Проблемное обучение, как технология творческого развития личности
статья
Проблемное обучение начинается с реальной проблемы, что делает обучение более значимым и контекстуализированным. Студенты учатся применять свои знания в практических ситуациях, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. В отличие от традиционных методов обучения, где студенты часто выступают в роли пассивных слушателей, проблемное обучение требует активного участия. Студенты работают в группах, обсуждают, исследуют и анализируют проблемы, что развивает их критическое мышление и навыки сотрудничества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.С. Ишмурзина,
преподаватель английского языка
ГБПОУ «Магнитогорский строительно-
монтажный техникум»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Истоки и сущность проблемного обучения. Развитие продуктивного самостоятельного творческого мышления специалиста, дающего возможность решать сложные производственные задачи, является ведущей целью среднего профессионального образования. Реализовать эту цель в условиях репродуктивного обучения, основанного на усвоении готовой информации, практически невозможно. Именно поэтому преподавателям средних специальных учебных заведений необходимо обратить внимание на проблемное обучение, которое , будучи самостоятельной технологией обучения , одновременно являются основой всех развивающих, творческих технологий.
Проблемный подход к обучению берет свое начало еще сов времен Сократа . Серьезное теоретическое обоснование этот подход получил в работах американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859-1952). В качестве первоосновы обучения Д. Дьюи рассматривал потребности детей, определяя их как инстинкты.
Психоллгические аспектиы проблнемного обучения были раскрыты в 1920-1930 е гг. и в отечественной педагогигике в работах А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейна, котроые выявили психологичсеике закономерности мышлнения , лежащтие в основе проблемного обучения. [1с 232]
Структура проблемного обучения , его уровни и методы. По мере проникновения в сущность проблемного обучения наблюдается тенденция увлечения количества его структурных элементов:
учебная проблема вызывающая соответствующую ситуацию;
гипотеза и предположения по ее разрешению;
обоснование выдвинутой гипотезы;
вывод.
В теории проблемного обучения большинство исследователей выделяет несколько уровней проблемности. Исследовательская работа являет собой самый высокий уровень, при котором обучающиеся самостоятельно выдвигают проблему и решают ее. Этому уровню соответствует исследовательский метод, форма реализации которого- проблемные практические и теоретические задания [2 c. 38].
Частично- поисковый уровень предполагает выдвижение проблемы предполагает выдвижение проблемы (проблемной ситуации) преподавателем, а решение предлагается найти обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя. Это средний уровень проблемности, он может быть организован методом эвристического диалога, форма реализации которого- беседа эвристического характера.
Самый низкий уровень проблемности- проблемное изложение, в ходе которого преподаватель сам выдвигает проблему, создавая у студентов проблемную ситуацию, сам выдвигает гипотезы и сам их доказывает. Метод, соответствующий этому уровню, так и называется — проблемное изложение.
Этапы построения проблемного занятия могут быть следующими:
1)актуализация опорных знаний;
2) анализ проблемного задания;
3) вычленение проблемы;
4) выдвижение всевозможных предположений;
5)сужение поля поиска;
6) доказательство рабочих гипотез;
7)проверка правильности решения.
Прежде всего отметим , что обозначенные выше этапы соотносятся с элементами проблемно-структурированного блока следующим образом: первый, второй и третий этапы соотносятся с организацией проблемной ситуации; четвертый и пятый — с выдвижением гипотезы; шестой с доказательством, седьмой — с выводом [2 c. 45].
Этап 1-й, актуализация опорных знаний. Цель: вспомнить и актуализировать имеющиеся знания.
Пусть реализации: фронтальный опрос, рассказ-выступление, решение задачи, индивидуальный устный ответ с последующими необходимыми уточнениями и добавлениями.
Результат: наличие у студентов опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия противоречий.
Спектр изменений личности студента: формируется умение ответственно относиться к своей позиции и сопоставлять ее с позицией другого, корректировать свою точку зрения.
Этап 2-й, анализ проблемного задания. Цель : понять начальные условия. (Почему это происходит?)
Путь реализации: коллективное обсуждение, изложение преподавателя, постановка проблемного опыта.
Результат: понимание существования, наличия какого-то несоответствия.
Спектр изменения личности студента: формируется умение ответственно относиться к своей позиции и сопоставлять ее с позицией другого, корректировать свою точку зрения.
