ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
проект
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
“Профилактика деструктивного поведения обучающихся под влиянием негативного контента в сети Интернет”
(в очно-заочной форме с применением ДОТ и ЭО)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
“Профилактика деструктивного поведения обучающихся под влиянием негативного контента в сети Интернет”
(в очно-заочной форме с применением ДОТ и ЭО)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Слушатель: Храмцова Ирина Ивановна,
советник директора по воспитанию МБОУ «Вещевская ООШ», xramczov_86@mail.ru
ПЛАН ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОД ВЛИЯНИЕМ НЕГАТИВНОГО КОНТЕНТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сроки реализации: 2024-2025 учебный год
АКТУАЛЬНОСТЬ
Профилактика деструктивного поведения школьников в сети Интернет является актуальной. В современном мире дети сталкиваются с разнообразными онлайн-угрозами, такими как кибербуллинг, распространение вредоносной информации, исключение из сообщества. Эффективная профилактика помогает формировать у школьников цифровую грамотность, развивать навыки самоконтроля и эмоционального интеллекта, обеспечивая безопасное взаимодействие в виртуальной среде.
Цель - создание условий для информационной безопасности детей для обучения и общения.
Задачи:
- Защитить детей от информации, распространяемой в сети Интернет, причиняющей вред их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.Профилактика кибербуллинга: Предоставление образовательных материалов и тренингов, направленных на предотвращение и борьбу с онлайн-травлей и унижением.
- Развитие эмоционального интеллекта: Проведение занятий и тренингов по развитию навыков эмоциональной саморегуляции и понимания влияния своих действий в виртуальном пространстве.
- Создание поддерживающей среды: Содействие формированию позитивных отношений и взаимопонимания между учениками, а также вовлечение родителей и педагогов в процесс поддержки детей в онлайн-мире.
- Мониторинг и анализ: Разработка систем мониторинга для выявления потенциальных проблем, а также анализ данных для постоянного совершенствования программ профилактики.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:
Проблемы конфиденциальности и безопасности данных: Работа с информацией о школьниках и их онлайн-активности может столкнуться с вопросами конфиденциальности, требующими тщательного управления и защиты.
Недостаточная обратная связь: Отсутствие системы обратной связи с учащимися, родителями и педагогами может привести к недостаточной информированности о том, как программа воздействует на участников.
Сложности в оценке эффективности: Измерение воздействия профилактических мер может быть сложным, особенно в психологическом и социальном контексте, что затрудняет объективную оценку достигнутых результатов.
Ожидаемые результаты от профилактики деструктивного поведения в сети Интернет:
Улучшение онлайн-безопасности: Участники будут оснащены знаниями и навыками для безопасного использования интернет-ресурсов, снижая риски сталкивания с киберугрозами.
Снижение случаев кибербуллинга: Эффективная профилактика должна уменьшить случаи онлайн-травли и унижения, создавая поддерживающую среду для детей.
Развитие эмоциональной стабильности: Программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта, помогут детям лучше понимать и управлять своими эмоциями при взаимодействии в сети.
Формирование положительных онлайн-отношений: Профилактика должна способствовать развитию позитивных отношений между школьниками, способствуя сотрудничеству и взаимопониманию.
Саморегуляция поведения: Профилактические меры направлены на развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, что позволяет детям осознанно управлять своим поведением в онлайн-среде.
Создание позитивного онлайн-образа: Участники профилактических программ будут оснащены знаниями о том, как строить положительный имидж в сети, что влияет на их цифровую репутацию и социальное восприятие.
Снижение уровня стресса и тревожности: Поскольку деструктивное поведение может вызывать стресс и тревожность, эффективная профилактика способствует снижению этих негативных эмоциональных состояний.
Стимулирование творчества и обучения: Защищенная онлайн-среда поощряет творчество и активное обучение, способствуя развитию цифровых компетенций у школьников.
Социальная ответственность: Профилактика направлена на формирование у детей понимания своей социальной ответственности в сетевом пространстве, поощряя соблюдение этических норм и правил общения.
