностные результаты,-БУД,-предметы учебного плана...