Доклад «К вопросу о необходимости изучения произведений, основанных на исторических реалиях эпохи сталинизма» .
статья

Наталья Санжеевна Мадасова

На материале повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

Актуальность изучения этого произведения неоспорима. Для Современных детей, зараженных "клиповым мышлением, воспринимающим готовые картинки, живущим в комфортной среде. Важно показать, что существует, а точнее существовала другая жизнь, другая реальность в нашей стране- страшная и пророй не поддающаяся логике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_gurulbinskoy_shkole.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

«К вопросу о необходимости изучения произведений, основанных на исторических реалиях эпохи сталинизма» 
(на материале повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»).

В прошлом году мы  с 8 классом на уроке литературы читали, анализировали повесть Ольги Громовой"Сахарный ребенок". Актуальность изучения этого произведения неоспорима. Для Современных детей, зараженных "клиповым мышлением, воспринимающим готовые картинки, живущим в комфортной среде. Важно показать, что существует, а точнее существовала другая жизнь, другая реальность в нашей стране- страшная и пророй не поддающаяся логике.

Задача учителя - воспитать чуткого читателя, формировать нравственно- чуткого человека.  Путем прочтения и осмысления произведений, основанных на ист. реалиях сталинизма.

Наших детей нужно встряхивать истор. правдой, чтобы пробудить гуманность, милосердие и сопереживание,  научить воспримать чужую боль и страдание как собственную.

«... . Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти... Но человека с молоточком нет...» (А.П. Чехов, «Крыжовник»).

Почему  именно "Сахарный ребенок". Это историческая правда и личная трагедия советской семьи, описанная словами девочки- Стеллы Нудольской- героини рассказа.

Цели урока: - познакомить учащихся со сталинскими  репрессиями и проанализировать роман Ольги Громовой  «Сахарный ребенок»;

- воспитать у учащихся чувство патриотизма, бережного наследия к истории России;

- развивать чувство милосердия и сострадания к людям, оказавшимся «заложниками» политической системы.

История с цветком- заставила дрогнуть учащихся""". Одна дев сказала- в это трудно поверить, что все это случилось с одной девочкой и ее мамой. Этих испытаний хватило бы на несколько жизней.

: «Чтобы понять, как сложно и тяжело было героям романа Эле и ее маме, отправленным в лагерь в Киргизии как ЧСИР и СОЭ, мы разделились на  четыре группы». Каждая группа анализирует главы, подбирает исторический материал и выбирает для себя символику группы. В результате работы каждая группа должна прийти к выводу - ответу на вопрос: Кто есть человек - свободная личность или «раб» политической системы?»

1 группа

«Пострадавшие»: Стелла и ее мама

2 группа

 «Родственники пострадавших»

3 группа

«Невинные люди» - жители СССР

 4 группа

« Палачи»

 ( «карательная система»- представители НКВД)

2.Анализ глав романа.

Задание:- Какими эмоциями проникнута каждая глава худ. произведения?

- О чем повествует глава?

- Что помогло героиням романа и участникам страшных «страниц истории» преодолеть страх, боль и отчаяние? –

- Что пережили Эля и ее мама?

  1. Разработка «продукта урока» - символа группы.  Защитное слово - напутствие подрастающему поколению. Озвучивание вывода.

 

Символ мира и гармонии -  белые голуби

«Мы – люди, пострадавшие от политических репрессий, завещаем подрастающему поколению быть добрыми, толерантными, уважать свои интересы и интересы друг друга.  Мы - за мир, гармонию и добро. Наш символ -  белый голубь».

Символ любви и искренности - красные сердца.

«Мы -  родственники пострадавших - те, кто всегда ждал, любил  и надеялся на возращение наших близких,  завещаем подрастающему поколению  всегда верить, любить и никогда не отчаиваться. Наш символ - красные сердца».

Символ добра, сострадания и оптимизма - улыбка

 («смайлик»).  