Конспект классного часа на тему: «Безопасный интернет»
для учеников 9 класса.
I. Введение
Вступительное слово социального педагога.
II. Основная часть
1. Программа для предотвращения негативного воздействия в интернете.
2. Кибербуллинг. Проявления кибербуллинга.
3. Хейтеры. Причины «хейтерства». Виды хейтеров.
4. Заключительная часть. Рефлексия. Игра «письма счастья».
III. Заключение. Обсуждение дополнительных вопросов для получения обратной связи от учащихся.
IV. Приложения:
1. Приложение по правилам безопасности в сети интернет.
2. Приложение бланк для игры «письма счастья».
Классный час посвящен теме кибербуллинга и агрессии в интернет пространстве, безопасности в сети интернет.
Цель: Расширить знания обучающихся на тему кибербуллинга в сети интернет, научить обучающихся защищать себя в медийном пространстве, повлиять на отношение психологического климата и переосмысление обучающихся, переоценку коммуникативной стратегии, изменение представления о коммуникативной стратегии в интернет пространстве.
Задачи:
1. Ознакомить обучающихся 9 класса с понятием «Кибербуллинг».
2. Понять и перечислить вместе с обучающимися последствия, к которым приводит «Кибербуллинг».
3. Проиграть ситуации, в которых обучающиеся оказались жертвами кибербуллинга и сформулировать способы выхода из них.
4. Проиграть ситуации, в которых обучающиеся оказались агрессорами. Ответить на вопросы: «Что вам это дает? Самоутверждаетесь? Насколько в есть в этом смысл? Есть ли другие способы самоутверждения?
5. Перечислить правила безопасного использования интернет – пространства.
6. Получить обратную связь по проведенному классному часу.
Форма классного часа: групповая дискуссия.
Ожидаемые результаты:
- повышение осведомленности заданной темы;
- усвоение правил, выработанных на занятии, способствующих защите своего
медийного пространства и психологического состояния;
- изменение отношения к явлению кибербуллинга;
- снижение уровня агрессии;
- изменение системы ценностей, принципов коммуникаций.
Материалы для проведения занятия: Заранее заготовленные бланки для игры «письма счастья».
Содержание
Вступительное слово социального педагога.
Социальный педагог:
Все мы знаем, что такое интернет. Мы им пользуемся им очень часто, он стал неотъемлемой частью жизни. Технологии нашего века дошли до таких ступеней, что интернет мы носим с собой в кармане. А ведь совсем недавно лет 10-15 назад мы о таком и подумать не могли. Диски… Кто сейчас пользуется дисками? Сейчас это устаревший вариант носителя, у всех флешки. А кто помнит дискеты? А теперь вспомните свой компьютер, ноутбук, там есть дисковод? Уже у многих дисковода и нет.
А кто может мне ответить, что такое интернет? когда он стал широко известен?
Интернет (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) – это всемирная система объединенных компьютерных сетей и передачи информации.
Основная часть
Социальный педагог:
В 2024 году в сети интернет «проводит время» почти каждый житель нашей планеты. Возраст пользователей интернета молодеет. Самые маленькие детки в 5-6 лет могут включить себе мультики в интернете. И многие, наверное, слышали про такую вещь, как родительский контроль. Кто знает, что это такое?
Родительский контроль - программа в Интернете для предотвращения предполагаемого негативного воздействия на опекаемого человека (обычно ребёнка).
Вы, конечно, уже ребята взрослые и вам эта функция не нужна, но раз появилась такая функция, то отчего она оберегает? (реклама, категория 18+ и т.д.) А как думаете, что вам может угрожать в сети? Вас надо от чего-то оберегать? (вирусы, мошенники, опасные игры (распространенная игра «синий кит», «разбуди меня в 4:20» …), зависть других людей, негатив и агрессия в комментариях, «Кибербуллинг».)
Интернет-травля или кибертравля – это намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщения другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.
