Внеклассное мероприятие "Информационная культура и безопасность."
план-конспект занятия (7 класс)

Валова Ольга Викторовна

Предложенный материал может использоваться  в рамках внеурочной деятельности.

Цель: Формирование представления о правовых нормах  и нормах безопасности  при информационной деятельности человека, формирование компитенций в информационной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

«Информационная культура и  безопасность».

- Добрый день!

  Жизнь стремительно уходит в онлайн. Существенную часть своей жизни вы, подростки, проводите в интернете, а значит без базовых знаний в области кибербезопасности не обойтись. Чем раньше начать прививать навыки безопасного взаимодействия с виртуальной средой, тем прочнее они усвоятся у вас.

-       Как вы думаете ребята, о чем мы сегодня на занятии будем говорить?

(спросить 2-3 человек)

-       Верно, сегодня тема нашего занятия   Информационная  культура  и безопасность.

В настоящее время ежедневно возрастают объемы информационных

потоков, появляются различные точки зрения на одно и то же событие.

Современный человек менее чем за месяц получает и обрабатывает столько же

информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь. Однако, по оценкам

специалистов, доля полезной информации сегодня составляет менее 35% от всей полученной.

Как вы думаете это много или мало?

Значит остальная информация какая? (ложная)

- Я предлагаю рассмотреть  небольшой кейс с разным видом информацией. И давайте научимся определять фейковую информацию от достоверной.

- А что такое фейк?

(Ответы детей)

 На экране представлены несколько новостей.

-       Задача каждой группы: проанализировать и оценить новости, а также  ответить на вопрос - Какие это новости с точки зрения качества  информации: фейковые или достоверные?

(Разбор новостей в призентации)

-Ребята, а что вам поможет  отличить фейковую новость от достоверной?

 Примерные ответы: знания полученные ранее, сопоставляем факты, события,  даты,  проверяем информацию в интернете, критическое мышление- не всему надо верить, не быть доверчивым.

- Давайте подведем итог, когда мы читаем новости в сети интернет нам надо обратить внимание на следующие: на автора публикации, изучить сайт, сопоставлять факты, даты, обращать внимание на фото.

- как много может быть ошибок в информации?!

-Я бы хотела вам сказать, что информационная безопасность – это как раз один из способов умения определять фейковую информацию от достоверной.

-Предлагаю вам сконструировать понятие  информационная безопасность  из тегов представленных на экране.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ- это деятельность, направленная на  предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации.

-Давайте проверим что получилось

 

-  А как вы считаете, как давно люди стали защищать информацию?

А нужно ли вообще защищать информацию?

Звучат предположения детей.

Есть свидетельства, что первые попытки защиты и информации предпринимались более 2-х тысяч лет назад в 50-ом году до н.э. в Древнем Риме  был создан шифр Цезаря. Он был предназначен для предотвращения чтения секретных сообщений теми, кому они были не предназначены. Это один из самых простых и наиболее распространенных методов шифрования.

Предлагаю с помощью шифра Цезаря зашифровать послание друг другу.

Шифр Цезаря:G:\кл.мероп. ИНФОР.БЕЗОПАСНОСТЬ\шифр цезаря.jpg

В шифре каждая буква алфавита циклически сдвигается на определенное число позиций. Сам Цезарь использовал сдвиг на три позиции.

- Вам понятен метод шифрования?

-А теперь, как я уже сказала, давайте тоже зашифруем послания друг другу.

- На ваших столах лежат файлы, открывайте их. В них вы увидете шифр Цезаря со сдвигом на 3 позиции, послания для обеих команд и чистый лист. Вы  зашифровывайте  эти послания на чистом листе,  затем обмениваетесь между  командами и начнем расшифровывать.

- Дайте зачитаем полученные послания!

Оставайся позитивным.- 1 команда

Оставайся любознательным».- 2 команда

- Молодцы, обе команды справились на отлично. Вы усвоили данный метод.

-А  теперь, мы с вами готовы  идти дальше и рассуждать об угрозах и опасностях, которые могут подстерегать в интернете.

-Предлагаю вам сыграть в игру «Опасность и безопасность»

У каждой группы на столах лежат стикеры разных цветов. На экране  вопросы, на которые группа должна кратко ответить.  Для первой команды вопрос следующий: какие угрозы можно встретиться в сети интернет. Для второй команды : культура пользования в сети интернет или по- другому безопасное  поведение в сети интерент.