 « Мы – невинные люди - жители СССР  были свидетелями происходящих событий 30-40 гг. Нам страшно было показаться яркими, говорить правду. Но мы сохраняли веру в лучшее будущее, учились, читали  и улыбались. Наш символ - улыбка».

Символ зла, насилия и смерти – топор палача.

« Мы - представители НКВД раскаиваемся в содеянном. Мы - «преступники» против жизни и свободы людей. За нашим хладнокровием и жестокостью стоят страшные цифры: 1,58 млн.  арестованных людей  и  682 тыс. приговоренных к расстрелу. Наш  символ

- топор палача».

 

  1. Заключение урока:

Слово учащейся - роль Стеллы Нудольской: « Мы, пострадавшие от зла и насилия политической системы, смогли преодолеть страх, боль и испытания благодаря силе любви. Пусть никогда и как бы вам не было страшно, холодно, голодно и, казалось бы,  нет выхода - вы всегда знали, что жизнь продолжается и, наконец,  «Хороших людей -  всегда больше» (цитата из романа). Таким образом, свобода - это твое состояние души, если ты внутренне свободен, то тебя рабом сделать нельзя!

   Звучит музыка Эннио Морриконе «Ветер плачь».

«Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы)». ( Из аннотации к книге).

Читая и обсуждая на уроках книгу Ольги Громовой современные дети знакомятся с историей, с тем, как в один миг, по доносу завистливого человека можно лишиться почти всего: горячо любимого отца, уютного дома, привычной комфортной среды, родного города и стать"врагами народа" с практическим отсутствием прав и свобод.

Но при этом не потерять надежду в лучшее будущее, суметь сохранить любовь и не очерстветь, не обозлиться от невыносимых условий жизни и политической несправедливости.

Что открывают  учащиеся для себя?

Заветы мамы и Стеллы Нудольских:

1) Не позволяй себя бояться

2) Хороших людей больше, чем плохих

3)Рабство- это состояние души . Свободного человека рабом сделать нельзя

Что открыли себя?

 То что человек  в годы Сталинских репрессий может пережить:

1) физическую боль,

2) унижение

3)голод

4) тяжелые климатические условия и условия труда

Но! Сохранить в себе человеч.достоинство, любовь

"Продукт" урока

Может я и утрирую, но на последнем уроке по "Сахарному ребенку" даже самые циничные, в чем- то самодовольные ученики, сидели и проникновенно слушали выступления одноклассников  и при этом активно работали сами. Как будто и в их умах, забитых компьютерными играми, модными блогерами  и пафосным инстграммом, появился "свет" от страшной правды книги, от того, что было со многими меньше стал лет назад....

Возвращаясь к теме выступления подытожу, что между читать или не читать такие проивзедения.? Все мы однозначно ответим: Читать, анализировать,  переживать... И воспитывать детей через прочтение такой литературы.

Спасибо за внимание...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по истории "Отражение исторических реалий в современных массмедиа".

Описание практической работы по истории, проведённой учениками 9 класса МОУ СОШ № 27 г. Подольска.Цель работы: выяснить степень достоверности отражения исторических фактов в современных массмедиа.Мате...

«Дети Арбата» Рыбакова, как отражение эпохи «сталинизма». 11 класс

Цели:Обучающие:    1.Познакомить с творчеством А. Рыбакова, а именно с трилогией «Дети Арбата»....

элективный курс по английскому языку"Произведения английских и американских писателей эпохи критического реализма"

Художественные произведения авторов данного курса рассматриваются в фокусе постановки проблемных вопросов. В диалогической и монологической речи учащиеся учатся  отстаивать разные точки зрения, в...

Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.

В работе подробно освещена история  дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя»»

Конспект урока  литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».Дата: 23 ноября 2017Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить анализировать текст худож...

Исторический квест «Эпоха Средневековья»

Сценарий исторического квеста. Мероприятие проводилось в рамках недели истории, но может быть использовано и как урок повторения и систематизации знаний.В игре – викторине принимают участие кома...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...