Кибербуллинг имеет много разных проявлений от безобидных приколов, шутки, до опасных - психологическое воздействие, приводящее к суицидам.
Кибербуллинг всегда направлен на угнетение, оскорбление личности.
У жертвы в результате кибербуллинга появляется чувство стыда, тревоги, апатии, которые впоследствии перерастают в суицидальные попытки (некоторые из них были доведены до завершения).
Как думаете, как может проявляться кибербуллинг?
1.Клевета - распространение неправдивой информации.
2. Надувательство - выманивание какой - либо личной информации у жертвы, и потом использование ее в личных целях.
3. Перепалки - обмен маленькими эмоциональными репликами, как правило, участие принимают двое.
4. Самозванство – «быкование», перевоплощение в другую личность.
5. Нападки - регулярные высказывания в адрес жертвы, могут доходить до того, что шлют смс жертве, звонят на телефон.
6. Киберпреследование - это одна из самых ужасных форм. Жертву скрыто выслеживают для совершения нападения, избиения, изнасилования.
Как влияет на человека кибербуллинг?
Невидимое психологическое воздействие представляет большую опасность для здоровья:
- Между эпизодами травли человек испытывает ярость, злость, неловкость.
- Теряет интерес к увлечениям, начинает их стыдиться.
- На фоне бессилия развивается депрессия.
- Появляется хронический стресс.
- Появляются головные боли, бессонница, нарушение внимания.
Кто из вас сталкивался с чем - то подобным?
Сталкивались сами или видели как зрители ( в комментариях)?
Как думаете, что испытывает жертва кибербуллинга?
Жертва кибербуллинга испытывает обиду, злость, угнетенность, страх, а на фоне всей гаммы эмоций может даже терять интерес к жизни.
Людей, которые занимаются кибербуллингом, называют «Хейтеры». «Хейтер» с английского переводится, как ненавистник. Впервые термин появился у реперов, они так называли тех, кто относится негативно к их творчеству.
Чаще всего хейтеров можно встретить на таких площадках, как «вконтакте», «инстаграмм», «одноклассники».
Кто подвержен кибербуллингу?
Чаще всего кибербуллингу, а точнее нападкам хейтеров, подвержены знаменитости, блогеры, политики, дизайнеры.
Как думаете, у кого очень большая армия антифанатов?
У Ольги Бузовой. Если вы являетесь тем, кто ведет свой блог или канал, и у вас стали появляться хейтеры, то вы добились популярности. Поздравляю!
Почему хейтеры так поступают?
Хейтер может наброситься на любого автора статьи, не зная его лично, причины могут быть самые разные.
Самые примитивные причины:
- зависть;
- плохое настроение, незадавшийся день;
- являясь в жизни «лузером», показать себя в другой жизни – интернет героем. Чаще всего такое можно встретить в онлайн играх.
Большая часть хейтеров - это подростки, но встречаются и взрослые люди. Взрослыми движет жажда славы, привлечение к себе внимания. Желание придать себе значимость. Они выискивают чужие недостатки, высмеивая их, придают, по их мнению, себе превосходство.
Виды хейтеров:
- Моралфаги - это личности, которые оценивают поведение других. Они все поступки называют аморальными, в комментариях встречается мат, угрозы расправы.
- Граммар-нации. Имеют педантичное отношение к текстам, и за любую опечатку могут выплеснуть волну агрессии.
- Святоши. «Ой, как вы можете так жить, это же неправильно!» – это малая часть того, что появится у вас в комментариях. Ваши фотографии в купальниках для них, как красная тряпка для быка.
- Зоошиза. У таких людей ненормальное отношение к животным. Их двери могут быть открыты всем животным, или определенному виду - собакам, кошкам. Главный объект нападок, люди, которые едят мясо, носят обувь из кожи.
- Зож. Ваша фотография с шампанским вызовет шквал эмоций, потому что здоровый образ жизни они ценят превыше всего.
