Выступление на ШМО "Классификация проектов"
статья

Булатова Татьяна Николаевна

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ученика планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в ФГОС приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. В новых Стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

В заключении хочу сказать, что проектами я занимаюсь периодично, тематически, серьёзно. Проекты обучающихся, занявшие призовые и значимые места, вы можете найти на моём сайте - Публикации моих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_proektov.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Булатова Т.Н. Классификация проектов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А. Лосика

        

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла

Учитель высшей категории Булатова Т.Н.

2020-2021 учебный год

 

Оглавление:

Вступление «Первая консультация «Типы проектов»        3

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся        3

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов        4

Классификация проектов по продолжительности        5


Вступление «Первая консультация «Типы проектов»

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ученика планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в ФГОС приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. В новых Стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

 Названы умения и качества, необходимые человечеству ХХI века. Это:

  • ответственность и адаптивность
  • коммуникативные умения
  • творчество и любознательность
  • критическое и системное мышление
  • умения работать с информацией и медиасредствами
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество
  • умения ставить и решать проблемы
  • направленность на саморазвитие
  • социальная ответственность

Учитывая это, моя работа с учениками над их проектами, помогает им реализовать эти качества и новые Стандарты.

Общаясь с выпускниками школы, в которой я работаю, слушая рассказы моей дочери о своей учебе в финансовом университете, я всё больше понимаю, что не все бывшие ученики школ понимают, что такое проект и как его создать. Ведь дальнейшее обучение в ВУЗах и других учебных заведениях предполагает многогранную работу с различными проектами. Во всех школах, как минимум Смоленской области, метод проектов стоит чуть ли не на первой мете в учебном процессе. Поэтому, прежде чем выбирать и раздавать темы проектов по своим предметам, я провожу консультации для тех, кто решил создать и защитить свой проект. На первой консультации я представляю обучающимся классификацию проектов, рассказываю о типах проектов, которые они могут выбрать для себя. Хочу заметить, что консультации я провожу не только для тех, кто выбрал мои предметы (информатика, физика и астрономия), но и для всех желающих, так как многие ученики не умеют не только создавать проект, но и его правильно оформлять. Поэтом как учитель информатики я просто обязана их научить профессионально редактировать и форматировать разные виды информации.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, ролевые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

·        внутриклассными

·        внутришкольными

·        региональными (в пределах одной страны)

·        международными

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными (сетевыми), поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

 

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект "Составление рекламного модуля на английском языке", 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект "Элемент XX века", химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

В заключении хочу сказать, что проектами я занимаюсь периодично, тематически, серьёзно. Проекты обучающихся, занявшие призовые и значимые места, вы можете найти на моём сайте (см. https://nsportal.ru/tatyana-nikolaevna-bulatova)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре "Коллективный проект- " Спешите делать добро"

"Спешите делать добро" - результат работы моего класса (5-6 класс)....

Выступление` Метод проектов в профориентации`

Выступление` Метод проектов в профориентации`...

Презентация к выступлению "Применение метода проектов в педагогическом взаимодействии"

В презентации представлены подходы к пременению метода проектов в учебном взаимодействии, представлены примеры реализованных проектов в курсе русского языка....

Выступление на педсовете "Проект:мотивация учителя или ученика"

Проектное обучение (Джон Дьюи, Уильям Килпатрик, С.Т. Шацкий) - технология, цель которой заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спе...

План выступления на защите проекта «Настольный теннис как вид спорта»

План выступления на защите проекта  «Настольный теннис как вид спорта»...

Выступление на педсовете школы по теме «Создание условий реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» в МОАУ «СОШ № 38 г. Орска».

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Тезисы выступления «Особенности реализации проекта «Организация рабочего места, кабинета: система 5С»

Приоритетным условием создания такой модели выступает наличие современной цифровой образовательной среды в организации и выбор технологий «бережливого мышления» реализуемых в этой среде....