Доклад «К вопросу о необходимости изучения произведений, основанных на исторических реалиях эпохи сталинизма» .
статья
На материале повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»
Актуальность изучения этого произведения неоспорима. Для Современных детей, зараженных "клиповым мышлением, воспринимающим готовые картинки, живущим в комфортной среде. Важно показать, что существует, а точнее существовала другая жизнь, другая реальность в нашей стране- страшная и пророй не поддающаяся логике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«К вопросу о необходимости изучения произведений, основанных на исторических реалиях эпохи сталинизма»
(на материале повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»).
В прошлом году мы с 8 классом на уроке литературы читали, анализировали повесть Ольги Громовой"Сахарный ребенок". Актуальность изучения этого произведения неоспорима. Для Современных детей, зараженных "клиповым мышлением, воспринимающим готовые картинки, живущим в комфортной среде. Важно показать, что существует, а точнее существовала другая жизнь, другая реальность в нашей стране- страшная и пророй не поддающаяся логике.
Задача учителя - воспитать чуткого читателя, формировать нравственно- чуткого человека. Путем прочтения и осмысления произведений, основанных на ист. реалиях сталинизма.
Наших детей нужно встряхивать истор. правдой, чтобы пробудить гуманность, милосердие и сопереживание, научить воспримать чужую боль и страдание как собственную.
«... . Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти... Но человека с молоточком нет...» (А.П. Чехов, «Крыжовник»).
Почему именно "Сахарный ребенок". Это историческая правда и личная трагедия советской семьи, описанная словами девочки- Стеллы Нудольской- героини рассказа.
Цели урока: - познакомить учащихся со сталинскими репрессиями и проанализировать роман Ольги Громовой «Сахарный ребенок»;
- воспитать у учащихся чувство патриотизма, бережного наследия к истории России;
- развивать чувство милосердия и сострадания к людям, оказавшимся «заложниками» политической системы.
История с цветком- заставила дрогнуть учащихся""". Одна дев сказала- в это трудно поверить, что все это случилось с одной девочкой и ее мамой. Этих испытаний хватило бы на несколько жизней.
: «Чтобы понять, как сложно и тяжело было героям романа Эле и ее маме, отправленным в лагерь в Киргизии как ЧСИР и СОЭ, мы разделились на четыре группы». Каждая группа анализирует главы, подбирает исторический материал и выбирает для себя символику группы. В результате работы каждая группа должна прийти к выводу - ответу на вопрос: Кто есть человек - свободная личность или «раб» политической системы?»
1 группа «Пострадавшие»: Стелла и ее мама | 2 группа «Родственники пострадавших» | 3 группа «Невинные люди» - жители СССР | 4 группа « Палачи» ( «карательная система»- представители НКВД) |
2.Анализ глав романа.
Задание:- Какими эмоциями проникнута каждая глава худ. произведения?
- О чем повествует глава?
- Что помогло героиням романа и участникам страшных «страниц истории» преодолеть страх, боль и отчаяние? –
- Что пережили Эля и ее мама?
| |||
Символ мира и гармонии - белые голуби «Мы – люди, пострадавшие от политических репрессий, завещаем подрастающему поколению быть добрыми, толерантными, уважать свои интересы и интересы друг друга. Мы - за мир, гармонию и добро. Наш символ - белый голубь». | Символ любви и искренности - красные сердца. «Мы - родственники пострадавших - те, кто всегда ждал, любил и надеялся на возращение наших близких, завещаем подрастающему поколению всегда верить, любить и никогда не отчаиваться. Наш символ - красные сердца». | Символ добра, сострадания и оптимизма - улыбка («смайлик»). « Мы – невинные люди - жители СССР были свидетелями происходящих событий 30-40 гг. Нам страшно было показаться яркими, говорить правду. Но мы сохраняли веру в лучшее будущее, учились, читали и улыбались. Наш символ - улыбка». | Символ зла, насилия и смерти – топор палача. « Мы - представители НКВД раскаиваемся в содеянном. Мы - «преступники» против жизни и свободы людей. За нашим хладнокровием и жестокостью стоят страшные цифры: 1,58 млн. арестованных людей и 682 тыс. приговоренных к расстрелу. Наш символ - топор палача». |
- Заключение урока:
Слово учащейся - роль Стеллы Нудольской: « Мы, пострадавшие от зла и насилия политической системы, смогли преодолеть страх, боль и испытания благодаря силе любви. Пусть никогда и как бы вам не было страшно, холодно, голодно и, казалось бы, нет выхода - вы всегда знали, что жизнь продолжается и, наконец, «Хороших людей - всегда больше» (цитата из романа). Таким образом, свобода - это твое состояние души, если ты внутренне свободен, то тебя рабом сделать нельзя!
Звучит музыка Эннио Морриконе «Ветер плачь».
«Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы)». ( Из аннотации к книге).
Читая и обсуждая на уроках книгу Ольги Громовой современные дети знакомятся с историей, с тем, как в один миг, по доносу завистливого человека можно лишиться почти всего: горячо любимого отца, уютного дома, привычной комфортной среды, родного города и стать"врагами народа" с практическим отсутствием прав и свобод.
Но при этом не потерять надежду в лучшее будущее, суметь сохранить любовь и не очерстветь, не обозлиться от невыносимых условий жизни и политической несправедливости.
Что открывают учащиеся для себя?
Заветы мамы и Стеллы Нудольских:
1) Не позволяй себя бояться
2) Хороших людей больше, чем плохих
3)Рабство- это состояние души . Свободного человека рабом сделать нельзя
Что открыли себя?
То что человек в годы Сталинских репрессий может пережить:
1) физическую боль,
2) унижение
3)голод
4) тяжелые климатические условия и условия труда
Но! Сохранить в себе человеч.достоинство, любовь
"Продукт" урока
Может я и утрирую, но на последнем уроке по "Сахарному ребенку" даже самые циничные, в чем- то самодовольные ученики, сидели и проникновенно слушали выступления одноклассников и при этом активно работали сами. Как будто и в их умах, забитых компьютерными играми, модными блогерами и пафосным инстграммом, появился "свет" от страшной правды книги, от того, что было со многими меньше стал лет назад....
Возвращаясь к теме выступления подытожу, что между читать или не читать такие проивзедения.? Все мы однозначно ответим: Читать, анализировать, переживать... И воспитывать детей через прочтение такой литературы.
Спасибо за внимание...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по истории "Отражение исторических реалий в современных массмедиа".
Описание практической работы по истории, проведённой учениками 9 класса МОУ СОШ № 27 г. Подольска.Цель работы: выяснить степень достоверности отражения исторических фактов в современных массмедиа.Мате...
«Дети Арбата» Рыбакова, как отражение эпохи «сталинизма». 11 класс
Цели:Обучающие: 1.Познакомить с творчеством А. Рыбакова, а именно с трилогией «Дети Арбата»....
элективный курс по английскому языку"Произведения английских и американских писателей эпохи критического реализма"
Художественные произведения авторов данного курса рассматриваются в фокусе постановки проблемных вопросов. В диалогической и монологической речи учащиеся учатся отстаивать разные точки зрения, в...

Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.
В работе подробно освещена история дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя»»
Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».Дата: 23 ноября 2017Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить анализировать текст худож...

Исторический квест «Эпоха Средневековья»
Сценарий исторического квеста. Мероприятие проводилось в рамках недели истории, но может быть использовано и как урок повторения и систематизации знаний.В игре – викторине принимают участие кома...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)
Интегрированный (бинарный) урок литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...