- Диванные политики или «диванные войска». Эти люди знают все про политику и как управлять страной, как лучше всех учить, лечить. Они похожи на бабушек и дедушек на лавочках, обсуждающих политику, только они моложе и именно в интернете проводят обсуждения.
- Тролли. Этих товарищей «хлебом не корми, дай кого - нибудь облить грязью». Для них не проблема - раскрутить конфликт из ничего, и порции негатива прольются сполна.
- Сексисты. Люди, которые предвзято относятся к другим на гендерном фоне. В сторону парней, помогающим по дому обрушивается порция комментариев, что парень подкаблучник. В адрес девушки, строящей карьеру - комментарии, что ее место у плиты.
Рефлексия
Игра письма «счастья»
Материал для игры: заготовить лист бумаги так, что сверху шапка широкая, а снизу идут более узкие строчки.
Ход игры:
1 Вариант. Каждому участнику раздается по листу бумаги. Получив листы, каждый участник в верхней колонке «шапке» пишет «пост», точно также, как пишут пост в интернете.
Далее листы можно собрать, перетасовать и раздать или просто пустить по кругу. В нижних строках все пишут по неприятному «комментарию» к посту.
Листы тасуем и передаем несколько раз.
Психолог собирает листы и начинает зачитывать пост-заголовок, потом комментарии.
Аудитория внимательно слушает, потом говорит свое мнение.
Аудитория отвечает на вопросы:
Как вы думаете, что чувствует автор после таких комментариев?
Что чувствовал тот, кто писал комментарий? Какая цель у данного комментария?
2 Вариант. Психолог сам заготавливает посты, раздает листы и просто собирает «комментарии с аудитории».
3 Вариант. И посты, и комментарии заготовлены и психолог просто раздает листы аудитории. Потом один участник встает, читает, что ему досталось, и рассказывает, что чувствует, по его мнению, тот кто писал пост? Что хотели донести тем или иным комментарием?
Итог игры: участники делятся своим мнением, ощущениями о произошедшем.
Дополнительные вопросы для получения обратной связи от обучающихся:
Как отличить критику от кибербуллинга?
Где вы встречали кибербуллинг?
Как ваш страх может быть вам помощником при противодействии хейтерам?
Ваш страх - это прекрасный ресурс помощи! Благодаря страху люди во все века заставляли себя думать и создавать защиту от нападения. Чем умнее защита, тем более неуязвимы становятся люди. Благодаря страху вы начинаете действовать, бороться, и чем лучше у вас будет получаться противостоять кибербуллерам, тем больше у вас появится смелости и внутренней уверенности в себе!
Кибербуллинг и травля в реальной жизни - у этих явлений разные механизмы возникновения?
Одни и те же. У людей «вылезают» теневые чувства, которые они стараются скрывать даже от самих себя. При этом в реальной жизни, если возникает какой-то конфликт, люди обычно успокаиваются быстрее. Это большая редкость, когда в школьном классе или в офисе всё раздувается до совсем уж нездорового формата, как это иногда происходит в сети. Как правило, конфликт удаётся урегулировать на начальных этапах, если кто-то берёт ответственность за происходящее. В соцсетях никто ни за что не отвечает. Растёт собственная значимость, появляется агрессия — всё это требует выхода наружу, именно поэтому хейтер получает удовольствие во время травли жертвы.
Если вы столкнулись с кибербуллингом и сами не можете противостоять ему, к кому, как вы думаете, можно обратиться?
Приложение по правилам безопасности в сети интернет
Как себя вести, если столкнулись с кибербуллингом?
1. Игнорировать все нападки. Не стоит отвечать и вступать в дискуссию. Цель хейтера - вывести вас на диалог.
2. Удалить и заблокировать страничку кибербуллера. Внести его в черный список.
Умелые блогеры могут стравить фанатов и кибербуллера, тогда у них и просмотры увеличатся и рейтинг. А сами наблюдают перепалку со стороны.
Как защититься от кибербуллинга?
