Проблемное обучение, как технология творческого развития личности
статья

Ишмурзина Назира Салаватовна

Проблемное обучение начинается с реальной проблемы, что делает обучение более значимым и контекстуализированным. Студенты учатся применять свои знания в практических ситуациях, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. В отличие от традиционных методов обучения, где студенты часто выступают в роли пассивных слушателей, проблемное обучение требует активного участия. Студенты работают в группах, обсуждают, исследуют и анализируют проблемы, что развивает их критическое мышление и навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С. Ишмурзина,

преподаватель английского языка

ГБПОУ «Магнитогорский строительно-

монтажный техникум»

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

        Истоки и сущность проблемного обучения.  Развитие продуктивного самостоятельного творческого мышления специалиста, дающего возможность решать сложные производственные задачи, является ведущей целью среднего профессионального образования. Реализовать эту цель в условиях репродуктивного обучения, основанного на усвоении готовой информации, практически невозможно. Именно поэтому преподавателям средних специальных учебных заведений необходимо обратить внимание на проблемное обучение, которое , будучи самостоятельной технологией обучения , одновременно являются основой всех развивающих, творческих технологий.

        Проблемный подход к обучению берет свое начало еще сов времен Сократа . Серьезное теоретическое обоснование этот подход получил в работах американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859-1952). В качестве первоосновы обучения Д. Дьюи рассматривал потребности детей, определяя их как инстинкты.

        Психоллгические аспектиы проблнемного обучения были раскрыты в 1920-1930 е гг. и в отечественной педагогигике в работах А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейна, котроые выявили психологичсеике закономерности мышлнения , лежащтие в основе проблемного обучения. [1с 232]  

 Структура проблемного обучения , его уровни и методы.  По мере проникновения в сущность проблемного обучения наблюдается тенденция увлечения количества его структурных элементов:

        учебная проблема вызывающая соответствующую ситуацию;

        гипотеза и предположения по ее разрешению;

        обоснование выдвинутой гипотезы;

        вывод.

        В теории проблемного обучения большинство исследователей выделяет несколько уровней проблемности. Исследовательская работа являет собой самый высокий уровень, при котором обучающиеся самостоятельно  выдвигают проблему и решают ее. Этому уровню соответствует исследовательский метод, форма реализации которого- проблемные практические и теоретические задания [2 c. 38].

        Частично- поисковый уровень предполагает выдвижение проблемы предполагает выдвижение проблемы (проблемной ситуации) преподавателем, а решение предлагается найти обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя. Это средний уровень проблемности, он может быть организован методом эвристического диалога, форма реализации которого- беседа эвристического характера.

        Самый низкий уровень проблемности- проблемное изложение, в ходе которого преподаватель сам выдвигает проблему, создавая у студентов проблемную ситуацию, сам выдвигает гипотезы и сам их доказывает. Метод, соответствующий этому уровню, так и называется — проблемное изложение.

Этапы построения проблемного занятия могут быть следующими:

1)актуализация опорных знаний;

2) анализ проблемного задания;

3) вычленение проблемы;

4) выдвижение всевозможных предположений;

5)сужение поля поиска;

6) доказательство рабочих гипотез;

7)проверка правильности решения.

Прежде всего отметим , что обозначенные выше этапы соотносятся с элементами проблемно-структурированного блока следующим образом: первый, второй и третий этапы соотносятся с организацией проблемной ситуации; четвертый и пятый — с выдвижением гипотезы; шестой с доказательством, седьмой — с выводом [2 c. 45].

         Этап 1-й, актуализация опорных знаний. Цель: вспомнить и актуализировать имеющиеся знания.

        Пусть реализации: фронтальный опрос, рассказ-выступление, решение задачи, индивидуальный устный ответ с последующими необходимыми уточнениями и добавлениями.

        Результат: наличие у студентов опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия противоречий.

        Спектр изменений личности студента: формируется умение ответственно относиться к своей позиции и сопоставлять ее с позицией другого, корректировать свою точку зрения.