Этап 3-й, вычленение проблемы. Цель: выявление сути противоречия. (В чем наше затруднение?)
Путь реализации: работа в группах («мозговой штурм»), индивидуальные суждения- выступления, коллективное обсуждение, изложение преподавателем.
Результат: вербальная формулировка проблемы.
Спектр изменений личности студента: формируется развитие логического мышления, вербализация перехода от анализа противоречия к поиску направления его разрешения, самостоятельность суждений, развитие навыков интеллектуального взаимодействия с партнерами по образовательному процессу.
Этап 4-й, выдвижение возможных предположений. Цель: выдвижение предположений по решению проблемы.(Как можно ответить на вопрос, какие могут быть гипотезы?)
Пути реализации:групповая работа, «мозговая атака», индивидуальные суждения, предложения, выдвинутые преподавателем.
Результат: наличие ряда гипотез.
Спектр изменений личности студента: проявляется гибкость мышления, формируется умение мысленно прослеживать путь решения, аналитико- прогностические умения.
Этап 5-й, сужение поля поиска. Цель: проработать каждое из выдвинутых предложений с целью отвеса неперспективных. (Какие гипотезы неперспективны? Какие более перспективны?)
Путь реализации: коллективное обсуждение, групповая работа, индивидуальные суждения, изложение-рассуждение преподавателя.
Результат: сужение поля поиска решения, определение рабочей гипотезы.
Спектр изменения личности: формируется умение делать эскизный проект решения проблем, анализировать перспективность гипотез, определять недостатки и достоинства предложений.
Этап 6-й, доказательство рабочих гипотез. Цель: доказать рабочую гипотезу. (Как доказать ? Какое обоснование мы можем предложить?)
Путь реализации: групповая работа, последовательное поведение доказательства несколькими студентами и представителем группы. Доказательство гипотезы самим преподавателем (мини-лекция), коллективное (фронтальная беседа).
Результат: наличие стройной системы доказательства и уяснение ее сути.
Спектр изменений личности студента: формируется умение формулировать и выстраивать логику доказательства, конструировать цепочку причинно-следственных связей.
Этап 7-й, проверка гипотез. Цель: осуществить рефлексию проделанной работы, сделать вывод. ( Как проверить правильность решения?)
Пути реализации: задания( на поэтапную проверку правильности выполненных действий, соотнесение начальных условий с характером и содержанием решения и т. д.)
Результат: убежденность в правильности полученного вывода.
Спектр изменений личности студента: формируется способность к объяснению , оценке собственных действий, убежденность [1 c. 245].
Итак, проблемное обучение имеет значительные возможности в подготовке профессиональных кадров, а это значит, что его надо по возможности широко использовать в практике средних специальных учебных заведений. Для этого преподаватель должен иметь как профессиональные умения , так и соответствующий уровень личностного развития.
Список литературы
1. Никита Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 202.-288с. ISBN 5-294-00107-1;
2. Мордовская, А.В. Основы профориентологии: учеб. пособие для бакалавров / А.В. мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко. – 2-е изд., испр.и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2013.-237с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-2170-0;
3. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практики поведения. – 2-е изд.- М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2005. - 360с. ISBN 5-94798-714-7;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Применение технологии творческого развития на уроках математики...

Инновационный проект "Информационно-коммуникативные технологии в работе ДШИ как средство интеллектуально-творческого развития личности. Опыт применения интернет - технологий на уроках «Фортепиано»
Данная разработка посвящается проблеме применения информационно - коммуникационных технологий на уроке «Фортепиано» в Дет...

Применение педагогических технологий в творческом развитии личности на музыкальных занятиях
Статья в городском методическом журнале "Методическая панорама" №1, 2014 год...

Использование проектного обучения в творческом развитии личности.
В наше время наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые тех...

Доклад "Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника"
В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения...

Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении математики с использованием информационных технологий
отчёт по самообразованию...

Аналитический отчет "Проблемное обучение как средство мотивации развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"
Аналитический отчет учителя технологии для заочного этапа конкурса "Учитель года - 2019"...