1.Иногда буллинг из реальной жизни переходит в виртуальную – и тогда, обидчик создает фейковый профиль, чтобы жертва не узнала его. Опасайся всяких «безымянных» страничек и всегда старайся проверять информацию о людях, с которыми начинаешь общаться.
2. Никому никогда не рассказывать и не публиковать свои личные данные.
3 Опубликованные фото или видеоматериалы в Интернете – любой желающий может скопировать и потом воспользоваться ими в своих целях.
4. Не открывай файлы, полученные от людей, которых ты не знаешь. Неизвестно, что они могут содержать: это может быть как вирус, так и незаконный материал.
5.Не верь спаму (нежелательной электронной рассылке) и не отвечай на него.
6. Следи за тем, что пишешь. Не пиши людям то, что никогда бы не сказал им в лицо.
А есть ли что - то положительное в кибербуллинге и хейтерах?
В заключение выделим положительное от хейтеров:
- Повторимся: если у вас появился хейтер, то ваш блог, страничка набирает популярность.
- Столкновение с хейтерами учит защищать свое мнение, грамотно высказывать точку зрения, тренирует противодействие хамству.
Встречая хейтера вспоминаем сразу простые вещи:
- Нельзя нравиться всем. Ни в жизни, ни в сети интернет, вы не сможете всем угодить, да этого и не нужно делать. Недовольные найдутся всегда. Ваша реакция на негатив и ваш ответ, формируют ваш онлайн образ. Решайте кем вы хотите быть в сети - скандальным блогером или рассудительной личностью.
- Спорить бесполезно. Если появился отрицательный комментарий и вы хотите проверить его на наличие хейта, можно ответить один раз. Дальше диалог станет дискуссией, лучше его прекратить.
- Отключите эмоции.
Приложение
Бланк для игры «письма счастья»
Пост. |
Комментарий. |
Комментарий. |
Комментарий. |
Комментарий. |
Комментарий. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методические материалы
1. Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л.Ю. Вакорина, Н.Н. Васягина, Ю.А. Герасименко, И.В. Пестова. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 41 с
2. Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых). Электронный ресурс. Режим доступа: https://fioco.ru/методика-профилактики-деструктивного-поведения (Дата обращения: 17.12.2021)
4. Методические рекомендации по организации обследования детей и подростков с нарушениями поведения / С. В. Алехина, В. В. Делибалт, Н. В. Дворянчиков и др. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sakhalinadeti.ru/files/2018/10/ (Дата обращения: 17.06.2022)
5. Методические рекомендации по организации обследования детей и подростков с нарушениями поведения / С. В. Алехина, В. В. Делибалт, Н. В. Дворянчиков и др. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017
https://vsvoemdome-ru.turbopages.org/vsvoemdome.ru/s/psihologiya/hejtery-kto-ehto
https://www.gq-blog.com/interesting-to-know/mysli/heitery.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-травля
https://media.mts.ru/technologies/196848-travlya-rebenka-v-internete-i-kak-s-ney-borotsya/#top
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике асоциального поведения учащихся подростков".
Подростковый возраст - время становления характера. Именно в это период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу своей занятости, родители все меньше и меньше уделяют времен...

План мероприятий по профилактике деструктивного поведения.
Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обучающихся обусловлено тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме про...

«Психосоциальное здоровье обучающихся как важнейший компонент профилактики деструктивного поведения (профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде)»
laquo;Психосоциальное здоровье обучающихся как важнейший компонент профилактики деструктивного поведения (профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде)»...

План по профилактике деструктивного поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной организации.
Актуальность проблемы профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних связана со значительным количеством подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и нуждающихся в системати...

План по профилактике деструктивного поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной организации.
Актуальность проблемы профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних связана со значительным количеством подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и нуждающихся в системати...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Теперь я знаю..." (профилактика девиантного поведения)
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Теперь я знаю..." (профилактика девиантного поведения)...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГБОУ ЛО « СИВЕРСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ»
АКТУАЛЬНОСТЬ :Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, нам...