Каждая команда разбивается на подгруппы по 2 человека, т.е получается три минигруппы в каждой команде. И каждой подгруппе даю задание выбрать из предложенного материала 3 угрозы или три правила поведения в интернете,  записать их на стикарах по одной штуке, их рассмотреть и дать устное пояснение что они означают. Должно получится 9 угроз и 9 правил.  Время минута

Угрозы, которые можно встретить в сети интернет.

  1. Азартные  платные игры.- игры вызывают зависимость. Люди,

 не могут остановиться и тратят всё больше и больше денег ради призрачного шанса обогатиться

  1. Заражение вредоносными программами  и вирусами.
  2. Кибербуллинг- травля в интернете, в соц. сетях, в комментариях, в сообщениях. Сообщением, постом, фотографией, видео, даже хэштегом.
  3. Мошенничество.

 Мошенников в Интернете очень много.  Много схем обмана тоже много. Приходят Сообщения в социальных сетях о выигрыше в лотерее или специальном розыгрыше, но цель одна

  1. Недостоверная информация (фейк)
  2. Пропаганда наркотиков- Реклама не всегда бывает явной. , чаще скрытая.

 В России запрещена пропаганда наркомании в любой форме. Создаются группы специальные, в них уже скрытым зашифрованным текстом происходит распространение ..

  1.  Кража  персональных данных- фишинг  кража персональных данных ( паролей логинов, паспортные данные ) это очень серьезно?
  2. Вовлечение в преступную деятельность- различные группировки экстримистской направленности., секты, культы… происходит вербовка.
  3. Общение под ником с незнакомцами- этот незнакомец может быть недоброжилателем и иметь плохую цель

Правильное поведение в сети интернет.(памятка)

  1. Обеспечить защиту устройства( установить антивирусные программы)
  2. Не оскорблять! Не грубить!  Быть вежливым!
  3. Придумать безопасные пароли и держать их в секрете
  4. Не ходить  по незнакомым сайтам и ссылкам.
  5. Не распространять свои персональные данные в сети
  6. Посещать сайты, соответствующие моему возрасту
  7. Не публиковать сведения о другом человеке без его согласия
  8. Избегать виртуальной агрессии и преследования
  9. Не доверять незнакомым людям в сети
  10. Не рассказывать о себе незнакомцам

-Можно конечно очень долго говорить об  угрозах в сети,  самые распространенные мы обсудили

Итак, на сегоднешнем занятии мы славно поработали.  Обе команды были активными, высказывали свое мнение. 

 А Что вы открыли  нового для себя? Что подчеркнули для себя

-Что понравилось больше всего?

-Какие выводы мы сможем сделать?

Ребята, подводя итог, я хочу сказать следующее:

Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения или общения с людьми. Но как и реальный мир- Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство и др. малоприятные явления.

И для безопасного  поведения и общения  в сети интернет, я вам подготовила памятку. Ознакомьтесь с ней и старайтесь соблюдать в ее  рекомендации.

Всем большое спасибо, с  вами было приятно работать, Вы очень активно проявили себя. У меня все!

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Внеклассное мероприятие по физической культуре игра "Слабое звено."

Внеклассное мероприятие по физической культуре.Игра "Слабое звено"Петрова Светлана Валерьевна , учитель физической культурыМероприятие отнесено к разделу: Спорт в школе и здо...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Презентация к внеклассному мероприятию "Культура здоровья"

Презентация к внеклассному мероприятию по биологии "Культура здоровья" (для 7 класса)....

Внеклассное мероприятие "Культура пить чай"

Презентация к внеклассному мероприятию...

Разработка внеклассного мероприятия "Юрий Гагарин. Звездный избранник" в рамках фестиваля "Культура - свет души, слава разума и красота жизни", посвященного Году культуры.

Цель:  активизация познавательной деятельности учащихся. Задачи:- включить учащихся в активное познание истории, духовных ценностей и традиций родной страны;- изучить жизнь и деятельность вы...

Внеклассное мероприятие: "Культура общения".

Внеклассное меропритие: "Культура общения" для 5-6 классов с целью сохранения естественности в общении людей....