        Этап 2-й, анализ проблемного задания. Цель : понять начальные условия. (Почему это происходит?)

        Путь реализации: коллективное обсуждение, изложение преподавателя, постановка проблемного опыта.

        Результат: понимание существования, наличия какого-то несоответствия.

Спектр изменения личности студента: формируется умение ответственно относиться к своей позиции и сопоставлять ее с позицией другого, корректировать свою точку зрения.

        Этап 3-й, вычленение проблемы. Цель: выявление сути противоречия. (В чем наше затруднение?)

   Путь реализации: работа в группах («мозговой штурм»), индивидуальные суждения- выступления, коллективное обсуждение, изложение преподавателем.

        Результат: вербальная формулировка проблемы.

        Спектр изменений личности студента: формируется развитие логического мышления, вербализация перехода от  анализа противоречия к поиску направления его разрешения, самостоятельность суждений, развитие навыков интеллектуального взаимодействия с партнерами по образовательному процессу.

        Этап 4-й, выдвижение возможных предположений.  Цель: выдвижение предположений по решению проблемы.(Как можно ответить на вопрос, какие могут быть гипотезы?)

        Пути реализации:групповая работа, «мозговая атака»,  индивидуальные суждения, предложения, выдвинутые преподавателем.

        Результат: наличие ряда гипотез.

Спектр изменений личности студента: проявляется гибкость мышления, формируется умение мысленно прослеживать путь решения, аналитико- прогностические умения.

        Этап 5-й, сужение поля поиска. Цель: проработать каждое из выдвинутых предложений с целью отвеса неперспективных. (Какие гипотезы неперспективны? Какие более перспективны?)

        Путь реализации: коллективное обсуждение, групповая работа, индивидуальные суждения, изложение-рассуждение преподавателя.

          Результат: сужение поля поиска решения, определение рабочей гипотезы.

        Спектр изменения личности: формируется умение делать эскизный проект решения проблем, анализировать перспективность гипотез, определять недостатки и достоинства предложений.

         Этап 6-й, доказательство  рабочих гипотез. Цель: доказать рабочую гипотезу. (Как доказать ? Какое обоснование мы можем предложить?)

        Путь реализации: групповая работа, последовательное поведение доказательства несколькими студентами и представителем группы. Доказательство гипотезы самим преподавателем (мини-лекция), коллективное (фронтальная беседа).

        Результат: наличие стройной системы доказательства и уяснение ее сути.

        Спектр изменений личности студента: формируется умение формулировать  и выстраивать логику доказательства, конструировать цепочку причинно-следственных связей.

        Этап 7-й, проверка гипотез. Цель: осуществить рефлексию проделанной работы, сделать вывод. ( Как проверить правильность решения?)

         Пути реализации: задания( на поэтапную проверку правильности выполненных действий, соотнесение начальных условий с характером и содержанием решения и т. д.)

         Результат: убежденность в правильности полученного вывода.

        Спектр изменений личности студента: формируется способность к объяснению , оценке собственных действий, убежденность [1 c. 245].

        Итак, проблемное обучение имеет значительные возможности в подготовке профессиональных кадров, а это значит, что его надо по возможности широко использовать в практике средних специальных учебных заведений. Для этого преподаватель должен иметь как профессиональные умения , так и соответствующий уровень личностного развития.

 

Список литературы

1. Никита Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 202.-288с.  ISBN 5-294-00107-1;

2. Мордовская, А.В. Основы профориентологии: учеб. пособие для бакалавров / А.В. мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко. – 2-е изд., испр.и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2013.-237с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-2170-0;

        3. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практики поведения. – 2-е изд.- М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2005. - 360с. ISBN 5-94798-714-7;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий в творческом развитии личности на музыкальных занятиях

Статья в городском методическом журнале "Методическая панорама" №1, 2014 год...

Использование проектного обучения в творческом развитии личности.

        В наше время наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые тех...

Доклад "Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника"

В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения...

Аналитический отчет "Проблемное обучение как средство мотивации развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Аналитический отчет учителя технологии для заочного этапа конкурса "Учитель года - 2019"...